Постмодернизм

Содержание

Слайд 2

Постмодернизм как интеллектуальный стиль в литературе, художественной культуре и философии формируется

Постмодернизм
как интеллектуальный стиль в
литературе, художественной культуре и философии
формируется в 70-е

годы ХХ века

Представители:
Ж.Бодрийяр,
Ф. Лиотар,
Ж. Деррида

Слайд 3

Социальная ситуация второй половины ХХ века Общество потребления: господство массовой культуры,

Социальная ситуация второй половины ХХ века

Общество потребления: господство массовой культуры, мода,

реклама – «ядро постмодерной жизни»
Определяющая роль СМИ (масс-медиа) «Медиа» посредник между событием и «наблюдателем».
Общество без четко выраженной классовой структуры; социальный компромисс;
Общество, пребывающее в обстановке глобальной нестабильности, «общество риска»;
Глобализация и унификация, с одной стороны, смешение стилей, образов жизни, культур, религий, с другой.
Слайд 4

«Пост-современность»: духовный «климат» Преобладание поверхностности над глубиной. Разочарованность в идеалах и

«Пост-современность»: духовный «климат»

Преобладание поверхностности над глубиной.
Разочарованность в идеалах и ценностях
Культ

чувственных и физических наслаждений
Театрализация охватывает все сферы жизни общества, политическая жизнь, перестает быть местом активной и серьезной деятельности гражданина, превращается в шоу, наполняется спортивным азартом
Слайд 5

Идеи философии постмодернизма сформировался в общем русле того "лингвистического поворота", который

Идеи философии постмодернизма
сформировался в общем русле того "лингвистического поворота", который осуществила

западная новейшая философия. Поэтому и в центре внимания постмодернизма оказывается проблема языка, языкового характера мышления, деятельности людей как "дискурсивных практик".
***язык "владеет" своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельности, а не наоборот.
***Язык описывается в постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с "фактами" мира или намерениями субъекта.

Идея человеческой культуры как истории текстов - главная идея постмодернизма.
Текст «написан», «говорит» с нами на определенном языке
Постмодернизм анализирует язык современной культуры, точнее сводит всю культуры к ее языкам

Слайд 6

1.«Язык – всему голова» (практически весь человеческий опыт опосредован языками культуры)

1.«Язык – всему голова» (практически весь человеческий опыт опосредован языками культуры) 2.

Язык – не зеркало реальности, а ее маска

Постмодернизм отказывается от старой веры, в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить "истину" о ней. Поэтому понимание мира, возможное только в языке и посредством языка, согласно постмодернизму, является не продуктом "мира, как он есть", а следствием "истории текстов".

Слайд 7

Децентрация субъекта («смерть субъекта») Децентрация субъекта как ядра, центра, вокруг которого

Децентрация субъекта («смерть субъекта»)

Децентрация субъекта как ядра, центра, вокруг которого строилось

познание, культура, общественная жизнь («смерть субъекта»)
Постмодернизм отрицает представления о субъекте как центре мироздания, теоретическую традицию рассмотрения индивида как суверенного, независимого, самодостаточного и равного своему сознанию
Рассматривая как текст литературу, культуру, общество и историю, постмодернисты и сознание личности уподобляют некой сумме текстов. Любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к "смерти субъекта", через которого "говорит язык" (М.Фуко)
человек в постмодернизме это "человека отношений", человек не существует вне
и независимо от мира знаков, которыми он опутан.
Слайд 8

гиперреальность Гиперреальность — искусственная, виртуальная реальность, реальность, которая выступает в виде

гиперреальность

Гиперреальность — искусственная, виртуальная реальность, реальность, которая выступает в виде картинки

самой себя.
Гиперреальность - «Это подлинная подделка» — Умберто Эко.
«Это симуляция того, что никогда реально не существовало» Жан Бодрийяр
Гиперреальность – это и есть своего рода матрица, которая делает реальность проблематичной, ускользающей, исчезающей. Ничто не реально, ничто не может быть точкой опоры – ни внутри, ни снаружи. Всем этим процессом правит симуляция, которая выдает отсутствие за присутствие и смешивает всякое различие между реальным и воображаемым.
Эпоху постмодернизма Жан Бодрийяр называет эпохой гиперреальности, так как ее характеризует чувство утраты реальности. Составляющими частицами феномена гиперреальности являются симулякры, репрезентации не существующего в объективной реальности
Слайд 9

Симулякр и симуляция Симулякры – это “копии копий”, “рисунки рисунков”, не

Симулякр и симуляция
Симулякры – это “копии копий”, “рисунки рисунков”, не

отсылающих ни к каким реальным предметам, событиям, вещам. Процесс симуляции – это не пародия, не имитация, это процесс копирования без исходника. Не случайно авторы трилогии “Матрица” взяли идеи Бодрийяра на вооружение и даже позволили книге “Симулякры и симуляция” быть тайником Нео.

“Диснейленд – прекрасная модель всех переплетающихся между собой категорий симулякров. Это, прежде всего игра иллюзий и фантазмов: Пираты, Пограничная территория, Мир будущего и т.д. Этот воображаемый мир, как считают, причина успеха заведения..”
Жан Бодрийяр

Слайд 10

Симуляция и симулякр Под действием симуляции происходит «замена реального знаками реального»

Симуляция и симулякр

Под действием симуляции происходит «замена реального знаками реального»
Чтобы стать

симулякром образ проходит ряд последовательных стадий:
он является отражением базовой реальности;
он маскирует и искажает базовую реальность;
он маскирует отсутствие базовой реальности;
он не имеет никакого отношения к какой-либо либо реальности:
он является своим собственным чистым симулякром