Архитектура Москвы в XIV-XVII веках - презентация к уроку Географии

Содержание

Слайд 2

А.Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. Москва впервые упоминается в летописи

А.Васнецов.
Московский Кремль при Иване Калите.

Москва впервые упоминается в летописи 1147 года.

Древний Кремль Юрия долгорукого занимал меньше половины нынешнего Кремля. При Иване калите (1304-1340) старые деревянные стены Кремля были заменены дубовыми…
Слайд 3

А.Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. … а его внук Дмитрий

А.Васнецов.
Московский Кремль при Дмитрии Донском.

… а его внук Дмитрий Донской (1350-1389)

возвёл на месте деревянного белокаменный Кремль.
Слайд 4

К концу XV века Русь освободилась от ига Золотой орды. Московское

К концу XV века Русь освободилась от ига Золотой орды. Московское

княжество объединило многие русские земли. Москва стала его столицей. Ивану III (1440-1505) нужна была новая резиденция. Ею стал Московский Кремль.

Свято-Троицкая Сергиева лавра под Москвой.

Слайд 5

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ «Как смотрит миллиардом глаз на солнце вся земля Так

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

«Как смотрит миллиардом глаз
на солнце вся земля
Так думы

лучшие людей
теснятся у Кремля».

По приглашению Ивана III в Москву съехались мастера из Пскова, Твери , Ростова, но руководили работами итальянцы – «фрязины». Строительство началось в 1485г.
Белые стены обложили красным кирпичом,
На стены добавили зубцы и кровлю,
В составе Кремля стало 18 башен в несколько этажей, угловые – круглые (3), проездные (их 6) со стрельницами (сохранилась только одна – Кутафья).
Кремль окружал ров (35 м ширина, 12 глубина)
- уже в следующем веке утратил своё оборонное значение

Слайд 6

Слайд 7

Сооружения Кремля

Сооружения Кремля

Слайд 8

Назовите башни, которые вы здесь видите?

Назовите башни, которые вы здесь видите?

Слайд 9

Успенский собор Собор строился почти пять лет (1475-1479). Руководил его возведением

Успенский собор

Собор строился почти пять лет (1475-1479). Руководил его возведением итальянский

архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве был взят Успенский собор в городе Владимире.
Слайд 10

Благовещенский собор Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в 1484-1489 гг.

Благовещенский собор

Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в 1484-1489 гг. на

месте одноименного собора второй половины 14 в. Свое окончательное завершение собор получил в 1560-1570 гг. при Иване Грозном. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей.
Слайд 11

Архангельский собор Руководил его постройкой (1505-1508) итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый,

Архангельский собор

Руководил его постройкой (1505-1508) итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый, выходец

из Венеции. В соборе хоронили правителей московского государства, царей, их сыновей. Всего в соборе 55 надгробий.

Какая деталь собора говорит об авторстве итальянских зодчих?

Слайд 12

Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения Была построена в 1505-1508гг. Первоначально

Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения

Была построена в 1505-1508гг. Первоначально она

служила своеобразным дозорным и сигнальным пунктом, откуда оповещали о возможных вражеских нашествиях или о пожарах.
Слайд 13

Грановитая Палата Была построена итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьером Антонио Солари в 1487-1491 гг.

Грановитая Палата

Была построена итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьером Антонио Солари

в 1487-1491 гг.
Слайд 14

Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция:парадный зал

Заказчик: вел. кн. Иван III
Материал: кирпич, белокаменная облицовка
Функция:парадный зал

княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами.

Палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами.
Особенность - ризалит (грани каменной кладки) на фасаде

Слайд 15

Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555-1561) Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван

Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555-1561)

Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван Грозный

Материал: кирпич, белый камень, поливная керамика
Семантика: обетный храм в честь взятия Казани
Тип:
ансамбль шатровой (и восьми столпообразных церквей; центральный объем - шатровый храм.
Слайд 16

В этом веке, особенно в его второй половине: рушатся иконографические каноны;

В этом веке, особенно в его второй половине:
рушатся иконографические каноны;

2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей в архитектуре;
3) происходит сближение культового и гражданского строительства, которое приобретает невиданный размах;
4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния.
В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно-прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург.
В мастерских Московского Кремля в XVI-XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из-за границы.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVI ВЕКА

Слайд 17

ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО МОСКВЫ Шатёр – это покрытие здания в виде высокой

ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО МОСКВЫ

Шатёр – это покрытие здания в виде высокой пирамиды,

имеющей 4 или 8 граней.
Шатровое покрытие было распространено в XVI - XVII веков.

Шатровые здания строили из дерева и камня, воссоздавая старинные русские традиции деревянного зодчества. Высшим достижением был дворец в Коломенском (1667-1669).

Церковь Вознесения в селе Коломенское (1532) – первый шатровый храм на Руси, построена в честь рождения будущего Ивана Грозного.

Слайд 18

АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО «НАРЫШКИНСКОГО» БАРОККО В 17 веке церкви строят по заказу

АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО «НАРЫШКИНСКОГО» БАРОККО

В 17 веке церкви строят по заказу богатых

горожан и меняется их архитектурный стиль. Его отличия: сложные архитектурные детали – карнизы, наличники;
красные стены, белый декор; нарядность и декоративность, обилие витиеватых резных украшений. Этот стиль получил название «московского барокко»

Шедевры московского барокко – Новодевичий монастырь,
Церковь Покрова в Филях

Слайд 19

ЖИВОПИСЬ В XVII ВЕКЕ В 17 веке художники стали проявлять интерес

ЖИВОПИСЬ В XVII ВЕКЕ

В 17 веке художники стали проявлять интерес к

реальному миру. В живописи всё чаще стали появляться бытовые сюжеты, реальные персонажи. В фресковых росписях церквей преобладает ковровый стиль – росписи покрывают все стены и содержат много бытоописательных сюжетов, они ярки и краскочны. В отличие от древних икон в иконах 17 века уже нет глубоких раздумий о бытие, но чаще встречаются портретные черты.

Церковь Троицы в Никитниках.(1634)
В этой церкви над росписями работала артель художника Симона Ушакова