Марийцы

Содержание

Слайд 2

Название Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что

значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей
Слайд 3

Где проживают Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл,

Где проживают

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл,

где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола. Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:
Слайд 4

Первая и вторая группа марийцев Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл,

Первая и вторая группа марийцев

Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на

территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев
Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
Слайд 5

Кировская область Нижегородская область

Кировская область

Нижегородская область

Слайд 6

Третья и четвертая группа марийцев Восточные. Значительная по численности группа, состоящая

Третья и четвертая группа марийцев

Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из

переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан
Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.
Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.
Слайд 7

Численность Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч

человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек
Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО
Слайд 8

Язык Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в

Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата
Слайд 9

Язык Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII

Язык

Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века.

Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл
Слайд 10

Марийский алфавит

Марийский алфавит

Слайд 11

Внешность Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности

народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков. Отличительными чертами внешности являются:
Средний рост
Выступающие скулы
Прямые, плотные волосы темного или русого оттенка
Желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи
Слайд 12

Слайд 13

Одежда Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский

украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием.
Слайд 14

Слайд 15

Мужчины У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако

в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась
Слайд 16

Женщины Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В

Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней

ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет
Слайд 17

Жилище Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с

двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей
Слайд 18

Культура Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве:

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках,

песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте
Слайд 19

Традиции Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба

всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога;
ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир
скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути