Жостово Промысел расписных металлических подносов

Содержание

Слайд 2

Жостово История жостовского промысла восходит к началу XIX в., когда в

Жостово

История жостовского промысла восходит к началу XIX в., когда

в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) –  Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Слайд 3

Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в

Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в

конце XVIII в. в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Открывая в начале XIX века в Жостове мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры.
Слайд 4

. Наряду с табакерками и другими небольшими предметами- портсигарами, кошельками, коробочками

.     Наряду с табакерками и другими небольшими предметами- портсигарами, кошельками, коробочками и

другими, в 1830-1840-х гг. в отдельных мастерских стали изготавливаться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно – чаще всего лишь золотыми бордюрами.
Слайд 5

Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с

Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с

гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами. Материалом для них служило папье-маше.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

. В Жостове сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя

.    В Жостове сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции

народных росписей на  бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами.
Слайд 9

. В 1830-е годы подносы в стали делать из металла. На

. В 1830-е годы подносы в стали делать из металла. На

мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.  Постепенно железные подносы  вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 10

В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.

В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.

Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Подносы изготавливались  из обычного листового железа.
Слайд 11

Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность

Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность

безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
Слайд 12

Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из

Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из

народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 13

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы

то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.
Слайд 14

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы

художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 15

. У жостовцев розы всегда яркие, крупные, сочные. Встречаются также тюльпаны,

. У жостовцев розы всегда яркие, крупные, сочные. Встречаются также тюльпаны,

маки, георгины и более скромные цветы – ландыши, анютины глазки. Букет из скромных цветов, как правило, окружается цветочками помельче, словно связанными небольшими веточками и листочками.
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Мастера из Жостова пишут исключительно по воображению – образцов нет. Зато

Мастера из Жостова пишут исключительно по воображению – образцов нет. Зато

есть правила, передаваемые из поколения в поколение, связанные с целым рядом очень прочных жостовских традиций
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Азам росписи здесь начинают обучаться с детства, и лишь годам к

Азам росписи здесь начинают обучаться с детства, и лишь годам

к семнадцати молодой мастер овладевает всеми приемами кистевого письма. Оно удивительно гармоничным образом совмещает в себе все оттенки цветов – красного, желтого, голубого, синего, зеленого, фиолетового. И в результате получается такое мощное многоцветье, что глаз не оторвать!
Слайд 27

Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует

Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует

наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.
Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание