«Кулинарные страницы» в произведениях писателей XIX века

Содержание

Слайд 2

Цель: нашего исследования является анализ использования темы кулинарии в литературных произведениях

Цель: нашего исследования является анализ использования темы кулинарии в литературных произведениях

XIX века, выявление взаимосвязи литературы и кулинарии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить кулинарные пристрастия писателей XIX века (изучить произведения русских классиков, где присутствуют описания блюд русской кухни и научиться готовить блюда).
2. Проследить историю русской кухни и современных ресторанов, найти современные аналоги старинным рецептам.
3. Определить, чем питались наши предки, жившие в XIX веке, и изучить гастрономические пристрастия современного человека.
4. Узнать, знакомы ли учащиеся с блюдами из литературных произведений.
Слайд 3

Объект исследования: творчество Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П.Чехов и многих других.

Объект исследования: творчество Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П.Чехов и многих других.
Предмет

исследования: кулинарные пристрастья литературных героев ХIХ века : Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П.Чехов и многих других.
Проблема исследования: каковы кулинарные пристрастья литературных героев XIX века Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П.Чехова и многих других.
Гипотеза: если будет проведено исследование, то можно ли доказать, что в век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, но и о духовной пище. Принимая все кулинарные новшества, мы забываем о родной русской кухне, о том, что извлечено опытом, передано от отцов к детям.
Слайд 4

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы,

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы,

сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Древнерусская кухня, развивавшаяся с IX-Х вв. и достигшая наибольшего расцвета в XV-XVI вв. характеризуется общими чертами, во многом сохранившимися и доныне. В начале этого периода появился русский хлеб из дрожжевого ржаного теста, а также возникли все другие важнейшие виды русских мучных изделий: сайки, баранки, сочни, пышки, и т.п.
Слайд 5

Большое место в меню занимали и разнообразные кашицы и каши, считавшиеся

Большое место в меню занимали и разнообразные кашицы и каши, считавшиеся

первоначально обрядовой, торжественной пищей. Количество блюд по названиям было огромно, но по содержанию они немногим отличались одно от другого. В начальный период развития русской кухни складывается и склонность к употреблению жидких горячих блюд, получивших тогда общее название "хлёбова", это и щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заварихи, болтушки. В это же время окончательно складываются все основные типы русских супов, при этом появляются неизвестные в средневековой Руси похмелки, солянки, рассольники.
Слайд 6

На кулинарию XVII в. сильное влияние оказывает татарская кухня, что связано

На кулинарию XVII в.
сильное влияние оказывает
татарская кухня, что связано

с историческими событиями.
В этот период в русскую кухню попадают блюда из пресного теста (лапша, пельмени), а также изюм, урюк, смоква (инжир), лимоны и чай, ставшими на Руси традиционным. Для боярского стола характерным становится большое обилие блюд - до 50, а за царским столом их число вырастает до 150-200. Огромны и размеры этих блюд. Придворные обеды превращаются в помпезный, пышный ритуал, продолжающийся 6-8 часов подряд, и включают в себя почти десяток перемен, каждая из которых состоит из целой серии одноименных блюд. Порядок подачи блюд за богатым праздничным столом, состоящим из 6-8 перемен, окончательно сложился во второй половине XVIII в. Он сохранялся до 60-70-х годов XIX века: горячее (щи, похлебка, уха); холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина); жаркое (мясо, птица); тельное (отварная или обжаренная горячая рыба); пироги (несладкие), кулебяка; каша (иногда подавали со щами); пирожное (сладкие пироги, пирожки); заедки.
Слайд 7

Заключение Данное исследование было попыткой совместить два давних увлечения — хорошую

Заключение Данное исследование было попыткой совместить два давних увлечения — хорошую литературу

и вкусную еду. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: в век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, но и о духовной пище. Погоня за едой экзотической стала для современного человека еще одной забавой, способной отвлечь от ежедневных стрессов, вечно преследующих житейских проблем. Принимая эти кулинарные новшества, мы забываем о родной русской кухне, о том, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. Традиции современной русской кухни складывались многими столетиями, на их формирование существенное влияние оказали как религия, так и различные исторические факторы, в связи с чем, она приобрела многонационально-региональный характер.
Слайд 8

Изучив вопрос о взаимосвязи литературы и кулинарии, можно сделать вывод, что

Изучив вопрос о взаимосвязи литературы и кулинарии, можно сделать вывод, что

рецепты, а также описание самих трапез и традиций в кулинарной культуре, сноски, поясняющие состав и значение блюда, содержащиеся в произведениях художественной литературы, выступают не только материальными свидетелями культуры быта народов, различных социальных групп, но и раскрывают многообразие эстетических представлений людей о красоте окружающего их мира и об их вкусах. По кулинарным пристрастиям в литературных произведениях можно многое сказать о состоянии народа, которому она принадлежит. Сколько вкуснейших блюд приготовили для нас такие мастера русской прозы, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Андрей Мельников-Печерский, Иван Гончаров и многие-многие другие «великие повара» русской литературы. 
Слайд 9

Сколько удовольствия можно получить не только от перечитывания известных с детства

Сколько удовольствия можно получить не только от перечитывания известных с

детства замечательных отрывков, но и обогатить свой кулинарный опыт, приготовив любимые блюда литературных героев. Кушать любят все. Русские тоже. Но у одних народов этот процесс доведен до гастрономического совершенства, другие же опрокидывают в себя стакан тростниковой водки, закусывают его хорошимкуском собачатины и считают проблему решенной. Первые называют вторых варварами, вторые первых - гнилыми аристократами. И обе стороны по-своему правы. Потому что национальная гастрономическая традиция может возникнуть только у развитого народа - и именно в его культурном слое. Разумный человек должен обладать врожденной интуицией и чувством меры. А другому незачем готовить щи. Он обойдется в кулинарии гамбургером, в искусстве - телевизором, в спорте - покером. Так что, перед тем как готовить ужин, не забудьте заглянуть на страницы художественной литературы, потому что кто, как ни талантливые мастера пера, создают национальные кулинарные мифы.