В помощь начинающему программисту методические рекомендации Из опыта работы Ермаковой В. В., учителя информатики МБОУ СОШ № 19 г

Содержание

Слайд 2

Вы мечтали научиться программировать? Тогда эти рекомендации для Вас. Загрузите программу

Вы мечтали научиться программировать?
Тогда эти рекомендации для Вас.


Загрузите программу FreePascal, используя ссылку: http://www.freepascal.org/download.var
И вперёд!
Теоретический материал
Практические работы
Слайд 3

Алфавит Turbo Pascal 1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита. A,

Алфавит Turbo Pascal

1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита.
A, B,

C, D, E… a, b, c, d, e…
2. Десятичные цифры. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3. Знаки арифметических операций.
+ сложение; - вычитание; * умножение; / деление
4. Знаки операций отношений.
> больше
< меньше
< > не равно
< = меньше или равно
> = больше или равно
5. Специальные символы.
{} - . , : ; ‘ # [ ] $ ( ) ^ @ _ пробел
: = присвоить
(* *) можно использовать вместо фигурных скобок ({ })
Слайд 4

Типы данных Числовые – целочисленные (integer) и вещественные [с фиксированной точкой

Типы данных

Числовые – целочисленные (integer) и вещественные [с фиксированной точкой -7.23

и плавающей точкой – 2.437 Е+02 -> 243.7] (real).
Символьные (char).
Логические (boolean).
Строковые (string)
Слайд 5

Переменные Переменные - это область в памяти компьютера, для которой предусмотрено

Переменные

Переменные - это область в памяти компьютера, для которой предусмотрено уникальное

имя (идентификатор) и содержимое которой в ходе работы программы может изменяться.
Когда переменной присваивается новое значение, её старое значение теряется.
Все используемые переменные должны быть объявлены в разделе описания переменных (var).
Переменной задаётся её тип, определяющий, какие значения может принимать данная переменная.
Слайд 6

Некоторые зарезервированные слова: And, begin, program, then, for, to, goto, else,

Некоторые зарезервированные слова:
And, begin, program, then, for, to, goto, else, var,

do, repeat, string, of, label…
Константы – постоянные значения объявляются в разделе описания констант (const).
Операция присваивания:
имя переменной: = арифметическое выражение;
y: = 5 z: = 78*x a: = b q: = 29+ 196
Операция присваивания используется для изменения значений переменных. Тип выражения, находящегося в правой части оператора присваивания, должен соответствовать типу переменной, имя, которой стоит слева.
Заголовок программы (program) - это последовательность из букв латинского алфавита, цифр, знаков подчёркивания, начинающаяся с буквы и содержащая не более 8 символов.
Слайд 7

Встроенные функции

Встроенные функции

Слайд 8

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ на TURBO PASCAL: program {имя программы} uses {описание стандартных

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ на TURBO PASCAL:

program {имя программы}
uses {описание стандартных модулей}
label {список

меток}
const {список постоянных значений}
type {описание сложных типов данных}
var {описание данных программы}
begin {начало программного блока}
{алгоритм}
end. {конец программы}  

раздел
описания

программный блок

Слайд 9

Операторы Turbo Pascal

Операторы Turbo Pascal

Слайд 10

Запись арифметических и алгебраических выражений в среде программирования Turbo Pascal

Запись арифметических и алгебраических выражений в среде программирования Turbo Pascal

Слайд 11

Арифметика в Turbo Pascal Пример 1: 1034,56· - (346,456 + 269):

Арифметика в Turbo Pascal

Пример 1: 1034,56· - (346,456 + 269): =?
Программа
program

primer_1;
uses crt;
var c:real;
begin
writeln(‘Вычисление’);
c:=1034.56*1/2-(346.456+269)/(3/2);
writeln(‘Ответ’,c);
readln;
end.
Слайд 12

Пример 2: 1034,56x· y - (346,456 + 269): =? при x=0,7;

Пример 2: 1034,56x· y - (346,456 + 269): =?
при x=0,7; y=1,2
Программа
program

primer_2;
uses crt;
var c,x,y:real;
begin
writeln(‘Введите исходные данные с клавиатуры’);
readln(x,y);
c:=1034.56*x*1/2*y-(346.456+269)/(3/2);
writeln(‘Ответ’,c);
readln;
end.
Слайд 13

Пример 3: 1034,56x· y - (346,456 + 269): =? при x=

Пример 3: 1034,56x· y - (346,456 + 269): =?
при x= ;

y=
Программа
program primer_3;
uses crt;
var c,x,y:real;
begin
x:=1/3;
y:=1/4;
c:=1034.56*x*1/2*y-(346.456+269)/(3/2);
writeln(‘Ответ’,c);
readln;
end.
Слайд 14

Линейная алгоритмическая структура {Вычисление суммы двух чисел, введённых с клавиатуры}

Линейная алгоритмическая структура

{Вычисление суммы двух чисел, введённых с клавиатуры}

Слайд 15

Линейная алгоритмическая структура {Вычисление суммы двух чисел, введённых с клавиатуры} program

Линейная алгоритмическая структура

{Вычисление суммы двух чисел, введённых с клавиатуры}
program summa;
uses crt;
var

a,b:real;
c:real;
begin
writeln(‘Вычисление суммы’);
readln(a,b);
c:=a + b;
writeln(‘ Ответ:с= ‘,c:6:2);
readln;
end.
Слайд 16

Алгоритмическая структура «Ветвление» {Нахождение наибольшего числа из двух чисел, введённых с клавиатуры}

Алгоритмическая структура «Ветвление»

{Нахождение наибольшего числа из двух чисел, введённых с клавиатуры}

Слайд 17

Алгоритмическая структура «Ветвление» {Нахождение наибольшего числа из двух чисел, введённых с

Алгоритмическая структура «Ветвление»

{Нахождение наибольшего числа из двух чисел, введённых с клавиатуры}
program

chislо;
uses crt;
var
a,b:real;
c:real;
begin
writeln(‘Нахождение наибольшего числа’);
readln(a,b);
if a>b
then c:=a
else c:=b;
writeln(‘ Ответ:с= ‘,c:6:2);
readln;
end. 
Слайд 18

Циклическая алгоритмическая структура с известным числом повторений (оператор цикла с параметром)

Циклическая алгоритмическая структура с известным числом повторений (оператор цикла с параметром)

{Вывод

целых положительных чисел от 1 до 100}
Слайд 19

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с параметром) {Вывод целых положительных чисел

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с параметром)

{Вывод целых положительных чисел от

1 до 100}
program chisel;
uses crt;
var
N:integer;
I: integer;
begin
writeln(‘Вывод чисел от 1 до 100’);
for I:=1 to 100 do
write( I:4);
N:=N+1;
readln;
end. 
Слайд 20

Циклическая алгоритмическая структура с неизвестным числом повторений {Запрос пароля}

Циклическая алгоритмическая структура с неизвестным числом повторений

{Запрос пароля}

Слайд 21

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с предусловием) {Запрос пароля} program parol;

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с предусловием)
{Запрос пароля}
program parol;
uses crt;
var word:string;


begin
writeln(‘Пароль’);
while word <> ‘terminator’ do
begin
writeln(‘Введите пароль’);
readln;
readln(word);
end;
writeln (‘Правильно! Вы допущены к работе!’);
readln;
end.
Слайд 22

Циклическая алгоритмическая структура с неизвестным числом повторений {Решение уравнения y=a*x2} {a=2;

Циклическая алгоритмическая структура с неизвестным числом повторений

{Решение уравнения y=a*x2}
{a=2; x ϵ

[0;10] с шагом 2}
Слайд 23

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с постусловием) {Решение уравнения y=a*x2} program

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с постусловием)

{Решение уравнения y=a*x2}
program Q_Repeat;
uses crt;
const

a=2; x_min=0; x_max=10; hx=2;
var i,x,y:integer;
begin
clrscr;
x:=x_min;
repeat
y:=a*sqr(x);
writeln(‘x=’,x:2,’y=’,y:4);
x:=x+hx;
until
x>x_max;
readln;
end. 
Слайд 24

Вспомогательный алгоритм Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования называется подпрограммой (п/п).

Вспомогательный алгоритм

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования называется подпрограммой (п/п). Подпрограмма

имеет имя (идентификатор), по которому к ней можно обращаться.
Параметры: глобальные и локальные.
Глобальные – параметры, действующие в любой части программы, имеющие имя, описанное в основной программе.
Локальные – параметры, действующие в подпрограмме, их идентификаторы и значения имеют смысл только в пределах данной подпрограммы и недоступны вызывающей программе.
Параметры: формальные и фактические.
Формальные – имена параметров, которые использованы в описании подпрограммы.
Фактические – конкретные значения, которые указываются в основной программе.
В языке программирования TURBO PASCAL приняты два вида подпрограмм: процедуры и функции.
Слайд 25

Объявление процедуры: procedure имя процедуры (список формальных параметров: тип идентификатора); const


Объявление процедуры:
procedure имя процедуры (список формальных параметров: тип идентификатора);
const

{описание констант}
var {описание переменных}
begin {начало тела процедуры}
операторы;
end; {конец тела процедуры}
При вызове процедуры формальные параметры становятся фактическими.
Слайд 26

Объявление функции: function имя функции (список формальных параметров: тип идентификатора): тип

Объявление функции:
function имя функции (список формальных параметров: тип идентификатора): тип идентификатора;
const

{описание констант}
var {описание переменных}
begin {начало тела функции}
операторы;
ИмяФункции:=Значение;
end; {конец тела функции}
Обращение к функции в основной программе производится по имени функции с указанием фактических параметров. Число, тип, порядок следования фактических параметров должен соответствовать формальным параметрам, указанным в описании функции.
Слайд 27

{Поиск максимального числа из трёх введённых чисел} program MAX_3; uses crt;

{Поиск максимального числа из трёх введённых чисел}
program MAX_3;
uses crt;
var a,b,c,z1,z2:integer;
procedure

MAX_2(x,y:integer; var z:integer);
begin
if x>y then z:=x else z:=y;
end;
BEGIN
clrscr;
writeln(‘Поиск максимума из трёх чисел’);
writeln(‘Введите три числа через пробел и нажмите Enter’);
readln(a,b,c);
MAX_2(a,b,z1);
MAX_2(c,z1,z2);
writeln (‘Максимальное число’, z2);
readln;
End.
Слайд 28

{Рекурсивная функция «Факториал»} program factor; uses crt; function factorial (k:integer):integer; begin

{Рекурсивная функция «Факториал»}
program factor;
uses crt;
function factorial (k:integer):integer;
begin
if k=1
then

factorial:=1
else factorial:=k* factorial(k-1);
end;
var
n:integer; {число, факториал которого надо вычислить}
f:integer; {факториал числа n}
begin
writeln(‘Вычисление факториала’);
writeln(‘Введите число, факториал которого надо вычислить’);
write(‘ - >’);
readln(n);
f:= factorial(n);
writeln(‘Факториал числа ‘,n, ‘ равен’,f);
readln;
end.