Игры животных. Типология игр

Содержание

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Игра – очень сложное и многоаспектное поведение, относительно природы которого

ВВЕДЕНИЕ

Игра – очень сложное и многоаспектное поведение, относительно природы которого в

научном сообществе еще не сформировалось единого мнения. В зависимости от того, на каком аспекте игры делается акцент, выделяют несколько концепций игрового поведения.
Слайд 3

КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ При акценте на адаптивной роли игры выделяются две крайние

КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

При акценте на адаптивной роли игры выделяются две крайние точки

зрения:
Игра – это адаптивное поведение, так как является предварительным упражнением форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности, но без риска и пагубных последствий.
Игра лишена адаптивного значения.
Слайд 4

КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ При подходе к игре как отдельной форме поведения возникает

КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

При подходе к игре как отдельной форме поведения возникает вопрос

о ее природе: это врожденное или приобретенное поведение? Здесь также можно выделить две крайние позиции:
Игра – это инстинкт. Аргументами этой точки зрения служат наличие поисковой фазы, когда животное активно ищет игровые ситуации и партнеров по игре, а также наличие знаковых стимулов начала и окончания игры (специфические позы, движения и звуки). В то же время центр игры в мозге не найден, в отличие от других врожденных реакций (обнаружены центры голода, жажды, агрессии и др.).
Чаще игра противопоставляется инстинктам. Животные играют лишь тогда, когда удовлетворены основные биологические потребности и не проявляются инстинктивные действия.
Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ Это незавершенные последовательности действий. Вырабатываются новые комплексы движений.

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

Это незавершенные последовательности действий.
Вырабатываются новые комплексы движений.
Эти комплексы специфические для данной

игровой ситуации и не имеют функционального значения помимо игры. Например, «сальто» у детенышей барсука, кувыркание у котят.
Часто происходит преувеличение отдельных движений.
Нередко нарушаются последовательности движений. Например, в играх детенышей хищников сначала происходит имитация нападения и умерщвления добычи, а потом – погоня.
Происходит смешение функционально различных типов поведения. Как правило, у животных разных видов преобладают игры, имитирующие ту или иную активность, чаще всего пищедобывательную, половую и агонистическую («нападение» – «бегство»).
Слайд 6

ВИДЫ ИГР Локомоционные – подвижные игры, при которых постоянно меняется положение

ВИДЫ ИГР

Локомоционные – подвижные игры, при которых постоянно меняется положение тела (беготня,

прыжки, барахтанье, кувыркание, раскачивание из стороны в сторону, разнообразные движения конечностей).
В этих играх, с одной стороны, проявляются видоспецифические локомоционные особенности.
Слайд 7

ВИДЫ ИГР Манипуляционные – игры с различными предметами, не обязательно с

ВИДЫ ИГР

Манипуляционные – игры с различными предметами, не обязательно с использованием передних

конечностей, но и задних, и зубов, и хвоста. Вообще, манипулирование – любые воздействия на предмет. 
Социальные игры – только групповые, наблюдаются у животных с общественным образом жизни, связаны с установлением иерархического ранга. Это так называемые «престижные игры», в которых победитель получает возможность наглядно продемонстрировать свое «особое» положение с помощью неких символов «высокого ранга».
Слайд 8

СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ Выделяют следующие виды таких игр: «Король на холме» (или

СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Выделяют следующие виды таких игр:
«Король на холме» (или «царь горы») – борьба

за определенное место, чаще всего возвышенное. Например, у щенков сталкивание друг друга с верхней ступени крыльца. Похожие игры отмечены у других хищных, копытных, приматов. Тот, кто отстаивает «высокую позицию», действует агрессивнее.
«Трофейные игры» – борьба за определенный предмет. Начинаются такие игры с провоцирующих действий одной стороны. Например, отмечен случай, когда серая крыса «приглашала» играть человека – тянула платок, ему принадлежащий. Кроме грызунов такие игры отмечены у детенышей копытных (дикие козлята играют в «перетягивание каната» с куском веревки, дикие поросята коллективно играют с монетой). Особенно развиты у хищных и приматов. Как только другие участники игры прекращают ее, победитель тут же покидает завоеванное место или трофей, т.е. они имеют лишь символическое значение.