Зал № 6. За границей Весной 1890 года художник первый раз поехал за границу. Знакомство с западным искусством и в Париже и в Италии,

Содержание

Слайд 2

«Венеция. Рива дельи Скьявони», 1890 год Частное собрание, Москва Этюд «Венеция.

«Венеция. Рива дельи Скьявони», 1890 год Частное собрание, Москва

Этюд «Венеция. Рива дельи

Скьявони» изображает знаменитую набережную с Дворцом дожей и видимыми за ним зданиями.
Почти монохромная, но очень богато разработанная в оттенках своих серых тонов, то теплых, розовеющих, то холодных, зеленоватых, гамма красок превосходно передает сам «воздух», атмосферу Венеции, «жемчужность» ее колорита, ее пропитанность влагой.
Динамика изображения очень легка и этот легкий ритм удивительно верно передает то изящество, ту легкость, воздушность, которые свойственны Венеции и ее архитектуре, всегда, словно, вырастающей из воды.
Слайд 3

«Канал в Венеции», 1890 год Днепропетровский государственный художественный музей В акварельном

«Канал в Венеции», 1890 год Днепропетровский государственный художественный музей

В акварельном этюде

«Канал в Венеции» не менее верно передает И.И.Левитан ее красочность и карновальность.
Слайд 4

«Берег Средиземного моря», 1890 год Государственная Третьяковская галерея Изображение кажется нам

«Берег Средиземного моря», 1890 год Государственная Третьяковская галерея

Изображение кажется нам совершенно

живым: движения волн, набегающих на берег и с шипением разливающихся по прибрежной гальке, влажность морского воздуха, полет чайки.
По тонкости живописи, по свежести и непосредственности изображения, по его лирической содержательности это небольшое полотно может быть признано одним из лучших морских пейзажей в русской живописи.
Слайд 5

«Озеро Камо. Италия», 1894 год. Этюд Частное собрание, Москва В середине

«Озеро Камо. Италия», 1894 год. Этюд Частное собрание, Москва

В середине марта 1894

года И.И.Левитан вторично поехал за границу. Виды Корниша и озера Комо остались свидетелями этой поездки.
Здесь главное – это громада гор, круто спускающихся к воде. Само озеро дано лишь как неширокая полоса воды, а домики у подножия гор на берегу озера смотрятся крохотными светлыми пятнышками. Зато горы грандиозны, их вершины задевают проходящие мимо облака, а над ними видно небо…
Слайд 6

«Озеро Камо», 1894 год Русский музей Вероятно, именно внутренняя идейная содержательность

«Озеро Камо», 1894 год Русский музей

Вероятно, именно внутренняя идейная содержательность этого этюда

и побудила Левитана превратить его в картину. В ней философское содержание углубилось, но картина несколько утратила живую трепетность и тонкость живописи.
Слайд 7

«Корниш. Юг Франции». Этюд, 1894 год, «Итальянский пейзаж», 1890 год «Озеро

«Корниш. Юг Франции». Этюд, 1894 год, «Итальянский пейзаж», 1890 год «Озеро

Комо. Набережная», 1894 год «Озеро Комо». Этюд, 1894 год
Слайд 8

«Крепость. Финляндия». Этюд. 1896 г. «Остатки былого. Сумерки. Финляндия». 1897 г.

«Крепость. Финляндия». Этюд. 1896 г. «Остатки былого. Сумерки. Финляндия». 1897 г. (Частное

собрание, Москва). (Государственная Третьяковская галерея).

В 1896 году И.И.Левитан едет в Финляндию. Художник увидел природу Финляндии мрачной и сурово – трагической. Такое восприятие природы выразилось в создании цикла этюдов, по некоторым из которых были сделаны картины.
Художник писал А.П.Чехову, что поехал в Финляндию в поисках «сильных мотивов». Эти мотивы он находит в изображении грозных крепостей и руин.
Бывая за границей, И.И.Левитан вскоре начинал тосковать по любимой русской природе. Так весной 1894 года он писал Аполлинарию Васнецову из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист».

Слайд 9

«Цепь гор. Монблан». Этюд. 1897 г. (Гос. Третьяковская галерея). После перенесенного

«Цепь гор. Монблан». Этюд. 1897 г. (Гос. Третьяковская галерея).

После перенесенного в

феврале тяжелого приступа болезни сердца И.И.Левитан едет в начале апреля 1897 года лечиться за границу.
По – настоящему его захватывает красота и величественность горных пейзажей. В письме Е.А.Карзинкиной он писал: «Сижу теперь у подножия Монблана и трепещу от восторга! Высоко, далеко, прекрасно! Взобравшись на вершину Монблана можно рукой коснуться неба!»
В результате возникли такие прекрасные этюды, как «Цепь гор. Монблан» и «В Альпах».