Архитектура ЭВМ

Содержание

Слайд 2

ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ (ЭВМ) называется устройство, выполняющее следующие операции: ввод информации;

ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ (ЭВМ)

называется устройство, выполняющее следующие операции:
ввод информации;
обработку информации по заданной

программе;
вывод результатов в форме, удобной для пользователя.
Слайд 3

История развития ВТ V – IV вв. до н.э. созданы древнейшие

История развития ВТ

V – IV вв. до н.э. созданы древнейшие

из известных счётов – «саламинская доска» (по имени острова Саламин в Эгейском море), которая у греков и в Западной Европе назывались «абак».
Слайд 4

История развития ВТ VI век У китайцев – «суан-пан», XIV век

История развития ВТ

VI век
У китайцев – «суан-пан»,
XIV век
У японцев –

«серобян»,
XVI век
В России – «щоты».
Слайд 5

История развития ВТ 1624 г. – Вильгельм Шиккард в письмах к

История развития ВТ

1624 г. – Вильгельм Шиккард в письмах к И.Кеплеру

описал устройство «часов для счёта», в которых было реализовано сложение, вычитание, умножение и деление. В основе – «палочки Непера», свёрнутые в цилиндр.
Слайд 6

История развития ВТ 1642 г. – 18-летний французский физик и математик

История развития ВТ

1642 г. – 18-летний французский физик и математик Блез

Паскаль создает первую модель вычислительной машины
«Паскалину» или «Паскалево колесо».
Слайд 7

История развития ВТ 1670 г. – Готфрид Вильгельм Лейбниц дал первое

История развития ВТ

1670 г. – Готфрид Вильгельм Лейбниц дал первое описание

своей счётной машины, которая механически производила сложение, вычитание, умножение и деление.
Слайд 8

1770 г. – в г. Несвеже в Литве Е. Якобсон создаёт

1770 г. – в г. Несвеже в Литве Е. Якобсон создаёт
суммирующую

машину, способную работать с 5-значными числами.

1820 г. – эльзасец Карл Ксавье Томас изобрёл арифмометр и впервые в мире организовал их про- мышленное производство.

История развития ВТ

Слайд 9

1823 г. – английский учёный Чарльз Бэббидж разработал проект «Разностной машины»

1823 г. – английский учёный Чарльз Бэббидж разработал проект «Разностной машины»

– прообраз современной программно-управляемой машины. «Аналитическая машина» Бэббиджа имела 4 основные части: «склад» для хранения чисел, «мельницу» для операций над ними, устройство управления и устройства ввода/вывода.

История развития ВТ

Первая ЭВМ – Чарльз Бэббидж

Слайд 10

Леди Ада Августа Лавлейс составляла программы для машины Бэббиджа. Перфокарты для

Леди Ада Августа Лавлейс составляла программы для машины Бэббиджа.

Перфокарты для «Аналитической

машины»

История развития ВТ

Первый программист – Ада Лавлейс

Слайд 11

Работы по изготовлению «Аналитической машины» были прерваны смертью Ч. Бэббиджа. Полностью

Работы по изготовлению «Аналитической машины» были прерваны смертью Ч. Бэббиджа.
Полностью

«Разностная машина» была достроена только в 1991 г. двумя инженерами Р. Криком и Б. Холловеем в Лондонском научном музее к 200-летию со дня рождения её автора.
Она состоит из 4000 деталей.

История развития ВТ

Слайд 12

1834 г. - французский академик, физик и математик Андре Мари Ампер

1834 г. - французский академик, физик и математик Андре Мари Ампер

выпустил книгу, в которой впервые применил термин «кибернетика».

1847 г. - английский математик Джордж Буль в работе «Математический анализ логики» изложил основы булевой алгебры. Он считается основоположником современной математической логики.

История развития ВТ

Слайд 13

1878 г. – русский математик и механик П. Л. Чебышев создаёт

1878 г. – русский математик и механик П. Л. Чебышев создаёт

суммирующий аппарат.

1867 г. – американский топограф К. Шоулз изобретает первую пишущую машинку.

История развития ВТ

Слайд 14

История развития ВТ 1880 г. – петербургский инженер Т. Однер конструирует

История развития ВТ

1880 г. – петербургский инженер Т. Однер конструирует арифмометр.

Его модификация «Феликс» выпускалась в СССР до 50-х годов.
Слайд 15

1885 г. – американец У. Берроуз создаёт машину, которая печатает исходные

1885 г. – американец У. Берроуз создаёт машину, которая печатает исходные

цифры и результат вычислений.

История развития ВТ

Слайд 16

1888 г. – в США Г. Холлерит создаёт особое устройство –

1888 г. – в США Г. Холлерит создаёт особое устройство –

табулятор, в котором информация, нанесённая на перфокарты, расшифровывалась электрическим током.

История развития ВТ

Слайд 17

1918 г. – учёный М. А. Бонч-Бруевич в России изобретает ламповый

1918 г. – учёный М. А. Бонч-Бруевич в России изобретает ламповый

триггер.

История развития ВТ

1946 г. – американский математик Дж. Нейман сформулировал основные принципы, лежащие в основе архитектуры вычислительной машины.

Разработчик архитектуры ЭВМ – Дж. Нейман

Слайд 18

Принцип программного управления (программа состоит из набора команд); Принцип однородности памяти

Принцип программного управления (программа состоит из набора команд);
Принцип однородности памяти (программы

и данные хранятся в одной и той же памяти, структурно они не различимы);
Принцип адресности (основная память структурно состоит из нумерованных ячеек).

Архитектура ПК «по-Нейману»

Слайд 19

Первые вычислительные машины 1944 г. Под руководством американского математика Говарда Айкена

Первые вычислительные машины 1944 г. Под руководством американского математика Говарда

Айкена создана автоматическая вычислительная машина "Марк-1" с программным управлением. построена на электро- механических реле, а программа обработки данных вводилась с перфоленты.
1946 г. Американцы Дж. Эккерт и Дж. Моучли сконструировали первый электронный цифровой компьютер "Эниак" (Electronic Numerical Integrator and Computer). Машина имела 20 тысяч электронных ламп и 1,5 тысячи реле, которая работала в тысячу раз быстрее, чем "Марк-1", выполняя за одну секунду выполняя за одну секунду 300 умножений или 5000 сложений.

Первая ЭВМ 1944

Слайд 20

1948 г. - американский инженер - электронщик Д. П. Эккерт и

1948 г. - американский инженер - электронщик Д. П. Эккерт и

физик Д. У. Моучли сконструировали первую ЭВМ
«ENIAC» (Electronic Numerical Integrator and Computer).
Она состояла из 20 тыс. ламп.

Первые ЭВМ

Слайд 21

1947 г. – академик С. А. Лебедев в Институте электроники АН


1947 г. – академик С. А. Лебедев в Институте электроники

АН УССР начинает работы по созданию МЭСМ (Малой Электронной Счётной Машины).

1948 г. – американский математик Норберт Винер выпустил книгу «Кибернетика, или Управление и связь у животных». Это положило начало развитию теории автоматов и становлению кибернетики – науки об управлении и передаче информации.

Первые ЭВМ

Слайд 22

1949 г. – под руководством Дж. фон Неймана разработан компьютер MANIAC

1949 г. – под руководством Дж. фон Неймана разработан компьютер MANIAC

(Mathematical Analyzer Numerical Integrator and Computer).

История развития ВТ

Слайд 23

1958 г. – в СССР создана ЭВМ М-20 со средним быстродействием

1958 г. – в СССР создана ЭВМ М-20 со средним быстродействием

20 тыс. операций в секунду – самая мощная ЭВМ 50-х годов в Европе.

1952 г. – под руководством Сергея Алексеевича Лебедева закончена разработка БЭСМ (Большой Электронной Счётной Машины) с быстродействием около 10 тыс. операций в секунду

История развития ВТ

Слайд 24

История развития ВТ 1961 г. – в продажу поступила первая выполненная

История развития ВТ

1961 г. – в продажу поступила первая выполненная на

пластине кремния интегральная схема (ИС).

1963 г. – создана первая мышка.

Слайд 25

История развития ВТ 1965 г. – начат выпуск семейства машин третьего поколения IBM/360 (США).

История развития ВТ

1965 г. – начат выпуск семейства машин третьего поколения

IBM/360 (США).
Слайд 26

История развития ВТ 1970-е г. – начат выпуск семейства малых ЭВМ

История развития ВТ

1970-е г. – начат выпуск семейства малых ЭВМ международной

системы (СМ ЭВМ). На фотографии ЭВМ СМ-3.
Слайд 27

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ: Быстродействие процессора; Объем памяти; Скорость обмена данными; Набор

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ:

Быстродействие процессора;
Объем памяти;
Скорость обмена данными;
Набор команд;
Число устройств ввода-вывода;
Потребляемая

электроэнергия
Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

В ЭВМ пятого поколения предусматривается другой принцип работы процессоров и способы

В ЭВМ пятого поколения предусматривается другой принцип работы процессоров и способы

обработки информации в них.
В настоящее время компьютеров пятого поколения ???!!!.
Слайд 42

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЭВМ: совершенствование элементной базы; многопроцессорная архитектура; многоуровневая память (кэш-память).

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЭВМ:

совершенствование элементной базы;
многопроцессорная архитектура;
многоуровневая память

(кэш-память).
Слайд 43

БАЗОВАЯ АППАРАТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ПК Системный блок; Монитор; Клавиатура; Манипулятор «мышь».

БАЗОВАЯ АППАРАТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ПК

Системный блок;
Монитор;
Клавиатура;
Манипулятор «мышь».

Слайд 44

ВНУТРЕННИЕ УСТРОЙСТВА СИСТЕМНОГО БЛОКА Материнская плата

ВНУТРЕННИЕ УСТРОЙСТВА СИСТЕМНОГО БЛОКА

Материнская плата

Слайд 45

ЖЕСТКИЙ ДИСК (ВИНЧЕСТЕР) Внутренние устройства системного блока

ЖЕСТКИЙ ДИСК (ВИНЧЕСТЕР)

Внутренние устройства системного блока

Слайд 46

ДИСКОВОД ОПТИЧЕСКИХ ДИСКОВ (CD-ROM, DVD) Внутренние устройства системного блока

ДИСКОВОД ОПТИЧЕСКИХ ДИСКОВ (CD-ROM, DVD)

Внутренние устройства системного блока

Слайд 47

ВИДЕОКАРТА (ВИДЕОАДАПТЕР) Внутренние устройства системного блока

ВИДЕОКАРТА (ВИДЕОАДАПТЕР)

Внутренние устройства системного блока

Слайд 48

ЗВУКОВАЯ КАРТА Внутренние устройства системного блока

ЗВУКОВАЯ КАРТА

Внутренние устройства системного блока

Слайд 49

УСТРОЙСТВА МАТЕРИНСКОЙ ПЛАТЫ 1.Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) – массив кристаллических ячеек,

УСТРОЙСТВА МАТЕРИНСКОЙ ПЛАТЫ

1.Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) – массив кристаллических ячеек,

способных хранить данные.

Используется для хранения данных и программ, с которыми работает пользователь в данный момент.
Основная характеристика – объем памяти.
Для повышения быстродействия выполняется в двух уровнях (кэш-память).

Слайд 50

2. Процессор – микросхема, осуществляющая все вычисления. Состоит из кристаллических ячеек

2. Процессор – микросхема, осуществляющая все вычисления.
Состоит из кристаллических ячеек (регистров),

которые могут не только хранить информацию, но и преобразовывать ее.
Имеет две основные характеристики:
Тип (Intel, Celeron);
Тактовая частота –число команд в единицу времени (сотни ГГц в сек).

Устройства материнской платы

Слайд 51

3. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и система BIOS (Basic Input Output

3. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и система BIOS (Basic Input Output

System)
При включении питания BIOS осуществляет самотестирование компьютера и запуск операционной системы.

Устройства материнской платы

Слайд 52

4. Проводники (шины) для связи процессора с другими устройствами: Шина данных;

4. Проводники (шины) для связи процессора с другими устройствами:
Шина данных;
Адресная

шина;
Командная шина.
Основная характеристика – скорость обмена данными.

Устройства материнской платы

Слайд 53

ВНЕШНИЕ (ПЕРИФЕРИЙНЫЕ) УСТРОЙСТВА Периферийными называют устройства, подключаемые к системному блоку извне.

ВНЕШНИЕ (ПЕРИФЕРИЙНЫЕ) УСТРОЙСТВА

Периферийными называют устройства, подключаемые к системному блоку извне. Наиболее

используемые:
Принтер (стандартное устройство вывода);
Слайд 54

СКАНЕР - ДЛЯ СЧИТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ С БУМАГИ Внешние (периферийные) устройства

СКАНЕР - ДЛЯ СЧИТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ С БУМАГИ

Внешние (периферийные) устройства

Слайд 55

МОДЕМ ИЛИ ФАКС-МОДЕМ (ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕЛЕФОННЫМ ЛИНИЯМ) Внешние (периферийные) устройства

МОДЕМ ИЛИ ФАКС-МОДЕМ (ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕЛЕФОННЫМ ЛИНИЯМ)


Внешние (периферийные) устройства

Слайд 56

ПЛОТТЕР (ДЛЯ ВЫВОДА ЧЕРТЕЖЕЙ И СХЕМ) Внешние (периферийные) устройства

ПЛОТТЕР (ДЛЯ ВЫВОДА ЧЕРТЕЖЕЙ И СХЕМ)

Внешние (периферийные) устройства

Слайд 57

Микрофон и Видеокамера (Web-камера) Внешние (периферийные) устройства

Микрофон и Видеокамера (Web-камера)

Внешние (периферийные) устройства

Слайд 58

Дигитайзер (ввод графического изображения в ПК с планшета). Внешние (периферийные) устройства

Дигитайзер (ввод графического изображения в ПК с планшета).

Внешние (периферийные) устройства

Слайд 59

Структура ЭВМ .

Структура ЭВМ

.

Слайд 60

Арифметико-логическое устройство и устройство управления в современных компьютерах образуют процессор ЭВМ.

Арифметико-логическое устройство и устройство управления в современных компьютерах образуют процессор

ЭВМ. Процессор, который состоит из одной или нескольких больших интегральных схем называется микропроцессором или микропроцессорным комплектом.
Процессор – функциональная часть ЭВМ, выполняющая основные операции по обработке данных и управлению работой других блоков.
Процессор является преобразователем информации, поступающей из оперативной памяти и внешних устройств.
Запоминающие устройства обеспечивают хранение исходных и промежуточных данных, результатов вычислений, а также программ и включают: оперативные (ОЗУ), сверхоперативные СОЗУ), постоянные (ПЗУ) и внешние запоминающие устройства (ВЗУ). Информация, размещенная в СОЗУ и ОЗУ, доступна процессору.
Слайд 61

Внешние запоминающие устройства (жесткий диск или винчестер) с емкостью намного больше,

Внешние запоминающие устройства (жесткий диск или винчестер) с емкостью намного

больше, чем ОЗУ, но с существенно более медленным доступом, используются для длительного хранения больших объемов информации. Операционная система (ОС) хранится на жестком диске, но при запуске компьютера резидентная часть ОС загружается в ОЗУ и находится там до завершения сеанса работы ПК.
ПЗУ (постоянные запоминающие устройства) и ППЗУ (перепрограммируемые постоянные запоминающие устройства) предназначены для постоянного хранения информации, которая записывается при ее изготовлении, например, ППЗУ для BIOS. В построенной по схеме фон Неймана ЭВМ происходит последовательное считывание команд из памяти и их выполнение. Номер (адрес) очередной ячейки памяти, из которой будет извлечена следующая команда программы, указывается специальным устройством – счетчиком команд в устройстве управления.
Слайд 62

Устройства ПК и их характеристики Совместимость устройств является основополагающим принципом открытой

Устройства ПК и их характеристики

Совместимость устройств является основополагающим принципом открытой

архитектуры, которую предложила компания IBM, что послужило толчком к массовому производству, как отдельных узлов, так  и компьютеров. К базовой конфигурации относятся устройства, без которых не может работать современный ПК:
· системный блок;
· клавиатура для ввода информации в компьютер;
· манипулятор мышь, облегчающий ввод информации в компьютер;
· монитор, предназначенный для изображения текстовой и графической информации.
Слайд 63

Системный блок По форме корпуса бывают: · Desktop – плоские корпуса

Системный блок

По форме корпуса бывают:
· Desktop – плоские корпуса (горизонтальное расположение),

их обычно располагают на столе и используют в качестве подставки для монитора
· Tower - вытянутые в виде башен (вертикальное расположение), обычно располагаются на полу.
Корпуса различаются по размерам, указанные приставки Super, Big, Midi, Micro, Tiny, Flex, Mini, Slim обозначают размеры корпусов. На передней стенке корпуса размещены кнопки “Power” - Пуск, “Reset” - Перезапуск, индикаторы питания и хода работы ПК.
На задней стенке корпуса ПК размещены порты. Наличие или отсутствие в ПК перечисленных портов зависит от его стоимости и уровня современности.
Слайд 64

Порты (каналы ввода - вывода) · Game - для игровых устройств

Порты (каналы ввода - вывода)

· Game - для игровых устройств (для

джойстика)
· VGA - интегрированный в материнскую плату VGA – контроллер для монитора - офисного или делового ПК
· COM - асинхронные последовательные (обозначаемые СОМ1—СОМЗ) подсоединение - мышь, модем и т.д.
· PS/2 – асинхронные последовательные порты для подключения клавиатура и манипулятора мышь
· LPT - параллельные (LPT1—LPT4) для принтера и др.
· USB - универсальный интерфейс для 127 устройств
· IEЕЕ-1394 (FireWire) - интерфейс для передачи больших объемов видеоинформации в реальном времени (для подключения цифровых видеокамер, внешних жестких дисков, сканеров и другого высокоскоростного оборудования). Интерфейсом FireWire оснащены все видеокамеры, работающие в цифровом формате. Может использоваться и  для создания локальных сетей.
Слайд 65

Порты (каналы ввода - вывода) · iRDA - инфракрасные порты предназначены

Порты (каналы ввода - вывода)

· iRDA - инфракрасные порты предназначены для

беспроводного подключения карманных или блокнотных ПК или сотового телефона к настольному компьютеру. Связь обеспечивается при условии прямой видимости, дальность передачи данных не более 1 м. Если в ПК нет встроенного iRDA адаптера, то он может быть выполнен в виде дополнительного внешнего устройства (USB iRDA адаптера), подключаемого через USB-порт.
· Bluetooth ("блутус")- высокоскоростной микроволновый стандарт, позволяющий передавать данные до 10 м.  Если нет встроенного Bluetooth адаптера, то он может быть выполнен в виде дополнительного внешнего устройства (USB bluetooth адаптера), подключаемого через USB-порт. USB bluetooth адаптеры предназначены для беспроводного подключения карманных или блокнотных ПК, или сотового телефона к настольному компьютеру
Слайд 66

Основные узлы компьютера · Системная или материнская плата (motherboard), на которой

Основные узлы компьютера

· Системная или материнская плата (motherboard), на которой установлены

дочерние платы (контроллеры устройств, адаптеры или  карты) и другие электронные устройства
· блок питания, преобразующий электропитание сети в постоянный ток низкого напряжения, для  электронных схем компьютера;
· накопитель на жестком магнитном диске, предназначенный для чтения и записи на несъемный жесткий магнитный диск (винчестер).
· накопители на оптических дисках (типа DVD - RW или CD – RW), предназначенные для чтения и записи на компакт - диски
· накопители (или дисководы) для гибких магнитных дисков, используемые для чтения и записи на дискеты;
· устройства охлаждения
Слайд 67

Клавиатура Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш. Клавиши клавиатуры разделяются на

Клавиатура

Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш. Клавиши клавиатуры разделяются на

6 групп:
· Клавиши пишущей машинки
· Цифровые клавиши (переключение режима работы осуществляется клавишей NumLock)
· Клавиши редактирования (Insert, Delete, Back Space)
· Клавиши управления курсором (две группы клавиш: четыре клавиши со стрелками и четыре клавиши: Home, End, Page Up, Page Down)
· Специальные клавиши (Ctrl, Alt, Esc, Num Lock, Scroll Lock, Print Screen, Pause)
· Функциональные клавиши F1 – F12 (расположены в верхней части клавиатуры и предназначены для вызова наиболее часто использующихся команд)
Слайд 68

Манипулятор мышь Ввод информации осуществляется перемещением курсора в определенную область экрана

Манипулятор мышь

Ввод информации осуществляется перемещением курсора в определенную область

экрана и кратковременным нажатием кнопок манипулятора или щелчками (одинарными или двойными). По принципу работы манипуляторы делятся на механические, опто-механические и оптические. В портативных ПК в качестве мыши используются трекболы и пойнтеры. Комбинация монитора и мыши обеспечивают диалоговый режим работы пользователя с компьютером, это наиболее удобный и современный тип интерфейса пользователя. Корпорация Microsoft выпустила новый набор из клавиатуры и мыши, предназначенный для настольных ПК. Продукт получил название Natural Ergonomic Desktop 7000, в нем используется беспроводная технология.
Слайд 69

Мониторы В графическом режиме экран состоит из точек (пикселей от англ.

Мониторы

В графическом режиме экран состоит из точек (пикселей от

англ. pixel - picture element), полученных разбиением экрана на столбцы и строки. Количество пикселей на экране называется разрешающей способностью монитора в данном режиме. В настоящее время мониторы ПК могут работать в следующих режимах: 480х640, 600х800, 768х1024, 864х1152, 1024х1280 (количество пикселей по вертикали и горизонтали). Разрешающая способность зависит от типа монитора и видеоадаптера. Каждый пиксел может быть окрашен в один из возможных цветов. Стандарты отображения цвета: 16, 256, 64К, 16М  цветовых оттенков каждого пиксела. По принципу действия все современные мониторы разделяются на:
· Мониторы на базе электронно-лучевой трубки (CRT)
· Жидкокристаллические дисплеи (LCD)
· Плазменные мониторы
Слайд 70

Мониторы В графическом режиме экран состоит из точек (пикселей от англ.

Мониторы

В графическом режиме экран состоит из точек (пикселей от

англ. pixel - picture element), разбиение экрана на столбцы и строки. Количество пикселей на экране называется разрешающей способностью монитора в данном режиме. В настоящее время мониторы ПК могут работать в следующих режимах: 480х640, 600х800, 768х1024, 864х1152, 1024х1280 (количество пикселей по вертикали и горизонтали). Разрешающая способность зависит от типа монитора и видеоадаптера. Каждый пиксел может быть окрашен в один из возможных цветов. Стандарты отображения цвета: 16, 256, 64К, 16М  цветовых оттенков каждого пиксела. По принципу действия все современные мониторы разделяются на:
· Мониторы на базе электронно-лучевой трубки (CRT)
· Жидкокристаллические дисплеи (LCD)
· Плазменные мониторы
Достоинства плазменных мониторов - отсутствие мерцания изображения, картинка имеет высокую контрастность и четкость по всему дисплею, имеют хорошую обзорность под любым углом и малую толщину панели. К недостаткам – большая потребляемая мощность.
Слайд 71

Структурная схема и устройства ПК

Структурная схема и устройства ПК


Слайд 72

Микропроцессор Контроллеры, адаптеры или карты имеют свой процессор и свою память

Микропроцессор

Контроллеры, адаптеры или карты имеют свой процессор и свою память

- специализированный процессор. В компьютерах типа IBM PC используются микропроцессоры фирмы Intel и совместимые с ними микропроцессоры других фирм. Компоненты микропроцессора:
· АЛУ выполняет логические и арифметические операции
· Устройство управления управляет всеми устройствами ПК
· Регистры используются для хранения данных и адресов
· Схема управления шиной и портами – осуществляет подготовку устройств к обмену данными между микропроцессором и портом ввода – вывода, а также управляет шиной адреса и управления.
Слайд 73

Микропроцессор Основные характеристики процессора: Разрядность – число двоичных разрядов, одновременно обрабатываемых

Микропроцессор

Основные характеристики процессора:
Разрядность – число двоичных разрядов, одновременно обрабатываемых при

выполнении одной команды. Большинство современных процессоров – это 32 – разрядные процессоры, но выпускаются и 64 - разрядные процессоры.
Тактовая частота – количество циклов работы устройства за единицу времени. Чем выше тактовая частота, тем выше производительность.
Наличие встроенного математического сопроцессора
Наличие и размер Кэш- памяти.
Слайд 74

Оперативная память Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ или RAM) - область памяти,

Оперативная память

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ или RAM) - область памяти,

предназначенная для хранения информации в течение одного сеанса работы с компьютером. Конструктивно ОЗУ – это интегральные микросхемы. Из нее процессор считывает программы и исходные данные для обработки в свои регистры, в нее записывает полученные результаты. Название “оперативная” эта память получила за быстроту, в результате процессору не приходится ждать при чтении или записи данных в память. Быстродействие ОЗУ ниже быстродействия регистров процессора, поэтому перед выполнением команд процессор переписывает данные из ОЗУ в регистры. По принципу действия различают динамическую память и статическую.
Слайд 75

Кэш-память Компьютеры, чтобы не было простоев процессора оснащаются Кэш-памятью или сверхоперативной

Кэш-память

Компьютеры, чтобы не было простоев процессора оснащаются Кэш-памятью или сверхоперативной

памятью.
При наличии Кэш-памяти данные из ОЗУ сначала переписываются  в нее, а затем в регистры процессора. При повторном обращении к памяти сначала производится поиск нужных данных в Кэш-памяти и необходимые данные из Кэш-памяти переносятся в регистры, поэтому повышается быстродействие.
Контроллеры или адаптеры (схемы, управляющие внешними устройствами компьютера) находятся на отдельных платах, которые вставляются в унифицированные разъемы (слоты) на материнской плате.
Слайд 76

Системная магистраль (шина) Для подключения контроллеров или адаптеров современные ПК снабжены

Системная магистраль (шина)

Для подключения контроллеров или адаптеров современные ПК

снабжены такими слотами как PCI.
Слоты AGP предназначены для подключения видеоадаптера. Слоты (разъемы) расширения конфигурации ПК предназначены для подключения дополнительных устройств к основной шине данных компьютера. К основным платам расширения, предназначенным для подключения к шине дополнительных устройств, относятся:
· Видеоадаптеры (видеокарты)
· Звуковые платы
· Внутренние модемы
· Сетевые адаптеры (для подключения к локальной сети)
· SCSI - адаптеры
Слайд 77

Внешняя память Накопители - это устройства для записи и считывания информации

Внешняя память

Накопители - это устройства для записи и считывания информации

с различных носителей информации. Различают накопители со сменным и встроенным носителем.
По типу носителя информации накопители разделяются на накопители на магнитных лентах и дисковые накопители. К накопителям на магнитных лентах относятся стримеры и др. По способу записи и чтения информации на носитель дисковые накопители – магнитные, оптические и магнитооптические.
Периферийные устройства - это устройства, которые подключаются к контроллерам ПК и расширяют его функциональные возможности (джойстики, световые перья, сканеры, цифровые камеры, диджитайзеры, плоттеры или графопостроители ).
Слайд 78

Перевод двоичных чисел в восьмеричные Используется разбиение двоичного числа на триады

Перевод двоичных чисел в восьмеричные

Используется разбиение двоичного числа на триады справа

налево. В каждой триаде двоичное число переводится в десятичное.

Пример

Слайд 79

При невозможности разбиения на триады допускается добавление нуля СПРАВА 0,011 111 102 =0,011 111 1002 =0,374

При невозможности разбиения на триады допускается добавление нуля СПРАВА

0,011 111 102

=0,011 111 1002 =0,374
Слайд 80

Аналогично осуществляется перевод целых чисел Пример При невозможности разбиения на триады допускается добавление нуля СЛЕВА Пример

Аналогично осуществляется перевод целых чисел

Пример

При невозможности разбиения на триады допускается

добавление нуля СЛЕВА

Пример

Слайд 81

Перевод двоичных чисел в шестнадцатиричные Используется разбиение двоичного числа на тетрады справа налево

Перевод двоичных чисел в шестнадцатиричные

Используется разбиение двоичного числа на тетрады справа

налево
Слайд 82

Пример

Пример

Слайд 83

Пример 0,0110 1000 0012 = 0,0110 1000 00102 = 0,69216

Пример

0,0110 1000 0012 = 0,0110 1000 00102 = 0,69216

Слайд 84

Пример 0,1010 0010 1111 1000 112 = 0,1010 0010 1111 11002 = = 0,A2F8C16

Пример

0,1010 0010 1111 1000 112 = 0,1010 0010 1111 11002

=
= 0,A2F8C16
Слайд 85

Пример 10 1010 0111 10112 = 0010 1010 0111 10112 = = 2A7B16

Пример

10 1010 0111 10112 = 0010 1010 0111 10112 =


= 2A7B16
Слайд 86

Перевод десятичных дробей в восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления

Перевод десятичных дробей в восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления

Слайд 87

Кодирование действительных чисел в компьютерах Используется 80-разрядное кодирование. Число предварительно преобразуется

Кодирование действительных чисел в компьютерах

Используется 80-разрядное кодирование.
Число предварительно преобразуется

в нормализованную форму:
3,1416=0,31416*101
300 000= 0,3*106

характеристика

мантисса

мантисса

Слайд 88

Представление чисел в научном (экспоненциальном) формате Десятичное Нормальная Научный Константа число

Представление чисел в научном (экспоненциальном) формате

Десятичное Нормальная Научный Константа
число форма

формат ПО
169,3 0,1693*103 0,1693Е03 1.693Е02
-27,8 -0,278*102 -0,278Е02 -2.78Е01
0,0017 0,17*10-2 0,17Е-02 1.7Е-03
-0,0008 -0,8*10-3 -0,8Е-03 -8.0Е-04
Слайд 89

Пример 1 В научном формате число имеет вид: 8,65Е02 Укажите вариант

Пример 1

В научном формате число имеет вид: 8,65Е02
Укажите вариант

его записи
в десятичном формате
А. 0,00865
В. –0,00865
С. 865
D. -865

Варианты ответов

Слайд 90

Пример 2 В научном формате число имеет вид: 0,39Е-03 Укажите вариант

Пример 2

В научном формате число имеет вид: 0,39Е-03
Укажите вариант

его записи
в десятичном формате
А. 0,0039
В. –0,00395
С. 390
D. 0,00039

Варианты ответов

Слайд 91

Пример 3 В десятичной системе счисления число имеет вид: 78200 Укажите

Пример 3

В десятичной системе счисления число имеет вид:
78200
Укажите вариант

его записи в научном формате
Укажите вариант его записи
внаучном формате
А. 0,782Е05
В. 0,782Е-05
С. 0,782Е02
D. -0,000782
Слайд 92

Пример 4 В десятичной системе счисления число имеет вид: -0,0167 Укажите

Пример 4

В десятичной системе счисления число имеет вид:
-0,0167
Укажите

вариант его записи в научном формате
А. 0,167Е01
В. -0,167Е01
С. -0,167Е-01
D. -0,167Е-02
Слайд 93

Самостоятельная работа Задание. В десятичной системе счисления число имеет вид: 1650.

Самостоятельная работа

Задание. В десятичной системе счисления число имеет вид: 1650. Укажите

вариант его записи в научном формате

Варианты ответов:
А. 0,165Е04 В. 0,165Е-04
С. 0,165Е02
D. -0,000162

Слайд 94

Самостоятельная работа Задание. Запись числа в научном формате имеет вид: -0,74Е-02.

Самостоятельная работа

Задание. Запись числа в научном формате имеет вид: -0,74Е-02.

Укажите вариант его записи в десятичном формате

Варианты ответов:
А. 0,0074
В. -0,0074
С. 74
D. -74

Слайд 95

Получение обратных кодов АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1). Целое число переводят в двоичную

Получение обратных кодов

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
1). Целое число переводят в двоичную

систему счисления.
2). Инвертируют полученный результат (заменяют 0 на 1 и 1 на 0).
Например, получено двоичное число
11102
Инвертируем его. Обратный код:
00012
Слайд 96

Пример 1 Записать обратный код суммы чисел 410 + 710 А.

Пример 1

Записать обратный код суммы чисел 410 + 710

А. 10112 +

10002 С. 00112+ 11002
В. 01002 + 01112 D. 01012 + 10102

Решение
1. 4 : 2 = 2 + 0 7 : 2 = 3 + 1
2: 2 = 1 + 0 3 : 2 = 1 + 1
410 = 01002 710 = 01112
2. Обратный код: 10112 + 10002 - вариант А

Слайд 97

Получение дополнительных кодов АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1). Целое число переводят в двоичную

Получение дополнительных кодов

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
1). Целое число переводят в двоичную

систему счисления.
2). Инвертируют полученный результат (получают обратный код).
3). Добавляют в младший разряд обратного кода 1 (операция декрементации).
Например, получено двоичное число
10112
Инвертируем его. Обратный код:
01002
Дополнительный код: 01002 + 00012 = 01012
Слайд 98

Пример 1 Записать дополнительный код суммы чисел 310 + 610 А.

Пример 1

Записать дополнительный код суммы чисел 310 + 610

А. 10112

С. 00112
В. 01002 D. 01112

Решение
1. 310 + 610 = 910 3. Обратный код: 01102
2. 9 : 2 = 4 + 1 4. Дополнительный код:
4 : 2 = 2 + 0 01102 + 00012 = 01112
2 : 2 = 1 + 0
910 = 10012

Слайд 99

Самостоятельная работа 1 Записать дополнительный код суммы чисел 410 + 710

Самостоятельная работа 1

Записать дополнительный код суммы чисел 410 + 710

Варианты

ответов:
А. 10112 С. 00112
В. 01012 D. 01112
Слайд 100

Сверим ответ? Обратный код: 0100(2) Дополнительный код: 0101(2) 11(10)=1011(2) Решение 1.

Сверим ответ?

Обратный код: 0100(2)
Дополнительный код: 0101(2)

11(10)=1011(2)

Решение
1. 410 + 710

= 1110
2. 11 : 2 = 5 + 1
5 : 2 = 2 + 1
2 : 2 = 1 + 0
Слайд 101

Кодирование отрицательных чисел АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1). Целое число переводят в двоичную

Кодирование отрицательных чисел

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
1). Целое число переводят в двоичную систему

счисления.
2). Получают обратный код.
3). Получают дополнительный код.
4). Добавляют перед числом 1 с точкой.
Например, получено двоичное число
11102
Инвертируем его. Обратный код:
00012
Дополнительный код: 00012 + 00012 = 00102
Отрицательное число: 1.00102
Слайд 102

Пример Записать двоичный код суммы чисел -310 -610 Решение 1. Двоичный

Пример

Записать двоичный код суммы чисел -310 -610

Решение
1. Двоичный

код чисел: 310 = 00112 и 610 = 01102
2. Обратный код чисел: 11002 + 10012
3. Дополнительный код чисел: 11012 + 10102
4. Сумма отрицательных чисел: 1.11012 + 1.10102
Ответ: D

Варианты ответов:
А. 1.10112 + 1.10002 С. 1.00112+ 1.11002
В. 1.01002 + 1.01112 D. 1.11012 + 1.10102

Слайд 103

Кодирование текстовой информации Каждому символу ставится в соответствие последовательность двоичных цифр

Кодирование текстовой информации

Каждому символу ставится в соответствие последовательность двоичных цифр

например,
а (русская строчная буква) 0000011
Слайд 104

Файлы и файловая структура Единицы представления данных Используются две единицы: бит байт ( 8 битов)

Файлы и файловая структура
Единицы представления данных
Используются две единицы:
бит
байт

( 8 битов)
Слайд 105

12(10)= 1100(2) 23(10)=10111(2)

12(10)= 1100(2)

23(10)=10111(2)

Слайд 106

Файлы и файловая структура Десятичное Битовая Байтовая число структура структура 1



Файлы и файловая структура


Десятичное Битовая Байтовая
число структура

структура
1 1 0000 0001
3 11 0000 0011
12 1100 0000 1100
23 10111 0001 0111
Слайд 107

Единицы хранения данных Файл – последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным

Единицы хранения данных

Файл – последовательность произвольного числа байтов, обладающая

уникальным собственным именем.
Пример.docх
основное имя расширение
Слайд 108

Типы файлов Тип файла обычно указывается в его расширении: exe, com,



Типы файлов


Тип файла обычно указывается в его

расширении:
exe, com, bat
cpp, bas
txt, doc, pdf, djvu
zip, rar
gif, jpg
avi, wav, mp
Слайд 109

Файлы и файловая структура Это иерархическая структура: диск; папка (каталог, директорий);



Файлы и файловая структура


Это иерархическая структура:
диск;
папка

(каталог, директорий);
вложенные папки;
файлы.
C:\Program Files\Far\far.exe
Что является вершиной иерархии в ПК?
Слайд 110

Полное имя файла - это его собственное имя вместе с путем доступа к нему. С:\ИНФОРМАТИКА\EXCEL\Лекции.doc С:\ИНФОРМАТИКА\WORD\Лекции.doc

Полное имя файла -

это его собственное имя вместе с

путем доступа к нему.
С:\ИНФОРМАТИКА\EXCEL\Лекции.doc
С:\ИНФОРМАТИКА\WORD\Лекции.doc