Содержание
- 2. Моя малая Родина — это место, где ты родился, где ты вырос, где проходит твое детство,
- 3. На правом берегу реки Чадан Енисейского бассейна, в западной части Тувинской котловины расположен город под названием
- 4. История города Чадан На участке слияния двух рек Чадан и Хондергей в 1873 году был выстроен
- 5. Главным предприятием города является Чаданский угольный разрез, представляющий собой структурное звено крупнейшего угледобывающего предприятия «Тувинской горнорудной
- 6. Культура и достопримечательности города Чадан Важным культурным событием города Чадана является ежегодный Международный фестиваль живой народной
- 7. Открытие уникального молитвенного сооружения - барабана "Мани-Хурту" состояло 20 июля 2018 года в сквере Сесерлиг города
- 8. Историко-краеведческий филиал им. Монгуша Буян-Бадыргы Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва — в 1991 г. в
- 10. Дом-музей семьи Сергея Кужугетовича Шойгу Дом–музей семьи Героя России, министра обороны Российской Федерации Сергея Кужугетовича Шойгу
- 11. Дом-музей семьи Сергея Кужугетовича Шойгу. Вначале 50-х годов прошлого века. Этот дом был выделен Александре Яковлевне
- 12. Буян-Бадыргы прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Родился он в 1892 г. в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского
- 13. Памятник Монгушу Буян-Бадыргы расположен в г. Чадан возле Районного Дома культуры по ул. Ленина. Монгуш Буян-Бадыргы
- 14. С хурээ связана вся история Чадана. В 2003 году город будет праздновать свое 130-летие. Именно постройка
- 15. К началу 40-х годов на территории Тувы не осталось ни одного хурээ. Сегодня от построек не
- 16. Фестиваль живой музыки и веры "Устуу-Хурээ"основала в 1999 группа тувинских энтузиастов с целью собрать деньги на
- 18. Наш земляк – Гордость Тувы Серге́й Кужуге́тович Шойгу́[2] (тув. Сергей Күжүгет оглу Шойгу; род. 21 мая
- 20. Скачать презентацию
Моя малая Родина — это место, где ты родился, где ты
Моя малая Родина — это место, где ты родился, где ты
Что такое малая родина?
Каждый человек имеет свою родину. Это место, которое для человека является самым родным. Где бы далеко не был человек, родной край всегда будет звать его. Здесь всё родное и близкое. Мы бегали маленькими детьми по своему родному краю и были счастливы. Неважно город это или маленькая деревушка где-то на берегу реки. Мы всегда будем вспоминать свой родной край. Он будет всегда в наших мыслях. Он будет дорого со всеми его особенностями. Здесь уникальная природа, уникальные места и всё близкое и родное. Мы знаем здесь каждый маленький уголок. Родной край постоянно зовёт нас, хотя очень часто люди просто не признаются в этом.
На правом берегу реки Чадан Енисейского бассейна, в западной части Тувинской
На правом берегу реки Чадан Енисейского бассейна, в западной части Тувинской
Численность населения города около 9000 тысяч человек. Большую её часть около 95% составляют тувинцы и наименьшую – русские и коми. Окрестности Чадана – это, завораживающие своей красотой, горы и степные долины.
Название города в переводе с тувинского языка означает «низкорослый кустарник». По другой версии оно произошло от монгольского глагола «чадаар» – «не мочь, не справляться». Она появилась из-за спора между родами, который не разрешился битвой между ними, и не помогло вмешательство правителя нойона.
История города Чадан
На участке слияния двух рек Чадан и Хондергей
История города Чадан
На участке слияния двух рек Чадан и Хондергей
Эта дата значится годом основания Чадана. С 1923 года поселение в округе монастыря называлось Артаадыт. В 1929 году его переименовали в Чадан. В 30-х годах монастырь Алдыы-Хурээ, как и множество других монастырей, был разрушен.
В 1905 – 1907 годах по тибетскому проекту архитектора Кунтана-Римпоче и при использовании труда китайских мастеров, с соблюдением всех правил буддийской архитектуры, был построен монастырь Устуу-Хурээ. Местом для строительства выбрали живописную долину в 7 км к северу от Чадана. В 1939 году храм был разрушен.
В мае 1945 года посёлок Чадан получает статус города и становится административным центром Дзун-Хемчикского района. Открытие месторождения каменного угля и дальнейшая его разработка стали сильным толчком в экономическом развитии города. В 1946 году здесь было несколько действующих предприятий: кирпичный завод, промышленный и маслобойный комбинаты, автотранспортное хозяйство. Постоянно росла численность населения.
Главным предприятием города является Чаданский угольный разрез, представляющий собой структурное звено
Главным предприятием города является Чаданский угольный разрез, представляющий собой структурное звено
Большое значение для экономики города имеет предприятие деревообрабатывающей промышленности «Чаданлеспром», занимающееся реализацией лесопиломатериалов.
Пищевая промышленность представлена двумя объектами: хлебозаводом «Чаданхлеб» и маслодельным заводом «Чаданмолоко».
Основным направлением работы предприятий агропромышленного комплекса является животноводство и посев зерновых культур.
Экономика города Чадан
Культура и достопримечательности города Чадан
Важным культурным событием города Чадана является ежегодный
Культура и достопримечательности города Чадан
Важным культурным событием города Чадана является ежегодный
В городе Чадане есть действующий краеведческий музей имени Буяна Бадыргы, знаменитого тувинского государственного деятеля 20-х годов. Кроме представленных экспозиций, рассказывающих об истории создания Хурээ, есть стенды об известных земляках. Например, один из них всеми узнаваемый современный деятель, Сергей Шойгу.
Ещё одной достопримечательностью города является филиал республиканского краеведческого музея им. Алдан Маадыр (60 богатырей).
Открытие уникального молитвенного сооружения - барабана "Мани-Хурту" состояло 20 июля 2018
Открытие уникального молитвенного сооружения - барабана "Мани-Хурту" состояло 20 июля 2018
в сквере Сесерлиг города Чадана. Размер молитвенного барабана - 8х8 метров, он возведен на добровольные пожертвования верующих. В подобный барабан после специального ритуала закладывается несколько тысяч буддийских молитв. Если человек покрутит барабан, то он в одно мгновение прочтёт все молитвы; вращать барабан необходимо по часовой стрелке. Еще одно необходимое условие — чистая мотивация. Существуют малые и большие барабаны. Молитвенный барабан «Мани-Хурту» относится к разряду больших барабанов: в него вложено 115 миллионов мантр.
Историко-краеведческий филиал им. Монгуша Буян-Бадыргы Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва
Историко-краеведческий филиал им. Монгуша Буян-Бадыргы Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва
Экспозиции музея отражают культуру, быт и занятия народов края, историю Даа кожууна, знакомят с распространением буддизма и шаманизма и др.Основатель: Пюрюнаа Виктория Куларовна, 1945 г.р. Здание, где располагается Чаданский музей, до 1991 года было районным узлом связи Дзун-Хемчиского кожууна, которое построено 1949 году.
Историко-краеведческий филиал им. Монгуша Буян-Бадыргы Национального музея им. Алдан-Маадыр
Дом-музей семьи
Сергея Кужугетовича Шойгу
Дом–музей семьи Героя России, министра обороны Российской
Дом-музей семьи
Сергея Кужугетовича Шойгу
Дом–музей семьи Героя России, министра обороны Российской
В доме можно увидеть личные вещи и фотографии семьи, в том числе детские фотографии Сергея Шойгу. В доме-музее также представлена старая мебель семьи Шойгу, патефон и пластинки, которые они в свое время слушали, посуда, книги. Кроме того, на территории музея находятся старый колодец, беседка, а также установлена тувинская юрта, в которой туристы могут провести ночь.
Дом-музей семьи Сергея Кужугетовича Шойгу. Вначале 50-х годов прошлого века. Этот
Дом-музей семьи Сергея Кужугетовича Шойгу. Вначале 50-х годов прошлого века. Этот
Буян-Бадыргы прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Родился он в 1892
Буян-Бадыргы прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Родился он в 1892
В 1909 г. после смерти нойона Хайдыпа 17-летний Буян-Бадыргы, как его законный наследник, становится нойоном Даа хошуна. В последние годы к жизни и деятельности Монгуша Буян-Бадыргы, гун нойона Даа хошуна, одного из основателей и первых руководителей независимого государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики, проявляется огромный интерес. Это вполне понятно, так как в истории Тувы советского периода его жизнь и политическая деятельность получили необъективную оценку и были преданы забвению.
Поэтому с целью правдивого и объективного освещения жизни и деятельности Буян-Бадыргы на основе вновь выявленных источников мне хотелось бы кратко остановиться на недостаточно изученных аспектах пройденного пути этой неординарной личности. Он по праву является неординарной личностью и занимает особое место в истории Тувы, с одной стороны, как один из крупных и дальновидных правителей дореволюционной Тувы, с другой, как один из создателей и первых руководителей суверенного государства тувинского народа – ТНР.
Монгуш Буян-Бадыргы – основатель тувинской государственности
Памятник Монгушу Буян-Бадыргы расположен в г. Чадан возле Районного Дома культуры
Памятник Монгушу Буян-Бадыргы расположен в г. Чадан возле Районного Дома культуры
С хурээ связана вся история Чадана. В 2003 году город будет
Первый буддийский монастырь в Туве, Эрзинский, построен на сто лет раньше – в 1772 году на территории, примыкающей к Северо-Западной Монголии – в Оюнарском кожууне (современный Эрзинский кожуун). Именно оттуда, из Монголии, шло распространение буддизма среди тувинцев. Именно монастыри – хурээ становились для кочевого народа не только религиозными центрами, но и центрами культуры, торговли, образования. Все они возводились по монгольским строительным образцам – были деревянными.
И ни одного из них поэтому не сохранилось. Дерево легко поддается разрушению – и монастырские комплексы (всего их было 31), возводившиеся с 1873 по 1926 год включительно, были в 30-х годах постепенно порушены руками тех же, кто их и строил, руками их детей и внуков. Сигнал к гонениям на лам, к разрушению монастырей был дан январским 1929 года пленумом Центрального Комитета Тувинской Народно-Революционной партии, после чего последовали соответствующие постановления Малого и Великого Хуралов.
Монастырь «Устуу-Хурээ»
К началу 40-х годов на территории Тувы не осталось ни одного
К началу 40-х годов на территории Тувы не осталось ни одного
Сохранились именно потому, что возводились по особому – тибетскому проекту: храм строили не из дерева, а из особым образом замешанной глины. Хемчикский правитель Хайдып специально пригласил из Тибета архитектора Кунтана Римпоче, под руководством которого в течение двух лет – с 1905 по 1907 – и велось строительство.
Монастырь очень скоро стал одним из престижных образовательных центров. Не только роскошным убранством, но и богатой библиотекой, коллекцией музыкальных инструментов славился он.
Сто восьмилетних мальчиков было собрано в Устуу-Хурээ сразу после его открытия. Первый настоятель храма, старший брат Хайдыпа Ондар Чамзы учил их монгольскому и тибетскому языкам, буддийской философии. Именно ламы Верхнечаданского хурээ под руководством Лопсан-Чимита Монгуша создали первый вариант тувинского алфавита.
Именно здесь воспитывались и первые государственные деятели провозглашенной в 1921 году независимой Тувинской республики.
Фестиваль живой музыки и веры "Устуу-Хурээ"основала в 1999 группа тувинских энтузиастов
Фестиваль живой музыки и веры "Устуу-Хурээ"основала в 1999 группа тувинских энтузиастов
Наш земляк – Гордость Тувы
Серге́й Кужуге́тович Шойгу́[2] (тув. Сергей Күжүгет оглу
Наш земляк – Гордость Тувы
Серге́й Кужуге́тович Шойгу́[2] (тув. Сергей Күжүгет оглу
Председатель Государственного комитета РСФСР и Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (1991—1994), глава МЧС России (1994—2012), губернатор Московской области (2012).
Глава межрегионального движения «Единство» (1999—2001), основатель (1 декабря 2001 года) и сопредседатель партии «Единая Россия» (2001—2002, вместе с Юрием Лужковым и Минтимером Шаймиевым)
Президент Русского географического общества (с 2009). На данный момент единственный министр, который с небольшим перерывом является членом Правительства Российской Федерации с 1990-х годов (в общей сложности — почти 30 лет.