Этногенез малочисленных коренных народов Севера и миграция тунгусо-маньчжурских племен

Содержание

Слайд 2

Народы Юкагиры Чукчи Эвенки Эвены Долганы

Народы

Юкагиры
Чукчи
Эвенки
Эвены
Долганы

Слайд 3

ЮКАГИРЫ

ЮКАГИРЫ

Слайд 4

ЮКАГИРЫ В этногенетическом плане они рассматриваются как потомки древнего населения северо-восточной

ЮКАГИРЫ

В этногенетическом плане они рассматриваются как потомки древнего населения северо-восточной Сибири,

а их культура генетически связывается с поздненеолитической ымыяхтахской культурной традицией.
В хозяйственно-культурном плане они определяются как принадлежащие охотникам на дикого оленя и рыболовам, причем отмечается их преемственность более древнему населению этих территорий.
Прослеживается связь юкагиров с древними уралоязычными племенами (саами, венгры, ханты, манси) , так как следы этих контактов сохранились в языке и антропологическом типе юкагиров.
Слайд 5

Слайд 6

ЮКАГИРЫ В ХVIII-ХIХ вв. юкагиры оказались в центре этнических процессов протекавших

ЮКАГИРЫ

В ХVIII-ХIХ вв. юкагиры оказались в центре этнических процессов протекавших на

севере Восточной Сибири, связанных с формированием за счет юкагирской, этнической территории эвенов, якутов и чукчей. Уже в нач. ХVIII в. в бассейне Яны расселяются преимущественно якуты и эвены, на Колыме и Индигирке юкагиры составляли около половины населения.
Слайд 7

ПЛЕМЕНА Омок Когимэ Алаи Олюбенцы Шоромбой Янгин Анаул Коркодон

ПЛЕМЕНА

Омок
Когимэ
Алаи
Олюбенцы
Шоромбой
Янгин
Анаул
Коркодон

Слайд 8

ЮКАГИРЫ К концу ХIХ в. этнические традиции удалось сохранить, в основном,

ЮКАГИРЫ

К концу ХIХ в. этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским

юкагирам. Основу их культурной самобытности составили охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых и охота на копытных, рыболовство и собаководство, для верхнеколымских, а также язык.
В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний эпос» и т. п.), восходящих к древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.
Слайд 9

ХОЗЯЙСТВО В подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было

ХОЗЯЙСТВО

В подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было речное

и озерное рыболовство, охота, культура в своей основе соответствовала общесибирской таежной. В зоне тундры в большей степени сохранились традиции культуры охотников на дикого оленя подвижным образом жизни, облавными охотами и транспортным оленеводством. В отдельную группу иногда выделяют оседлых юкагиров устьев рек, которые специализировались на рыболовном промысле и охоте на дикого оленя. Атрибутика культуры отдельных групп юкагиров имеет свои особенности.
Слайд 10

ЧУКЧИ

ЧУКЧИ

Слайд 11

ЧУКЧИ Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены —

ЧУКЧИ

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное

в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы (море)) [5]. Самоназвание — оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн — в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей — юкагиры, эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).
Слайд 12

Слайд 13

ЧУКЧИ Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в

ЧУКЧИ

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях

быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.
Слайд 14

ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ НАРОДЫ

ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ НАРОДЫ

Слайд 15

Слайд 16

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган) Относятся к тунгусо-маньчжурской семье языков, в которую входят:

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган)

Относятся к тунгусо-маньчжурской семье языков, в которую входят:
Общесибирская группа

– эвенки, эвены
Нижнеамурская группа – орочены, ороки, нанайцы, удэгейцы и т.д.
Маньчжурская группы – маньчжуры, сибо
Слайд 17

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган) Тунгусы Сибири (эвенки и эвены) по мере расселения

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган)

Тунгусы Сибири (эвенки и эвены) по мере расселения разделились

на западную и восточную группы, которые отличались и по языку:
западная, ангаро-прибайкальская — с шипящим диалектом;
восточная, забайкальско-амурская — с сибилянтно-спирантным диалектом.
Сложились и различные хозяйственно-культурные общности: эвенки пешие (охотники), оленные (оленеводы) и конные (скотоводы).
Слайд 18

Слайд 19

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган) Пешие эвенки осваивали локальные районы Сибири и не

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган)

Пешие эвенки осваивали локальные районы Сибири и не передвигались

на большие расстояния. Ведя бродячий образ жизни, они оседали на крупных реках и озерах, на морских побережьях. Здесь они в совершенстве освоили рыболовство, в то же время не оставляли и охоту.
Слайд 20

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган) За оленными эвенками в литературе закрепилось самоназвание «орочён»

ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган)

За оленными эвенками в литературе закрепилось самоназвание «орочён» или

«орочон» в значении «оленевод», «оленный». Оленеводство было двух типов: эвенкийского и орочонского.
Первый тип — эвенкийский — был распространен среди потомков ангарских эвенков, живших по правым притокам Ангары и к западу от Енисея, среди подкаменнотунгусских, верхнеленских, нижнетунгусских, частично илимпийских, верхнеангарских, северобайкальских, урмийско-амгуно-чумиканских, амгуно-алданских групп. Эвенки этих групп обычно держали небольшое оленье стадо, предназначенное лишь для перевозки вьюков, уход за оленями осуществлялся только в летний период и считался женским делом, мужчины верхом на олене не ездили, на охоту уходили пешком или с вьючным оленем, не было верхового седла.
Орочонский тип был распространен у эвенков, кочевавших по бассейнам Витима, Олёкмы, Алдана (верховья), Зеи и других верхних притоков Амура и по отрогам Хингана. К северу и северо-западу этот тип хозяйствования встречался в верховьях Вилюя, Оленёка и к северу от Нижней Тунгуски. Стадо оленей у этих групп было более многочисленным, хозяйственный год полностью определялся условиями ухода за оленями, за стадом следили мужчины, во время перекочевок и на охоте ездили на оленях, имели специальные верховые и вьючные седла.
Слайд 21

ЭВЕНЫ

ЭВЕНЫ

Слайд 22

ЭВЕНЫ История эвенов неразрывно связана с тунгусоязычным населением Восточной Сибири и

ЭВЕНЫ

История эвенов неразрывно связана с тунгусоязычным населением Восточной Сибири и определяется

сравнительно поздним временем. Особенности культуры, языка и антропологического типа эвенов, специфичные по отношению к эвенкам, сформировались в результате взаимодействия тунгусов с аборигенами края коряками и юкагирами.
В каждом конкретном случае, социально-экономические, демографические и исторические причины влияли на сочетание тунгусских и палеоазиатских компонентов, которое и определяет внутреннее разнообразие культуры современных эвенов.
Расселение тунгусов на востоке Сибири связывается с освоением якутами бассейна р. Лены, где, в течение ХVI в. происходило завершение этногенеза и формирование основ якутской культуры.
Слайд 23

ЭВЕНЫ Уже в это время намечается несколько направлений развития эвенской культуры.

ЭВЕНЫ

Уже в это время намечается несколько направлений развития эвенской культуры. Основу

формирования "пеших тунгусов", которые в ХVII в. расселялись на Охотском побережье в междуречье рр.Ульи и Олы, в основном в бассейне р. Охоты, составили оленные группы эвенков, вышедших в ХV-ХVI вв. на Охотское побережье и, в условиях благоприятных для ведения промыслового хозяйства (рыболовство и охота на морского зверя), отказавшихся от оленеводства. Здесь они смешались с оседлыми коряками и их культура приобрела "палеоазиатский" облик. Здесь сложились две группы "пеших тунгусов".
Иначе происходило развитие эвенов-оленеводов и именно их культура, оценивается как собственно эвенская. В ХVII в. они довольно активно начинают продвигаться на север по побережью Охотского моря, вступая в контакты с коряками, которые оказывали им сопротивление, что нашло отражение в одном из названий эвенами коряков — в улын, "враг", "неприятель".
Слайд 24

Слайд 25

ЭВЕНЫ В конце ХVIII — начале ХIХ вв. эвены осваивают бассейн

ЭВЕНЫ

В конце ХVIII — начале ХIХ вв. эвены осваивают бассейн р.

Анадырь и вступают в контакты с чуванцами, а по р.Чаун, с чукчами оленеводами. В 40-х годах часть гижигинских эвенов переселяется на Камчатку, где они расселяются довольно широко, освоив территории, лежащие на запад от Срединного хребта.
Наиболее интенсивные контакты эвенов с юкагирами происходили в бассейне р. Колымы и протекали по направлению ассимиляции аборигенов. Так, еще в 1700-х гг. в верховьях Колымы юкагиры в полтора раза превосходили эвенов, но в 30-е гг. ХVIII в. соотношение численности изменилось в пользу последних. В бассейн Индигирки эвены проникают с юга и постоянно обосновываются там в начале ХVIII в. К середине ХIХ в. они были достаточно сильно смешаны с юкагирами, демонстрируя ту же тенденцию, что и на Колыме.
Слайд 26

ДОЛГАНЫ

ДОЛГАНЫ

Слайд 27

ДОЛГАНЫ Долганы — тюркский народ в России (всего 7900 чел., в

ДОЛГАНЫ

Долганы — тюркский народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском

Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.), коренное население Таймыра.
Национальный язык — долганский, который некогда считался диалектом якутского языка.
Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из переселившихся в XVIII веке после прихода туда Московского царства и Российской империи с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Этногенез долган начался примерно в XVIII веке.
Затундренными крестьянами тогда называли русских поселенцев на Таймыре. Они начали заселять его в XVI—XVII веках, когда этот регион назывался Пясида.
Слайд 28

ДОЛГАНЫ В основном это были выходцы с Поморья. Их еще называли

ДОЛГАНЫ

В основном это были выходцы с Поморья. Их еще называли «промышленными

людьми», то есть, занимающимися промыслом. Чтобы выжить в суровых северных условиях, они начали перенимать обычаи местного населения. Как столетия спустя напишут авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в результате русские крестьяне «объякутились». Постепенно русские переселенцы переняли не только привычки местных жителей, но и язык. Чуть позже компанию им составили кочующие якуты и тунгусы. С приходом русских в Сибирь эти народы перестали конфликтовать, что сделало их продолжительные кочёвки безопасными.
Весь XIX век представители этих трех национальностей активно сближались и таким образом среди народов Росси появились долганы.
По состоянию на 1917 год этнос включал четыре рода: Долгано-Енисейский, Жиганско-Тунгусский, Долгано-Тунгусский и Боганидско-Тунгусский.
Слайд 29

ДОЛГАНЫ 10 декабря 1930-го постановлением ВЦИК был учрежден Таймырский или Долгано-Ненецкий

ДОЛГАНЫ

10 декабря 1930-го постановлением ВЦИК был учрежден Таймырский или Долгано-Ненецкий национальный

округ. Считается, что этот исторический момент зафиксировал завершение этногенеза долган. Но и потом их ещё долго путали с соседними племенами. В частности, во время переписи 1926 года было зарегистрировано 656 представителей новой народности, хотя на самом деле их уже тогда было в четыре раза больше.
Во время переписей 1939 и 1959 годов национальность долган была вообще проигнорирована: их причислили к якутам.
7 декабря 1934 года образовался Красноярский край. Долгано-Ненецкий округ вошел в его состав.
В 1977 году последний получил статус автономного округа, а в 1992 году – статус самостоятельного субъекта Российской Федерации. При этом в административно-территориальном отношении он оставался частью области.