ООП на DELPHI - 2. Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция

Содержание

Слайд 2

На этом уроке: Мы научимся создавать программу, сохранять и компилировать ее,

На этом уроке:
Мы научимся создавать программу, сохранять и компилировать

ее, а также читать исходный код

Вопросы:
1. Создание программы, сохранение и компиляция
2. Разбираемся с исходным кодом

DELPHI - 2

Слайд 3

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 2 1. Создание программы, сохранение и компиляция

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 2

1. Создание программы,

сохранение и компиляция
Слайд 4

Сохранение и компиляция программ На первом уроке мы познакомились с интерфейсом

Сохранение и компиляция программ

На первом уроке мы познакомились с интерфейсом

Delphi, компонентами и их свойствами.
Сейчас давайте научимся создавать, правильно сохранять и компилировать программу

1. Запустим Delphi (Пуск – Все программы – Borland Delphi – Delphi 7). Автоматически при запуске Delphi создается новый проект – Project 1

2. Разберем сразу на примере:
Пусть надо создать программу, которая по нажатию кнопки случайным образом изменяла бы цвет нашей формы.
Для этого поместим на форму 2 кнопки: первую назовем «ЦВЕТ» а вторую «ВЫХОД», зададим нужные размеры формы, уцепившись за ее границы и перетащив их в нужное положение, заголовок формы назовем «ЦВЕТ» (свойство Caption)
У нас получится примерно так:

Слайд 5

Сохранение и компиляция программ 3. Сейчас нам нужно, чтобы при нажатии

Сохранение и компиляция программ

3. Сейчас нам нужно, чтобы при нажатии кнопки

«ЦВЕТ»(событии) цвет формы менялся произвольным образом. Из Паскаля мы знаем, что для генерации случайных чисел служит функция random, а для задания цвета экрана (и формы) применяется модель RGB

4. Чтобы перейти к окну редактирования кода и написать процедуру реакции кнопки «ЦВЕТ» сделаем по ней двойной щелчок и мы оказываемся в редакторе кода
Что мы там видим?

5. Мы видим, что Delphi автоматически создала процедуру обработки события нажатия на кнопку (Button1.Click)
Между begin и end нам надо вставить код генерации цвета формы:
Form1.Color:=RGB(100+random(155), 100+random(155), 100+random(155))
(Свойству формы – Сolor(цвет) присваивается произвольное значение, причем каждому цвету (красному, зеленому и синему) – это нам известно из Паскаля)

Form1.Color:=RGB(100+random(155), 100+random(155), 100+random(155))

Слайд 6

Сохранение и компиляция программ Причем Delphi помогает нам при вводе кода:

Сохранение и компиляция программ

Причем Delphi помогает нам при вводе кода:
Как

только мы напечатали Form1. и поставили точку, выходит окно с набором свойств формы, где мы можем выбрать нужное свойство Caption и нажать Enter

6. Сейчас напишем код для обработки нажатия мышкой по второй кнопке «ВЫХОД». Для этого делаем двойной щелчок по кнопке «ВЫХОД» и мы опять в редакторе кода, где вводим команду close (закрытие приложения)

Слайд 7

Сохранение и компиляция программ Итак, мы создали процедуры обработки событий нажатия

Сохранение и компиляция программ

Итак, мы создали процедуры обработки событий нажатия

на каждую кнопку, попробуем запустить программу, нажав F9

Сейчас при нажатии несколько раз кнопки «ЦВЕТ» форма красится произвольными цветами, а при нажатии кнопки «ВЫХОД» форма закрывается.

Посмотреть ->

7. После того, как мы проверили работу программы, надо ее сохранить. Для этого заходим в меню Delphi: Файл – Сохранить Все

Слайд 8

Сохранение и компиляция программ 8. Выходит окно сохранения файла, по умолчанию

Сохранение и компиляция программ

8. Выходит окно сохранения файла, по умолчанию

Delphi сохраняет проект в своем каталоге, но для удобства создадим ,например, на диске С каталог Delphi, откроем его и сохраним наш проект там

9. При сохранении файлов проекта оказалось, что подтверждать сохранение приходится 2 раза, а сохраненных файлов оказалось 6 штук

Слайд 9

Сохранение и компиляция программ Какие файлы у нас сохранились? Файл модуля

Сохранение и компиляция программ

Какие файлы у нас сохранились?

Файл модуля с

расширением *.pas – здесь исходный код нашей программы

Главный файл нашего проекта

Файл нашей формы с описанием ее свойств

Дополнительные файлы ресурсов, которые Delphi создает автоматически

Слайд 10

Сохранение и компиляция программ Осталось откомпилировать наш проект, т.е. создать программу,

Сохранение и компиляция программ

Осталось откомпилировать наш проект, т.е. создать программу, которая

будет работать на любом компьютере без Delphi (т.е. EXE – файл или исполнимый файл)

Для этого откроем в Delphi наш проект (Project 1) и в меню Проект выберем «компилировать Project 1

В результате в нашей папке С:\Delphi появляется EXE – файл - это и есть готовая программа, которая выполняется на любом компьютере

Готовое приложение (EXE – файл)

Слайд 11

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 2 2. Разбираемся с исходным кодом

Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 2

2. Разбираемся с

исходным кодом
Слайд 12

Разбираемся с исходным кодом А сейчас давайте разберемся с исходным кодом

Разбираемся с исходным кодом

А сейчас давайте разберемся с исходным кодом

программы, который в большей части создала Delphi – мы добавили совсем немного кода для кнопок

Откроем Delphi, а в ней наш проект: Файл – открыть …
Для перехода в окно редактора кода нажмем F12
В результате мы видим, что исходный код программы достаточно большой, и наш вклад – только две строчки

Слайд 13

Разбираемся с исходным кодом Итак, по порядку: Это заголовок модуля проекта

Разбираемся с исходным кодом

Итак, по порядку:

Это заголовок модуля проекта – Unit

1

Интерфейсная часть (объявление всех объектов модуля – типов, переменных …)

Слайд 14

Разбираемся с исходным кодом Итак, по порядку: Это автоматически подключаемые Delphi

Разбираемся с исходным кодом

Итак, по порядку:

Это автоматически подключаемые Delphi модули

Здесь мы

видим объявление объектов, которые используются в нашем проекте: Это наша форма (TForm1),
Кнопки «ЦВЕТ» и «ВЫХОД» - соответственно Button1 и Button2, а также процедуры обработки событий нажатия на эти кнопки: Button1.Click и Button2.Click
Слайд 15

Разбираемся с исходным кодом Итак, по порядку: Это закрытый раздел класса

Разбираемся с исходным кодом

Итак, по порядку:

Это закрытый раздел класса
Сюда могут помещаться

объявления переменных, функций и процедур, включаемых в класс формы, но не доступных для других модулей

Открытый раздел класса
Сюда могут помещаться объявления переменных, функций и процедур, включаемых в класс формы и доступных для других модулей

Сюда могут помещаться объявления типов, констант, переменных, функций и процедур, к которым будет доступ из других модулей, но которые не включаются в класс формы

Слайд 16

Разбираемся с исходным кодом Итак, по порядку: Процедура обработки первой кнопки

Разбираемся с исходным кодом

Итак, по порядку:

Процедура обработки первой кнопки
(«ЦВЕТ»)

Процедура обработки

второй кнопки («ВЫХОД»)

Исполняемая часть модуля, содержащая основной код и отражающая логику и алгоритм работы программы

Слайд 17

Разбираемся с исходным кодом Итак, мы поняли какой код содержит модуль

Разбираемся с исходным кодом

Итак, мы поняли какой код содержит модуль

проекта (файл с расширением *.pas)
Сейчас давайте посмотрим еще один файл – файл формы

Откроем его с помощью Delphi и внимательно посмотрим код

Слайд 18

Разбираемся с исходным кодом В коде мы видим описание формы и

Разбираемся с исходным кодом

В коде мы видим описание формы и

объектов, находящихся на ней

Описание формы и ее свойств

Описание свойств первой кнопки

Описание свойств второй кнопки

☝ Самостоятельно разберитесь, что означают строки кода для формы и кнопок