Русское зодчество в XVI-XVII веках

Содержание

Слайд 2

В XVI веке на Руси завершается процесс объединение земель вокруг Москвы.

В XVI веке на Руси завершается
процесс объединение земель вокруг Москвы.

Художественные процессы, сопровождавшие
формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».

Слайд 3

Развитие и укрепление государства требовало демонстрации его силы и мощи. Храмовое

Развитие и укрепление государства требовало
демонстрации его силы и мощи. Храмовое строительство как

нельзя лучше подходило для этой цели.

Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47

Слайд 4

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.

Слайд 5

Соборная площадь явилась не только средоточием главных государственных храмов. Здесь представлены

Соборная площадь явилась не только средоточием главных государственных храмов.
Здесь представлены важнейшие типы русского

храмового зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни.

Д. Кваренги. Соборная площадь, 1797

Слайд 6

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы (1475-79).

Этот тип храма будет культивироваться в

течение четырех веков в качестве основного, государственного.
Слайд 7

Архангельский собор – усыпальница Великих князей и царей московских (1505-1508). Это

Архангельский собор – усыпальница Великих князей и царей московских (1505-1508).

Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.

Слайд 8

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов).

Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем

выражать торжество и ликование.
Слайд 9

К XVII веку большой пятиглавый храм, в разработке которого принял деятельное

К XVII веку большой пятиглавый храм, в разработке которого принял деятельное участие патриарх Никон, станет единственно разрешенным официальным типом храма.

Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в

Москве, 1645-47
Слайд 10

Очень часто каменные храмы стоили на месте старых деревянных. В новые

Очень часто каменные храмы стоили на месте старых деревянных. В новые постройки невольно

переносили привычные черты деревянного зодчества (шатровые верхи, галереи-гульбища, четверики и восьмерики).

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, вход на галерею, 1533

Слайд 11

Одним из самых значительных храмов подобного типа стала церковь Вознесения в

Одним из самых значительных храмов подобного типа стала церковь Вознесения в царском

селе Коломенское под Москвой (1533).
Слайд 12

Для защиты молодого русского государства возводилось множество крепостей. Большинство русских крепостей,

Для защиты молодого русского государства возводилось множество крепостей. Большинство русских крепостей, сохранившихся сегодня, построены в это время.

Симонов монастырь под Москвой, башня

«Дуло», XVI век (шатер XVII века)
Слайд 13

И в храмовую архитектуру зодчие переносили приемы крепостного строительства. Появились храмы,

И в храмовую архитектуру зодчие переносили приемы крепостного строительства. Появились храмы, напоминающие крепостные башни – столпные храмы.

Церковь Усекновения главы Иоанна

Предтечи в селе Дьяково под Москвой, XVI век
Слайд 14

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого типа стал
Покровский собор в

Москве (1552-54).
Слайд 15

Главный фасад собора с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.

Главный фасад собора с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.

Слайд 16

Потому в самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо

Потому в самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа.

В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась

центральная государственная идея того времени – утверждение Москвы как третьего Рима.
Слайд 17

Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими

Черты деревянного строительства, с его обильными
украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в

монастырское и гражданское зодчество.

Крутицкое подворье в Москве, окна трапезной, 1682

Слайд 18

Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля. 1635-36

Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля.

1635-36

Слайд 19

Его почти венецианская внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

Его почти венецианская
внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

Слайд 20

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии

с новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.
Слайд 21

В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество,

В XVII веке обилие
каменных
узоров пришло и в храмовое
зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье».

Церковь Рождества Богородицы, в Путинках, 1646-52

Слайд 22

Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51

Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51

Слайд 23

Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными

Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими плитками закрывают наружные стены здания, выводя прихотливые фризы и

узоры.

Крутицкое подворье в Москве, изразцы Надвратного терема, 1693-94

Слайд 24

В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда

В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в Западной Европе барокко. Появляется множество подражаний,

которые однако еще продолжают
линию «русского узорочья».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693

Слайд 25

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки такого

стиля «голицынским барокко» или «нарышкинским барокко».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693

Слайд 26

В этих постройках видны попытки зодчего выстроить абсолютно симметричную композицию, которая,

В этих постройках видны попытки зодчего выстроить абсолютно симметричную композицию, которая, тем не менее, повторяет форму русского столпного храма.

Церковь Знамения в

селе Дубровицы под Москвой, 1690-1704