Архитектура и живопись Средних веков

Содержание

Слайд 2

Как развивалось искусство Средних веков

Как развивалось искусство
Средних веков

Слайд 3

Архитектура и живопись Средних веков 1. Архитектура Средних веков А) романский

Архитектура и живопись Средних веков

1. Архитектура Средних веков
А) романский стиль
Б) готический

стиль
2. Живопись
3. Основные черты культуры Возрождения
4. архитектура Возрождения
5. живопись Возрождения
6. Архитектура Византии и других стран в Средние века.
Слайд 4

Романский стиль архитектуры Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей

Романский стиль архитектуры

Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на

человека своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной.
Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов.
Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам.
Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.
Слайд 5

1. Особенности стиля. Период – XI – XII вв. Строгие формы,

1. Особенности стиля.

Период – XI – XII вв.
Строгие формы, отсутствие украшений

и орнамента.
Полукруглые арки.
Толстые стены, узкие окна.
Основные типы зданий – храм, монастырь, замок.
Слайд 6

Романская базилика (схема)

Романская базилика (схема)

Слайд 7

Слайд 8

Портал романской церкви

Портал романской церкви

Слайд 9

Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию. Сцена Страшного суда на тимпане

Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию.


Сцена Страшного суда на тимпане
Слайд 10

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов,

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов,

церкви и монастыри. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри.

2. Архитектура.

Замок Сюлли, X-XI вв., Франция

Слайд 11

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное

создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.

Запад

Восток

Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев.
Германия, XI – XII вв.

Слайд 12

Папский дворец в Авиньоне

Папский дворец в Авиньоне

Слайд 13

Слайд 14

Тауэр Лондон

Тауэр
Лондон

Слайд 15

Слайд 16

Готический стиль

Готический стиль

Слайд 17

Слайд 18

Кёльнский собор

Кёльнский собор

Слайд 19

Слайд 20

Миланский собор

Миланский собор

Слайд 21

Слайд 22

Реймсский собор

Реймсский собор

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

2. Скульптура В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы

2. Скульптура

В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшались

барельефами и скульптурами изнутри и снаружи. Романский стиль не предполагал единых норм. Вход внутрь разделял земной и небесный мир, поэтому над ним часто изображали картину страшного суда. Наряду с религиозными сценами в романском стиле присутствуют сказочность и фантазия - барельефы изображают несвязан-ные с религией фантастические существа.

Роспись
романского
храма

Слайд 29

2. Скульптура В готических статуях облик людей передается более то-чно. У

2. Скульптура

В готических статуях облик людей передается более то-чно. У скульпторов

возрож-дается интерес к красоте внешнего облика человека. Статуи изображали не то-лько чудеса сотворенные Христом, но и его страда-ния. Основной мыслью го- тического искусства было очищение от греха и возвы-шение через страдание.
Огромное значение в творчес-тве придавалось образу Бо-гоматери – Мадонны - в ней видели заступницу людей перед ее сыном Иисусом.

Скульптуры готического
собора в Шартре

Слайд 30

3. Живопись Стены храмов покрывались живописью. В романских соборах это были

3. Живопись

Стены храмов покрывались живописью. В романских соборах это были тради-ционные

фрески, а в го-тических, где не хватало места из-за окон, исполь-зовались витражи. Свет, проходя через цветное стекло, «играл» на стенах и полу. Это придавало со-борам праздничный вид.
Большим достижением жи-вописи стала книжная миниатюра.

Царь Давид Витраж
собора в Шартре

Слайд 31

3. Живопись В ярких рисунках, создавае-мых от руки, отражались все стороны

3. Живопись

В ярких рисунках, создавае-мых от руки, отражались все стороны жизни.

Во Фра-нции «Большие хроники» представляют всю истории страны от Меровингов до 14 века. Это - настоящая «энциклопедия быта».
В « Календаре герцога Берий-ского» отражено новое от-ношение к природе - люди начинают любоваться ею. Авторы «Календаря» испо-льзуют передачу света и светотени.
В Германии наиболее попу-лярной темой были рыцар-ский быт с турнирами и ку-льтом Прекрасной дамы.

Присяга Оттону III.
Миниатюра 10 в.

Слайд 32

Гобелен из Байё

Гобелен из Байё

Слайд 33

Карлов мост Прага

Карлов мост
Прага

Слайд 34

Слайд 35

Возрождение

Возрождение

Слайд 36

2. Гуманизм Возрождения Новая культура огромное внимание уделяла чело-веку, проявляла интерес

2. Гуманизм Возрождения

Новая культура огромное внимание уделяла чело-веку, проявляла интерес к

жизни и природе.
Живописцы стали писать портреты обычных лю-дей, или использовали их для создания картин на библейские сюжеты.
Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.

Ф. Д. да Верона.
Портрет незнакомки

Слайд 37

3. Связь Возрождения и Античности Огромный интерес гумани-сты проявляли к антично-сти,

3. Связь Возрождения и Античности

Огромный интерес гумани-сты проявляли к антично-сти, считая

древнегречес-кую культуру идеалом.
Они хотели возродить ее и поэтому новая эпоха ста-ла называться Возрожде-нием, а период от антич-ности до Возрождения - средними веками.
Но интерес к древней куль-туре не был простым ко-пированием.

Банк Медичи в Милане.
Рисунок со средневековой
гравюры.

Слайд 38

4. Возрождение и церковь Гуманисты выступали с рез кой критикой церкви

4. Возрождение и церковь

Гуманисты выступали с рез кой критикой церкви и

феодалов, осуждали сос-ловное деление общест-ва.
Они считали, что в Еванге-лии нет ничего, что сви-детельствовало о цер-ковной организации ран- него христианства.
Осуждая феодализм, гума-нисты взяли из средне-вековья все лучшее.

Карикатура на монахов.
Рисунок со средневековой
гравюры

Слайд 39

5. Гуманисты Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрар ка, мечтавший

5. Гуманисты

Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрар ка, мечтавший о

возрож-дении былой славы Рима.
Однажды он увидел в цер-кви красивую женщину, влюбился в нее и напи-сал цикл сонетов.
Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальян-ских правителей.

Петрарка и Лаура.
Скульптура н. 15 в.

Слайд 40

Дворец Дожей Венеция

Дворец Дожей
Венеция

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Палаццо Веккьо Флоренция

Палаццо Веккьо
Флоренция

Слайд 44

Слайд 45

Возрождение живопись

Возрождение

живопись

Слайд 46

Слайд 47

Сандро Боттичели. Весна

Сандро Боттичели. Весна

Слайд 48

Сандро Боттичели. «Рождение Венеры»

Сандро Боттичели. «Рождение Венеры»

Слайд 49

Джотто. Поклонение волхвов. Фреска

Джотто. Поклонение волхвов. Фреска

Слайд 50

Джотто. Успение Марии

Джотто. Успение Марии

Слайд 51

Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска

Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска

Слайд 52

Донателло Версаче. Давид

Донателло Версаче. Давид

Слайд 53

Донателло Версаче. Гатамелатта

Донателло Версаче. Гатамелатта

Слайд 54

Культура Византии и арабов

Культура Византии и арабов

Слайд 55

Святая София Константинополь /Стамбул/

Святая София
Константинополь
/Стамбул/

Слайд 56

Слайд 57

Мечеть Аль-Акса Иерусалим

Мечеть Аль-Акса
Иерусалим

Слайд 58

Слайд 59

Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена в XIII-XIV вв.

Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена в XIII-XIV вв.

Массивные

стены крепости, её башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «сокровище» – дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни.
Слайд 60

Храм неба

Храм неба