Письменная культура славян

Содержание

Слайд 2

Вопрос о происхождении русской письменности является очень сложным. Ряд источников свидетельствует

Вопрос о происхождении русской письменности является очень сложным. Ряд источников свидетельствует

о наличии у восточных славян письменности еще до принятия христианства.
В сказании «О письменах», относящемся к концу IX — началу X в., болгарский монах и книжник черноризец Храбр сообщал о письменности, имевшейся у славянских племен до принятия христианства. «Прежде славяне не имели книг, но чертами и резами читали и гадали», — писал он.

Письменность восточных славян.

Слайд 3

Когда же славяне крестились, то они «римскими и греческими письменами вынуждены

Когда же славяне крестились, то они «римскими и греческими письменами вынуждены

были писать словянскую речь без устроения», т. е. ввиду того, что славянский язык не имел знаков для выражения понятий новой религии, славяне прибегли к латинским и греческим буквам, которые не вполне передавали славянскую речь.
Слайд 4

Свидетельство черноризца Храбра разъясняет, что «чертами» «чьтеху», т. е, читали или

Свидетельство черноризца Храбра разъясняет, что «чертами» «чьтеху», т. е, читали или

считали, а «резами» «гадаху», т. е. гадали. Счет при помощи черточек известен многим первобытным народам. Гадание путем вырезания на дереве знаков упоминается в былинах.
Слайд 5

Числовое значение некоторых знаков славянской письменности, а также использование их для

Числовое значение некоторых знаков славянской письменности, а также использование их для

гадания нашли отражение во всех современных славянских языках. Например, русские слова «читать», «считать» и «чтить», «почитать» имеют один корень «чьт».
В «Паннонском житии» Константина Философа, составителя славянского алфавита, больше известного под именем Кирилл, рассказывается о пребывании Константина в Херсонесе на пути к хазарам.
Слайд 6

Здесь Константину удалось найти богослужебные книги, написанные «русьскими письменами». Очевидно, восточные

Здесь Константину удалось найти богослужебные книги, написанные «русьскими письменами». Очевидно, восточные

славяне еще до крещения пользовались какими-то знаками письменности.
Слайд 7

Некоторые сведения о древней русской письменности сообщают арабские писатели. Так, Ахмед

Некоторые сведения о древней русской письменности сообщают арабские писатели. Так, Ахмед

ибн-Фадлан, побывавший в 920—921 гг. в Волжской Булгарии, описывает обряд погребения одного знатного руса, причем рассказывает, что на могильном памятнике было написано имя умершего вместе с именем князя русов: «Они поставили нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку белого тополя, написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились».
Слайд 8

Арабский географ X в. Аль-Масуди видел пророчество, написанное на камне в

Арабский географ X в. Аль-Масуди видел пророчество, написанное на камне в

славянском храме. Автор второй половины X в. Ибн-Якуб Эль-Недим в своем труде «Книга росписи наукам», разбирая письмена разных народов, передает относящийся к 987 г. рассказ члена посольства к князю русов: «Он утверждал, что они имеют письмена, вырезанные на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были сделаны изображения, но не знаю, были ли это слова или отдельные буквы». Ибн-Якуб Эль-Недим приложил к своему известию текст такой записи, который до сих пор не расшифрован.
Немецкий хронист начала XI в. Титмар Мерзебургский говорит о виденных им на фигурах идолов в славянском языческом храме надписях их имен.
Слайд 9

Дошедшие до нас в русском переводе тексты договоров русских князей с

Дошедшие до нас в русском переводе тексты договоров русских князей с

Византией X в. также свидетельствуют о наличии на Руси письменности еще до принятия христианства. Договоры составлялись в двух экземплярах — «на две хартии», причем на одном из них писались имена русских послов, на другом — греческих. Последний экземпляр получали в свое распоряжение русские князья. В конце его имелся текст присяги об исполнении условий договора.
Слайд 10

Исключительный интерес для изучения вопроса о древнерусской письменности представляет находка, сделанная

Исключительный интерес для изучения вопроса о древнерусской письменности представляет находка, сделанная

археологом Д. А. Авдусиным во время раскопок Гнездовских курганов близ Смоленска. Это надпись первой четверти X в. буквами кириллического алфавита на поломанном глиняном сосуде. Различные исследователи по-разному расшифровывали эту надпись. «Гороухща» (горчичное семя или вообще горькая пряность), «горушна» (горчичные семена) или «Горух пса», что значит «Горух (имя писца) писал».
Слайд 11

Создание главного алфавита — кириллицы — связано с пребыванием византийских миссионеров

Создание главного алфавита — кириллицы — связано с пребыванием византийских миссионеров

Константина (перед смертью он принял монашеское имя Кирилл) и Мефодия в Моравии среди западных славян. Кирилл и Мефодий разработали для них азбуку и перевели с греческого на славянский язык ряд богослужебных книг. Благодаря ученикам и последователям великих славянских просветителей эта азбука распространилась среди южных славян в Болгарии и Сербии, а затем проникла на территорию Древнерусского государства.

Кирилл и Мефодий. Азбука для обращения славян.

Слайд 12

В 862 г. в столицу Византийской империи — Константинополь — прибыло

В 862 г. в столицу Византийской империи — Константинополь — прибыло

посольство от моравского князя Ростислава.
Послы обратились к императору Михаилу и патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию миссионера для проповеди христианства среди славянского населения.
В качестве проповедников византийское правительство отправило в Моравию двух братьев — Константина и Мефодия.

Ростислав моравский князь

Патриарх Фотий

Кирилл и Мефодий

Слайд 13

Константин получил богословское образование, владел несколькими языками и был назначен библиотекарем

Константин получил богословское образование, владел несколькими языками и был назначен библиотекарем

патриаршей библиотеки и преподавателем философии в школе Константинополя. Отсюда, очевидно, и прозвище Константина — Философ.
Слайд 14

Мефодий вначале занимал высокий административный пост в Македонии, а затем удалился

Мефодий вначале занимал высокий административный пост в Македонии, а затем удалился

от мира и жил в монастыре на Олимпе в Малой Азии.
При отправлении миссии был поставлен вопрос о необходимости создания славянской азбуки. Константин сказал императору, что «нельзя писать слова на воде». Согласно свидетельству черноризца Храбра, Константин, прежде чем отправиться к славянам, составил по поручению императора азбуку в количестве 38 знаков.
Слайд 15

Часть этих букв была заимствована из греческого алфавита, а часть создана

Часть этих букв была заимствована из греческого алфавита, а часть создана

специально для обозначения звуков славянского языка.
В одной из русских рукописей — Толковой Палее -проводится мысль, что основой алфавита, созданного Константином, была русская азбука, с которой он познакомился в Херсонесе.
Миссия Кирилла и Мефодия в Моравии началась успешно. Проповедуя на славянском языке христианство, братья собрали круг последователей-проповедников и до деятельность была объявлена папой римским еретической.