Памятники культуры XVII в

Содержание

Слайд 2

Спас Нерукотворный (Симон Ушаков)

Спас Нерукотворный (Симон Ушаков)

Слайд 3

Икона «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») Симон Ушаков

Икона «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») Симон Ушаков

На

фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа — медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне — образ Богоматери Владимирской. За кремлёвской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного.
Слайд 4

Икона Илья Пророк с житием Холмогорец Семен Спиридонов 1678 г.

  Икона Илья Пророк с житием 

Холмогорец Семен Спиридонов 1678 г.

Слайд 5

Парсуна с изображением Федора Иоанновича (XVII век) парсуны —изображения лиц (персон)

Парсуна с изображением Федора Иоанновича (XVII век)

парсуны —изображения лиц (персон)

В парсуне Фёдора Ивановича заметно слияние

иконописи и живописных приёмов. Одежда и всё прочее, кроме лица, выполнено плоско, а вот в объёмной трактовке головы и лица есть элементы светотеневой моделировки
Слайд 6

Парсуна с царем Алексеем Михайловичем В портрете Алексея Михайловича сочетаются архаичные

Парсуна с царем Алексеем Михайловичем

В портрете Алексея Михайловича сочетаются архаичные приемы

иконного письма с осторожным введением новшеств светотени. В моделировке лица художник накладывает светлые тона на темный подмалевок. 
Слайд 7

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском Это сооружение, состоявшее из 26 соединённых

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Это сооружение, состоявшее из 26 соединённых друг

с другом теремов. Высота некоторых достигала 30 метров. Росписью внутренних помещений руководил иконописец Симон Ушаков. Дворец имел асимметричную планировку и был обшит  тёсом, имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон.
Слайд 8

Храм Покрова в Филях с его возведения началась новая эпоха русского

Храм Покрова в Филях

с его возведения началась новая эпоха русского

зодчества. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта юный царевич Петр едва не погиб, а два брата царицы Натальи Нарышкиной (матери Петра) Иван и Афанасий были зверски убиты. Чудом спаслись на женской половине братья Лев Кириллович и Мартемьян Кириллович Нарышкины.
По легенде, в этот трагический час Лев Кириллович молился перед фамильным образом Спаса Нерукотворного и дал обет, что возведет храм в его честь. Когда 11 июня 1689 года он получил в дар имение в Филях, то решил исполнить свое обещание и возвел на месте деревянного храма новую каменную церковь Покрова

Слайд 9

Теремной Дворец в Московском Кремле Первые каменные жилые покои в царском

Теремной Дворец в Московском Кремле

Первые каменные жилые покои в царском дворце,

позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. 
Слайд 10

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Современный каменный храм построен в 1647—1650

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте

двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны.
Слайд 11

Немецкая слобода В старину на Руси "немцами" называли иностранцев, отсюда и

Немецкая слобода

В старину на Руси "немцами" называли иностранцев, отсюда и название слободы – немецкая,

то есть место, где жили "немые" - не знающие русского языка иноземцы. Располагалась слобода в Москве на правом берегу Яузы
Слайд 12

Славяно-греко-латинская академия Основателями считаются братья Лихуды

Славяно-греко-латинская академия

Основателями считаются братья Лихуды

Слайд 13

«Калязинская челобитная» памятник русской смеховой литературы XVII века. Написана около 1677

«Калязинская челобитная»

памятник русской смеховой литературы XVII века.
Написана около 1677 года в виде пародии на челобитную.

Текст описывает жизнь монахов Троицкого Макарьева монастыря близ Калязина, которые проводят время в безделье и пьянстве.

Язык произведения близок к разговорному, с рифмованными присловьями и прибаутками (характерный пример — «Как бы казне прибыль учинить, а себе в мошну не копить и рубашки б с себя пропить, потому что легче будет ходить»).

Слайд 14

Повесть о «Шемякином суде» древнерусское сказочно-сатирическое повествование о неправедном судье Шемяке,

Повесть о «Шемякином суде»

древнерусское сказочно-сатирическое повествование о неправедном судье Шемяке, литературный памятник

неправды в последние времена уделов(XV век)

Братья — богатый и убогий — ссорятся из-за того, что бедный попортил лошадь богатого. Так как богатый не дал хомут, бедному пришлось привязать сани к хвосту лошади. Въезжая в ворота, он забыл выставить подворотню, и у лошади оборвался хвост. Богатый отказывается принять лошадь и идёт в город с жалобой на брата к судье Шемяке. Челобитчик и ответчик совершают путь вместе. С бедняком случается второе невольное несчастье: во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. Поп присоединяется к богатому. При входе в город бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого по льду вёз в баню его сын. Потерпевший также идёт к судье с жалобой.
Во время разбирательства обвиняемый показывает Шемяке камень, завёрнутый в платок. Судья уверен, что это — «посул», и решает все три дела очень своеобразно: лошадь должна остаться у бедняка до тех пор, пока у неё не вырастет хвост; поп отдаёт свою жену бедняку, чтобы от него у попадьи родился ребёнок, а третий истец может отомстить бедняку точно таким же способом, которым последний убил его отца. Вполне естественно, что истцы не только отказываются от пени (штрафов), но дают ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного.

Слайд 15

Повесть «О Ерше Ершовиче» русская сатирическая повесть В Ростовском озере идёт

Повесть «О Ерше Ершовиче»

 русская сатирическая повесть

В Ростовском озере идёт суд. «Ростовского озера жильцы» крестьяне  Лещ и Головль бьют челом

на
«лихого человека» Ерша.
Согласно их словам, Ёрш с семьёй «приволокся в зимную пору на ивовых санишках». Перед этим он «загрязнился и зачернился». Попросившись у хозяев сначала переночевать, а потом на малое время пожить и покормиться, Ёрш так и остался, расплодился и выдал дочь за сына Вандыша. Вместе с сыновьями и женихом он вытеснил Леща и Головля из их вотчины и завладел озером.
Ёрш заявил, что он знатного рода, «детишка боярский» его знают многие важные люди в Москве, а озеро принадлежало ещё его деду; Лещ и Головль же были холопами его отца, а Ёрш отпустил их на волю. В голодные годы они жили в волжских затонах, а ныне вернулись.
Документов на озеро ни у кого не оказалось. Оказалось, что Ёрш обманом не пустил Осетра жировать в Ростовское озеро и погубил старшего брата Сома.
Судьи выдали Лещу с Головлем грамоту на владение озером, а Ерша отпустили жить при них крестьянином и наказали бить его нещадно кнутом по всем рыбьим бродам и омутам.
Слайд 16

Букварь В.Ф. Бурцева Букварь Бурцова стал «вратами учёности» для многих русских

Букварь В.Ф. Бурцева

Букварь Бурцова стал «вратами учёности» для многих русских

людей того времени.
Именно бурцовская книга приучила к самому понятию «букварь» – как к спутнику начального образования. Бурцовский букварь – это и азбука (буква за буквой), и книга для чтения, своеобразная хрестоматия. Там публиковались молитвы, притчи, наставления – всё в авторской обработке.