Архитектура ЭВМ и систем: цели и задачи курса

Содержание

Слайд 2

Архитектура ЭВМ и систем: цели и задачи курса Приобретение знаний, сведений,

Архитектура ЭВМ и систем: цели и задачи курса

Приобретение знаний, сведений,

навыков о структуре и принципах организации современных вычислительных устройств
Систематизация имеющейся информации
Слайд 3

Архитектура ЭВМ и систем Машины - ? Вычислительная система (ВС) -

Архитектура ЭВМ и систем

Машины - ?
Вычислительная система (ВС) - это взаимосвязанная

совокупность аппаратных средств вычислительной техники и программного обеспечения, предназначенная для сбора, обработки и хранения информации.

Информация (лат. informatio) - сведения, разъяснения.

Слайд 4

Информация «Кто владеет информацией – тот владеет миром» Натан Ротшильд, битва при Ватерлоо Сбор, обработка информации

Информация

«Кто владеет информацией – тот владеет миром» Натан Ротшильд, битва при

Ватерлоо

Сбор, обработка информации

Слайд 5

Эволюция общества: машины Преобразование материи каменные топоры, ткацкие станки, выработка металлов,

Эволюция общества: машины

Преобразование материи
каменные топоры,
ткацкие станки,
выработка металлов,
строительство
Преобразование энергии
химических

реакций (порох),
паровые машины,
электростанции,
двигатели внутреннего сгорания
технологии создания накопителей электрической энергии (аккумуляторы)
Преобразование информации
Слайд 6

Эволюция вычислительных устройств: начало V век до нашей эры - абак

Эволюция вычислительных устройств: начало

V век до нашей эры - абак

16 век

– счеты

17 век – 20 век – арифмометр

Слайд 7

Эволюция вычислительных устройств: машины 1642 год Машина Паскаля – Сын сборщика

Эволюция вычислительных устройств: машины

1642 год Машина Паскаля –
Сын сборщика налогов
В 19

лет начал работу над суммирующей машиной
Принцип связанных колес
50 вариантов машины

1673 год – Лейбниц – машина для астрономических расчетов (сложение, вычитание, умножение, деление)

Для голландского математика и астронома Христиана ом Гюйгенса.
«Поскольку это недостойно таких замечательных людей, подобно рабам, терять время на вычислительную работу, которую можно было бы доверить кому угодно при использовании машины»

Слайд 8

Эволюция вычислительных устройств: станок Жаккарда 1804 год Жозев Мари Жаккар Программируемый

Эволюция вычислительных устройств: станок Жаккарда

1804 год Жозев Мари Жаккар Программируемый ткацкий

станок: нить опускается или поднимается в зависимости от того, есть ли отверстие на перфокарте
Слайд 9

Эволюция вычислительных устройств: машина Беббиджа 1822 г. Разностная машина Чарлза Бэббиджа

Эволюция вычислительных устройств: машина Беббиджа

1822 г. Разностная машина Чарлза Бэббиджа предназначалась

для расчетов математических таблиц

1834г. По замыслу Аналитическая машина Бэббиджа должна была производить разнообразные вычисления, следуя набору инструкций. «Мельница» и «склад» -АЛУ и память. Перфокарты.

Слайд 10

Эволюция вычислительных устройств: компьютер Марк-1 1943 год - компьютер Марк-1 для

Эволюция вычислительных устройств: компьютер Марк-1

1943 год - компьютер Марк-1 для баллистических

расчетов
на электромеханических реле
в десятичной системе
перфоленты
сложение 0,3 с, умножение 3 с
Полгода расчетов за день
длина почти 17 метров
высота более 2,5 м.
около 750 тыс. деталей,
протяженность проводов около 800 км.
большой шум во время работы от переключений реле,
отработал 16 лет.
Слайд 11

Эволюция вычислительных устройств: компьютер ЭНИАК 1945 год 17468 ламп (выход из

Эволюция вычислительных устройств: компьютер ЭНИАК

1945 год
17468 ламп (выход из строя) –

десятичная система счисления
 6 м в высоту и 26 м в длину
В 1000 раз быстрее Марк-1
Отсутствует память: операторы устанавливали в нужное положение около 6000 переключателей, а затем переключали кабели. На подготовку задачи, с решением которой машина справлялась за 20 с, иногда требовалось два дня.
.
Слайд 12

Центральный Процессор Фон-неймановская архитектура Использование двоичной системы счисления для представления данных

Центральный Процессор

Фон-неймановская архитектура

Использование двоичной системы счисления для представления данных и команд.
Код

программы и данные размещаются в одной и той же памяти машины. Учитывая ненадежность ЭВМ первых поколений, слишком много времени уходило на операцию ввода данных.
Память состоит из пронумерованных ячеек, любая из которых доступна процессору
Программа записывается в памяти в виде последовательного кода; процессор, заканчивая выполнение одной команды, переходит к следующей. Исключения составляют команды перехода
АЛУ (Арифметико-логическое устройство)
УУ (Устройство управления)
Устройства ввода-вывода
Оперативная память
Слайд 13

Центральный Процессор Процессор Устройство Управления (УУ) Арифметико-Логическое Устройство (АЛУ) управление всеми

Центральный Процессор

Процессор

Устройство Управления (УУ)

Арифметико-Логическое Устройство (АЛУ)

управление всеми устройствами

логические и арифметические операции

Регистр

состояния

Регистр данных

Регистр Адреса

регистры

Слайд 14

Основные части вычислительной системы Процессор Память Управление, обработка информации Хранение информации

Основные части вычислительной системы

Процессор

Память

Управление, обработка информации

Хранение информации

Устройства ввода/вывода

внешняя

внутренняя

Монитор, клавиатура, мышь

Общая шина

Передача

данных, управляющих сигналов

?

Контроллеры

Слайд 15

Архитектура ЭВМ Архитектура компьютера — принцип построения и организации работы вычислительного

Архитектура ЭВМ

Архитектура компьютера — принцип построения и организации работы вычислительного устройства, включая определение

функционального состава основных узлов и блоков, а также структуры управляющих и информационных связей между ними. 
Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера.
Слайд 16

Многопроцессорные системы Процессор 3 Память Устройства ввода/вывода внешняя внутренняя Контроллеры Процессор 2 Процессор 1

Многопроцессорные системы

Процессор 3

Память

Устройства ввода/вывода

внешняя

внутренняя

Контроллеры

Процессор 2

Процессор 1

Слайд 17

Многомашинные вычислительные системы

Многомашинные вычислительные системы

Слайд 18

Системы с параллельными процессорами АЛУ 3 Память Устройства ввода/вывода внешняя внутренняя

Системы с параллельными процессорами

АЛУ 3

Память

Устройства ввода/вывода

внешняя

внутренняя

Контроллеры

АЛУ 2

АЛУ 1

УУ

Слайд 19

В рамках данного курса изучаются Основные компоненты любой вычислительной системы процессор

В рамках данного курса изучаются

Основные компоненты любой вычислительной системы
процессор
память
системная

магистраль как элемент, связующий процессор, память и устройства ввода/вывода.
устройства ввода/вывода
И их взаимодействие.
Слайд 20

Информация Числа Текст Изображение Звук Видео представляется в двоичном коде и хранится в памяти вычислительной системы

Информация

Числа
Текст
Изображение
Звук
Видео

представляется в двоичном коде и
хранится в памяти вычислительной системы

Слайд 21

Двоичная система счисления Включено/ выключено 1 / 0 Десятичная система счисления:

Двоичная система счисления

Включено/ выключено
1 / 0

Десятичная система счисления: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

2

Двоичная система счисления:

0,1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

1

Слайд 22

Сопоставление систем счисления 0 1 2 3 4 5 6 7

Сопоставление систем счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

1

1

2

1

0

1

0

1

3

1

0

1

1

1

4

1

1

1

0

1

5

1

1

1

1

1

Слайд 23

Добавим шестнадцатеричную систему счисления 0 1 2 3 4 5 6

Добавим шестнадцатеричную систему счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

1

1

2

1

0

1

0

1

3

1

0

1

1

1

4

1

1

1

0

1

5

1

1

1

1

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

Слайд 24

Память Данные хранятся в двоичном коде Состоит из ячеек Каждая ячейка

Память

Данные хранятся в двоичном коде
Состоит из ячеек
Каждая ячейка – бит -

содержит 1 или 0
8 бит = 1 байт
Машинное слово = 2 байт, 4 байта, зависит от архитектуры

0 0 1 0 1 0 1 0

байт

память

Адреса ячеек памяти

Слайд 25

Информация Дискретные сигналы Азбука Морзе Аналоговые сигналы измерения скорости, температуры, звука

Информация

Дискретные сигналы
Азбука Морзе

Аналоговые сигналы
измерения скорости, температуры, звука

Электронные вычислительные машины

Аналоговые вычислительные машины
Автопилоты
Отличная

скорость работы
Узкий круг задач
Слайд 26

Дискретные данные

Дискретные данные

Слайд 27

Компьютерное кодирование целых чисел Целое положительное число: 1607 в 2-х байтах.

Компьютерное кодирование целых чисел

Целое положительное число: 1607 в 2-х байтах.
160710 =

110 0100 01112
0000 0110 0100 0111 
Целое отрицательное число: -1607 в 2-х байтах. -160710 = -110010001112
прямой код: 1000 0110 0100 0111
обратный код: 1111 1001 1011 1000
дополнительный код (добавление единицы в младший разряд): 1111 1001 1011 1001
Слайд 28

Зачем нужен обратный код? 9 10= 1001 2 5 10= 0101

Зачем нужен обратный код?

9 10= 1001 2
5 10= 0101 2
-5 10= 1010 2 ОК
9-5=9+(-5)=?
9-5=4

1

0

0

1

1

0

1

0

+

0

0

1

1

1

0

1

0

0

+

1

1

Слайд 29

Зачем нужен дополнительный код? 9 10= 1001 2 5 10= 0101

Зачем нужен дополнительный код?

9 10= 1001 2
5 10= 0101 2
-5 10= 1010 2 ОК
-5

10= 1011 2 ДК
9-5=9+(-5)=?
9-5=4

1

0

0

1

1

0

1

1

+

0

1

0

0

1

1

1

Слайд 30

Компьютерное кодирование дробных чисел Формат с плавающей точкой предполагает запись числа

Компьютерное кодирование дробных чисел

Формат с плавающей точкой предполагает запись числа как

произведение мантиссы на основание системы в степени целого числа:
0,0345 = 0,345*10-1
0,0345 = 3,45*10-2
0,0345 = 0,000345*102

Нормализованное представление:
0< мантисса<1
0,0345 = 0,345*10-1
365,123 = 0,365123*103

В памяти хранятся мантисса как целое число и порядок
345 и -1
365123 и 3

?

Слайд 31

Кодирование текста. Таблица символов ASCII

Кодирование текста. Таблица символов ASCII

Слайд 32

Кодирование текста: ASCII Двоичная форма (бинарная) Десятичная форма Текст в символах ASCII Шестнадцатеричная форма

Кодирование текста: ASCII

Двоичная форма (бинарная)

Десятичная форма

Текст в символах ASCII

Шестнадцатеричная форма

Слайд 33

Кодирование текста: Стандарт UNICOD 0000 0100 0011 0010 0000 0000 0000 0000 0000 0100 0011 0010

Кодирование текста: Стандарт UNICOD

0000 0100 0011 0010

0000 0000 0000 0000 0000

0100 0011 0010
Слайд 34

Кодирование текста: Стандарт UNICOD

Кодирование текста: Стандарт UNICOD

Слайд 35

Развитие стандарта UNICOD 0000 0100 0011 0010 0000 0000 0000 0000

Развитие стандарта UNICOD

0000 0100 0011 0010

0000 0000 0000 0000 0000 0100

0011 0010

В

32-битная форма (UTF-32), под каждый символ отводится 32 бита = 4 байта. полностью совместима с UTF-16 и UTF-8,
16-битная форма (UTF-16),
8-битная форма (UTF-8): была разработана для совместимости с ASCII.

Слайд 36

Кодирование графики: псевдографика

Кодирование графики: псевдографика

Слайд 37

Кодирование графики Растровое Векторное

Кодирование графики

Растровое

Векторное

Слайд 38

Векторная графика Объекты в виде геометрических примитивов (линия, прямоугольник, окружность и

Векторная графика

Объекты в виде геометрических примитивов (линия, прямоугольник, окружность и т.д).


Каждый объект, описывается с помощью специального языка (математических уравнения линий, дуг, окружностей и т.д.).
Объект имеет свойства (размер, положение, цвет заливки, прозрачность)
Сложные объекты (ломаные линии, геометрические фигуры) как совокупность элементарных графических объектов. 
Могут изменять свои размеры без потери качества
Слайд 39

Примеры создания векторного изображения 90° 0° 180° 270° 360°

Примеры создания векторного изображения

90°


180°

270°

360°

Слайд 40

Растровая графика Изображения представляют собой однослойную сетку точек, называемых пикселями (pixel,

Растровая графика

Изображения представляют собой однослойную сетку точек, называемых пикселями (pixel, от англ.

picture element),
Код пикселя  содержит информацию о его цвете: любой цвет может быть представлен в виде суммы различной яркости красного, зеленого и синего цветов.
При изменении размера ухудшается качество
Слайд 41

Кодирование растрового изображения

Кодирование растрового изображения

Слайд 42

Кодирование изображения

Кодирование изображения

Слайд 43

Размер приведенного изображения 01 01 01 01 01 01 01 01

Размер приведенного изображения

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

10

01

01

01

01

01

01

01

10

10

10

01

01

01

01

01

10

10

10

10

10

01

01

01

10

10

10

10

10

10

10

01

01

01

01

01

00

01

01

01

01

01

01

01

01

00

01

01

01

01

01

01

01

01

00

01

01

01

01

01

01

00

01

00

01

01

01

01

01

01

00

00

00

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

01

Для кодирования каждой точки требуется

2 бита

Количество точек

9*11=99

99*2=198 бит= 25

байт
Слайд 44

Квантование при кодировании растрового изображения Для записи цвета выделяется определенное количество

Квантование при кодировании растрового изображения

Для записи цвета выделяется определенное количество бит
Не

любой оттенок цвета можно записать
Квантование цвета
Слайд 45

Цветное изображение: упрощенная одель RGB

Цветное изображение: упрощенная одель RGB

Слайд 46

Модель Red Green Blue RGB: на каждый цвет выделяется не один

Модель Red Green Blue

RGB: на каждый цвет выделяется не один бит,

а 2 байта (FF16 или 25510).
Слайд 47

Размер изображения Для кодирования каждой точки требуется 2 байта*3=6 байт Количество

Размер изображения

Для кодирования каждой точки требуется

2 байта*3=6 байт

Количество точек

143*135=19305

19305*6=115830 байт~113 Кбайт

Размер

фотографии

~ 2 Мбайт

Слайд 48

Звук Громко - тихо Выше - ниже

Звук

Громко - тихо

Выше - ниже

Слайд 49

Кодирование звука Измеряется амплитуда колебаний (десятки тысяч раз в секунду) Результат

Кодирование звука

Измеряется амплитуда колебаний (десятки тысяч раз в секунду)
Результат записывается

в двоичном коде

MIDI-формат – запись в соответствии с нотной грамотой

Дискретизация или оцифровка: преобразование напряжения в двоичный сигнал

Обратное преобразование для воспроизведения

Слайд 50

Преобразование напряжения (аналогового сигнала) в цифровой сигнал U6

Преобразование напряжения (аналогового сигнала) в цифровой сигнал

U6

Слайд 51

Преобразование напряжения (аналогового сигнала) в цифровой сигнал U t U1 U2

Преобразование напряжения (аналогового сигнала) в цифровой сигнал

U

t

U1

U2

U3

U4

U5

U6

U7

память

U1

U3

U5

U7

U2

U4

U6

Слайд 52

Оценка качества аналогового сигнала в цифровой форме Для записи уровня сигнала

Оценка качества аналогового сигнала в цифровой форме

Для записи уровня сигнала выделяется

определенное количество бит
Не любое значение сигнала можно записать, а только с определенной точностью

U

t

U1

U2

U3

U4

U5

U6

U7

память

U1

U3

U5

U7

U2

U4

U6

001

000

010

011

100

101

110

010

011

101

100

011

010

001

Слайд 53

Оценка качества аналогового сигнала в цифровой форме Аналоговый сигнал не кодируется без потери качества

Оценка качества аналогового сигнала в цифровой форме

Аналоговый сигнал не кодируется без

потери качества
Слайд 54

Оценка качества аналогового сигнала в цифровой форме Для КАЧЕСТВЕННОГО кодирования на

Оценка качества аналогового сигнала в цифровой форме

Для КАЧЕСТВЕННОГО кодирования на каждую

секунду проводится

44 000 измерений

Квантование одного измерения

2 байта (65536 значений)

44 000*2 байта = 88 000 байт ~ 86 Кбайт

Размер мелодии 3 минуты

86 Кбайт*180 ~ 15 Мбайт

Секунда звучания

Слайд 55

Кодирование видео-информации Как представляется видео-информация ? Поток рисунков Аудио-поток видео

Кодирование видео-информации

Как представляется видео-информация

?

Поток рисунков

Аудио-поток

видео

Слайд 56

Непрерывный видео-поток Для того, чтобы последовательность кадров воспринималась человеческим глазом непрерывным

Непрерывный видео-поток

Для того, чтобы последовательность кадров воспринималась человеческим глазом непрерывным потоком,

в секунду демонстрируются 25-30 кадров

Каков размер несжатого видео-потока минутной длительности при размере картинки 640*480 пикселей?

1800 Кбайт*25*60=2700Гбайт

Слайд 57

Совмещение аудио и видео Потоки видео- и аудио-информации должны соответствовать друг другу Необходима синхронизация

Совмещение аудио и видео

Потоки видео- и аудио-информации должны соответствовать друг другу
Необходима

синхронизация
Слайд 58

Средства обработки Специализированные программы обработки видео предоставляют возможность совмещения нескольких видео-, аудио-потоков и текстовой информации

Средства обработки

Специализированные программы обработки видео предоставляют возможность совмещения нескольких видео-, аудио-потоков

и текстовой информации