Антропология. Человек

Содержание

Слайд 2

Антропология Кто такой человек? 3. сущностный подход попытка описать природу человека,

Антропология

Кто такой человек?

3. сущностный
подход

попытка описать природу человека, его сущность, смысл существования

в мире

Природа человека - это стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи Homo sapiens во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

проблема биологического и социального в человеке

Слайд 3

Антропология Кто такой человек? 3. сущностный подход попытка описать природу человека,

Антропология

Кто такой человек?

3. сущностный
подход

попытка описать природу человека, его сущность, смысл существования

в мире

проблема биологического и социального
в человеке

Редукционизм

панбиологизм

социал-дарвинизм
расизм

пансоциологизм

ребенок как
tabula rasa

Человек – это
неразрывное единство и взаимодействие
биологического и социального

Слайд 4

Антропология Кто такой человек? Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития

Антропология

Кто такой человек?

Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и

духовной культуры, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами.

Индивид

человек как представитель, единица вида Homo sapiens

Индивидуальность

уникальное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей; это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Личность

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Слайд 5

Антропология Кто такой человек? участник эволюционно-исторического процесса, носитель социальных ролей и

Антропология

Кто такой человек?

участник эволюционно-исторического процесса, носитель социальных ролей и программ социотипического

поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, на котором он осуществляет преобразование природы, общества и себя;

диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается и преобразумется в совместном существовании с другими людьми;

субъект свободного, целенаправленного, ответственного поведения, выступающий в качестве ценности, обладающий относительно автономной и устойчивой системой многообразных самобытных индивидуальных качеств.

Слайд 6

Антропология Кто такой человек? деятельностное существо Деятельность – это специфически человеческая

Антропология

Кто такой человек?

деятельностное существо

Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения

к окружающему миру, содержанием которой является его целенаправленное преобразование.
Слайд 7

Антропология Деятельность Потребность – это состояние нужды в чем-либо Мотив 1)

Антропология

Деятельность

Потребность – это состояние нужды в чем-либо

Мотив
1) побуждение к

деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
2) предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Цель – образ желаемого результата

Мотивационная основа деятельности

Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Операция — исполнительная единица деятельности человека, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации.

Слайд 8

Аксиология Аксиологический подход: “В чем смысл существования данных вещей и явлений

Аксиология

Аксиологический подход:
“В чем смысл существования данных вещей и явлений и насколько

они важны (или не важны) для нашего человеческого существования в мире?”

«…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на проблему ценностей, и сама проблема познания стала растворяться, иногда частично, а иногда полностью, в проблеме ценностей».
В. Урбан (1909 г.)

Это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Слайд 9

Аксиология «…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на

Аксиология

«…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на проблему

ценностей, и сама проблема познания стала растворяться, иногда частично, а иногда полностью, в проблеме ценностей».
В. Урбан (1909 г.)

Ценности – это идеально-эталонные побуждения, цели и нормы деятельности человека, в соответствии с которыми он оценивает (выражает субъективное отношение), а также практически преобразует себя и мир;
человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности;
ценность есть значение объекта для субъекта.

Оценка - способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.


Слайд 10

Аксиология «…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на

Аксиология

«…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на проблему

ценностей, и сама проблема познания стала растворяться, иногда частично, а иногда полностью, в проблеме ценностей».
В. Урбан (1909 г.)

Функции ценностей

1. основа целеполагания

2) основа процессов оценки и самооценки

3) основа творчества

4) основа социализации

Слайд 11

Аксиология «…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на

Аксиология

«…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на проблему

ценностей, и сама проблема познания стала растворяться, иногда частично, а иногда полностью, в проблеме ценностей».
В. Урбан (1909 г.)

Ценности

Иерархичны

Бинарны

Имеют практическую направленность

Идеальны

Ценность ≠ носитель ценности

Слайд 12

Аксиология «…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на

Аксиология

«…в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на проблему

ценностей, и сама проблема познания стала растворяться, иногда частично, а иногда полностью, в проблеме ценностей».
В. Урбан (1909 г.)

Классификация ценностей

Материальные

Духовные

вещи производственно-технического и потребительского назначения

материальное – главный носитель их функций

в процессе потребления исчезают

?

идеи: политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные;
в форме идеалов и установок, норм и эталонов, социальных проектов и принципов действия и т.д.

при потреблении не исчезают, а иногда и обогащаются