Введение в народное искусство

Содержание

Слайд 2

Вопросы по теме: Почему народное искусство является важной частью национальной культуры?

Вопросы по теме:

Почему народное искусство является важной частью национальной культуры?
Каким образом

народное искусство, как компонент культурного наследия России, способно влиять на развитие ее регионов?
Какова роль, проблемы бытования и перспективы развития народного искусства в условиях современного информационного общества?
Слайд 3

Чем является для вас народное искусство?

Чем является для вас народное искусство?

Слайд 4

«Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь

«Народное искусство – прошлое в настоящем.
Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь

преемственности поколений, народов, эпох», -
М.А. Некрасова.
Слайд 5

Что такое народное искусство? Народное искусство – это огромный мир духовного

Что такое народное искусство?

Народное искусство – это огромный мир духовного опыта

народа.
Как часть культуры народное искусство – это и сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ.
Народное искусство служит для профессионально-художественного творчества источником не только вдохновения, но и источником художественных идей, уроком непреходящей красоты и мудрости.
Мир народного искусства – мир целостного человека.
Народное искусство в наши дни – живое творчество, связанное корнями непосредственно с культурными пластами истории народа, с деревней, с природой.
Слайд 6

Народное искусство Особый тип художественного творчества, соединенного с созидающей силой коллективного

Народное искусство

Особый тип художественного творчества, соединенного с созидающей силой коллективного начала,

заключенной в культурно-исторической памяти и преемственности традиций.
Народное искусство связано с понятиями культуры: ценность, традиция, преемственность, профессионализм, этническое самосознание, национальный характер и своеобразие, идеал, выражение особенного и общего.
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В творчестве каких отечественных художников нашло отражение знакомство с художественно-эстетическими особенностями

В творчестве каких отечественных художников нашло отражение знакомство с художественно-эстетическими особенностями

произведений народного искусства;
увлечение коллекционированием предметов крестьянского быта?
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

В.В. Кандинский. «Волжская песнь», 1906 г. В.В. Кандинский. «Двое на лошади», 1900-е гг.

В.В. Кандинский. «Волжская песнь», 1906 г.

В.В. Кандинский. «Двое на лошади»,

1900-е гг.
Слайд 15

К.Е. Маковский. «Под венец», 1884 г.

К.Е. Маковский. «Под венец», 1884 г.

Слайд 16

Туалет. Россия, Холмогоры. Конец XVIII века. Дуб, кость мамонта, резьба, раскраска.

Туалет. Россия, Холмогоры. Конец XVIII века.
Дуб, кость мамонта, резьба, раскраска.


Кокошник. Костромская губерния. Конец XVIII века.
Шелк, парча, бить, штоф, стеклярус, жемчуг, перламутр.

Сборник. Вологодская губерния.
Конец XVIII – начало XIX века.
Хлопчатобумажная ткань, жемчуг,
перламутр, бирюза, стекло.

Слайд 17

Братина. Россия. Середина XVII века. Медь, литье, чеканка. РЭМ, С.-Петербург Пряничная

Братина. Россия. Середина XVII века.
Медь, литье, чеканка. РЭМ, С.-Петербург

Пряничная доска.

Россия. Начало XIX века.
Дерево, резьба. РЭМ, С.-Петербург
Слайд 18

К.С. Петров-Водкин. «Купание красного коня», 1912 г.

К.С. Петров-Водкин. «Купание красного коня», 1912 г.

Слайд 19

Икона Святого Георгия. Новгородская школа XV век 28 x 21,5

Икона Святого Георгия.
Новгородская школа
XV век 28 x 21,5

Слайд 20

Петроградская Мадонна. 1918 Петров-Водкин К. С. 1920 г. ГРМ.

Петроградская Мадонна. 1918
Петров-Водкин К. С. 1920 г. ГРМ.

Слайд 21

Богоматерь «Умиление злых сердец». Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на

Богоматерь «Умиление злых сердец».
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг.
Холст на дереве,

масло. 100,2х110. ГРМ.

Богоматерь с младенцем.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. ГРМ.

Слайд 22

Формы бытования народного искусства Первая – народное искусство, не вычлененное из

Формы бытования народного искусства

Первая – народное искусство, не вычлененное из традиционного

жизненного уклада, этнографической среды и связанное с удовлетворением внутренней необходимости семьи, деревни, села.
Вторая – творчество единичных народных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт традиции, типичная для российских деревень.
Третья – коллективное творчество, развивающееся стихийно на основе местной культурной традиции и преследующее цель сбыта изделий.
Четвертая форма – промысел с организованными мастерскими, необходимым оборудованием и школами для подготовки новых кадров.
Слайд 23

Первая – народное искусство, не вычлененное из традиционного жизненного уклада, этнографической

Первая – народное искусство, не вычлененное из традиционного жизненного уклада, этнографической

среды и связанное с удовлетворением внутренней необходимости семьи, деревни, села (меховая мозаика народов севера; балхарская керамика)
Слайд 24

Вторая – творчество единичных народных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт традиции,

Вторая – творчество единичных народных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт традиции,

типичная для российских деревень
(У.И. Бабкина – каргопольская игрушка; Н.С. Муравьев – федосеевская игрушка).
Слайд 25

Третья – коллективное творчество, развивающееся стихийно на основе местной культурной традиции

Третья – коллективное творчество, развивающееся стихийно на основе местной культурной традиции

и преследующее цель сбыта изделий
(роспись по дереву Полхов-Майдана)
Слайд 26

Четвертая форма – промысел с организованными мастерскими, необходимым оборудованием и школами

Четвертая форма – промысел с организованными мастерскими, необходимым оборудованием и школами

для подготовки новых кадров (холмогорская резьба по кости).
Слайд 27

Ремесло Ремесло – это мелкое производство прикладных и художественных товаров, основой

Ремесло

Ремесло – это мелкое производство прикладных и художественных товаров, основой которого

является преимущественно ручная техника без производственного разделения труда.
Ремесло на заказ и на рынок – кустарная промышленность.

И. И. Зубков "Гончарное производство" 1932 г.

Слайд 28

Промысел Промысел – мелкое ремесленное производство; ремесло, но приносящее его обладателю

Промысел

Промысел – мелкое ремесленное производство; ремесло, но приносящее его обладателю доход.


Как правило, мастера, производящие продукцию, не ориентировались на конкретного заказчика.
Совокупность мелкотоварных (кустарных) промыслов получила название кустарной промышленности.
Слайд 29

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. По ремеслу и промысел.

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
По ремеслу и промысел.
Не учи

безделью, а учи рукоделью!
Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет.
Не без ума, так и не без промысла.
Худое ремесло лучше хорошего воровства.
Слайд 30

Народный художественный промысел

Народный художественный промысел

Слайд 31

Народный художественный промысел Одна из четырех форм народного искусства, определённых М.А.

Народный художественный промысел

Одна из четырех форм народного искусства, определённых М.А. Некрасовой;

характеризуется созданием художественных произведений утилитарного и/или декоративного назначения; коллективным освоением и развитием традиций прикладного искусства региона; творческим ручным трудом мастеров.
И.Я. Богуславская подчеркивала, что исконное место бытования промысла с местными культурными традициями является важнейшим условием самобытности народного промысла.
Слайд 32

Кустарная промышленность Кустарная промышленность – производство на продажу изделий в свободное

Кустарная промышленность

Кустарная промышленность – производство на продажу изделий в свободное от

хозяйственных земледельческих занятий время.
Для кустарной промышленности характерны следующие признаки:
1) это преимущественно домашняя промышленность;
2) это занятие, как правило, было побочным;
3) по условиям сбыта своих произведений кустарная промышленность была ближе к крупной промышленности.
От ремесла кустарный промысел отличается массовостью – работает не один мастер, а целое село, а то и целые уезды.
Слайд 33

Слайд 34

Художественная промышленность Изготовление индустриальными методами декоративно-прикладных художественных изделий, служащих для оформления

Художественная промышленность

Изготовление индустриальными методами декоративно-прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта

и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, металлические, в том числе ювелирные, изделия и т.д.).
Изделия отличаются от прочих вещей бытового ассортимента (зачастую выпускаемых на тех же предприятиях) подчёркнутой выразительностью пластических, орнаментально-колористических, фактурных решений, являясь подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Слайд 35

Народный мастер Особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с

Народный мастер

Особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой

и природой края, носитель традиции коллективного опыта.
Творчество народного мастера предстает как структура, регулируемая законом коллективности, традиции и преемственности.
Слайд 36

Творческое задание – эссе «Творческий человек творит всегда от лица своего

Творческое задание – эссе
«Творческий человек творит всегда от лица своего народа

и обращается, прежде всего, и больше всего, к своему народу. Народность есть как бы климат души и почва духа, а национализм есть верная, естественная тяга к своему климату и к своей почве»
И.А. Ильин (1883-1954),
русский философ.
Раскройте смысл высказывания на примере материала народного искусства
Объем – ок. 1000 слов (2-3 печатных листа, шрифт Times New Roman 14, интервал 1.5 пт / 3-5 рукописных страниц)