Классификация шрифтов. Применение шрифтов

Содержание

Слайд 2

Цели и задачи урока Цель: ознакомить учащихся с видами письма. Классификацией

Цели и задачи урока

Цель: ознакомить учащихся с видами письма. Классификацией

шрифтов. Применением шрифтов. Историей русского шрифта.
Задачи:
Научить учащихся выполнять декоративные шрифты различной сложности;
Развивать творческое воображение учащихся;
Воспитывать стремление добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
Слайд 3

Словарь Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок

Словарь

Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов

определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Слайд 4

Слайд 5

Появилось иероглифическое письмо. Первые книги были глиняные, писали текст деревянной палочкой

Появилось иероглифическое письмо. Первые книги были глиняные, писали текст деревянной

палочкой - клином ( клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.
Слайд 6

История развития шрифтов Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит

История развития шрифтов

Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов

мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.
Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.

Финикийский алфавит

Слайд 7

История развития шрифтов Латинский и русский алфавит построены на единой графической

История развития шрифтов

Латинский и русский алфавит построены на единой графической основе

и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов.
Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика.
Ещё вариант рукописного римского письма — курсив.

Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме

Слайд 8

История развития шрифтов В VI веке появляется новый стиль письма —

История развития шрифтов

В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого

шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.

Унциал.

Слайд 9

История развития шрифтов Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму

История развития шрифтов

Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи

Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.

Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

История развития шрифтов В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены

История развития шрифтов

В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со

сторонами, поделенными на 10 частей.
Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.

Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г.

Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.

Слайд 13

История развития шрифтов В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт,

История развития шрифтов

В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются

и в наше время.
В XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.

Готическое письмо

Слайд 14

Славянские шрифты В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и

Славянские шрифты

В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские

шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ей писались грамоты и официальные документы.

Кириллица

Древнерусский полуустав.

Древнерусская скоропись.

Декоративное древнерусское письмо — вязь.

Слайд 15

Славянские шрифты Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта.

Славянские шрифты

Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине

XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.
Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.
Слайд 16

Современные шрифты На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные

Современные шрифты

На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения —

появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
Слайд 17

Слайд 18

Задание: Выполнить зарисовку русского алфавита или одной буквы. Буквы чётко прорисовать.

Задание:

Выполнить зарисовку русского алфавита или одной буквы.
Буквы чётко прорисовать.
Декоративные

элементы букв должны быть однородны и одинаковы по цвету.
Буквы должны быть узнаваемы, читаемы и расставлены по порядку как в алфавите.

Алфавит Antonio Basoli 'Alfabeto Pittorico',1839,25 букв

Слайд 19

Домашнее задание Сообщения на следующие темы: Кириллица. Глаголица. Устав. Полуустав. Скоропись. Гражданский шрифт Петра I.

Домашнее задание

Сообщения на следующие темы:
Кириллица.
Глаголица.
Устав.
Полуустав.
Скоропись.
Гражданский шрифт Петра I.