Древнерусское изобразительное искусство и архитектура IX-XIII веков

Содержание

Слайд 2

Особенности древнерусской культуры периода Киевской Руси Общие особенности древнерусской храмовой архитектуры

Особенности древнерусской культуры периода Киевской Руси
Общие особенности древнерусской храмовой архитектуры Киевской

Руси
Специфика древнерусской храмовой архитектуры периода Ярослава Мудрого: София Киевская и София Новгородская

Искусство Киевской Руси

Слайд 3

Для культуры Киевской Руси в целом характерно принятие принципов православного мироотношения

Для культуры Киевской Руси в целом характерно принятие принципов православного мироотношения

с включением в него элементов языческой картины мира
Вместе с принятием новой веры Русь приняла и каноны византийского искусства с его характерными особенностями: символичностью, условностью, религиозностью, регламентированностью.

Особенности древнерусской культуры периода Киевской Руси

Слайд 4

В результате принятия Русью христианства, вместе со сводом религиозных идей и

В результате принятия Русью христианства, вместе со сводом религиозных идей и

ритуалом литургии древнерусская культура приняла тип крестово-купольного храма
На Руси с первых лет массовой христианизации строятся крестово-купольные храмы весьма внушительных размеров, тогда как в Византии в это время возводятся в основном небольшие церкви

Общие особенности древнерусской храмовой архитектуры Киевской Руси

Слайд 5

Византийские зодчие, строя церкви на своей родине, главное внимание уделяли композиционному

Византийские зодчие, строя церкви на своей родине, главное внимание уделяли композиционному

решению их интерьеров, тогда как, оказавшись на русской земле, они занимались тщательной разработкой храмовых экстерьеров
Для византийского зодчества того времени были характерны четырехстолпные храмы. На русской же земле создавались православные церкви, снабженные дополнительными столбами для выделения с их помощью в западной части церкви зон нартекса и экзонартекса.
Неофиты, не допускаясь в основное помещение церкви, размещались в пространстве нартекса, а для оглашенных предназначались экзонартексы и площадки перед храмовыми фасадами.

Общие особенности древнерусской храмовой архитектуры Киевской Руси

Слайд 6

Церковь Успения Богородицы в Киеве стала изначальным каменным православным храмом, построенным

Церковь Успения Богородицы в Киеве стала изначальным каменным православным храмом, построенным

на русской земле князем Владимиром Святославичем. Строительство здания продолжалось с 989-ого по 996-ой год. На содержание церкви была выделена «десятина» княжеских доходов, отчего данную церковь стали называть храмом Богородицы Десятинной

Специфика древнерусской храмовой архитектуры периода Ярослава Мудрого: «Храм Богородицы Десятинной»

Слайд 7

Церковь Успения Богородицы в Киеве (989-996 г.). Реконструкция.

Церковь Успения Богородицы в Киеве (989-996 г.). Реконструкция.

Слайд 8

«Софийский собор» в Киеве

«Софийский собор» в Киеве

Слайд 9

Софийский собор был заложен зодчими из Византии в центре столицы древнерусского

Софийский собор был заложен зодчими из Византии в центре столицы древнерусского

государства не позднее 1017-ого года. Завершено строительство храма произошло, по-видимому, в начале 1040-х годов
Собор, получил в XVII веке наружное переоформление в стиле украинского Барокко
Ядро собора Святой Софии Киевской представляет собою трехнефный и шестистолпный храм

Специфика древнерусской храмовой архитектуры периода Ярослава Мудрого: София Киевская

Слайд 10

«Софийский собор» в Киеве

«Софийский собор» в Киеве

Слайд 11

Слайд 12

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде

Слайд 13

Софийский собор в Новгороде представляет собой храм, основывающийся на матрице киевского

Софийский собор в Новгороде представляет собой храм, основывающийся на матрице киевского прообраза, но

внешне больше напоминающий романскую крепость, сложенную из грубо отесанных новгородских камней с толстыми стенами, узкими окнами и мощными барабанами

Специфика древнерусской храмовой архитектуры периода Ярослава Мудрого: София Новгородская

Слайд 14

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Особенности мироотношения новгородцев. Своеобразие новгородской храмовой архитектуры периода Киевской Руси. Специфика

Особенности мироотношения новгородцев.
Своеобразие новгородской храмовой архитектуры периода Киевской Руси.
Специфика новгородских храмов XII-XIII веков.
Особенности храмовой

архитектуры Новгорода XIV века

Искусство Новгорода

Слайд 18

в течение XII-XIII веков, храмы Новгорода значительно видоизменились к концу XII

в течение XII-XIII веков, храмы Новгорода значительно видоизменились
к концу XII столетия

произошел переход к строительству многочисленных приходских или монастырских церквей с внутренним приделом на хорах

Своеобразие новгородской храмовой архитектуры периода Киевской Руси

Слайд 19

в течение XII века случилось уменьшение храмовых габаритов, что привело к

в течение XII века случилось уменьшение храмовых габаритов, что привело к

эволюции культовых зданий от шестистолпного и многоглавого типа к типу одноглавому и четырехстолпному
В Новгороде сложилась своеобразная система строительства, где ряды плинф, в основном выравнивающие постели каменной кладки, перемежались с рядами грубо отесанной известняковой плиты различных размеров и формы

Своеобразие новгородской храмовой архитектуры периода Киевской Руси

Слайд 20

Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца (1113 г.)

Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца (1113 г.)

Слайд 21

Цель возведения данного культового здания – пособничество активному распространению предписаний Божьего

Цель возведения данного культового здания – пособничество активному распространению предписаний Божьего

благоволения в среде новгородского купеческого люда, в массе своей проживающегося в правой части города, именуемой «торговой стороной»

Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца (1113 г.)

Слайд 22

Собор Святого Георгия Юрьева монастыря

Собор Святого Георгия Юрьева монастыря

Слайд 23

Церковь Спаса Преображения была построена в 1198-ом году на территории Спасо-Нерединского

Церковь Спаса Преображения была построена в 1198-ом году на территории Спасо-Нерединского

монастыря близ Новгорода
Церковь Спаса Нередицы относится к четырехстолпному типу одноглавых кубического вида крестовокупольных храмов
Нерединская церковь была практически целиком выстроена из бутового камня с незначительным добавлением кирпича-плинфы и оштукатурена толстым слоем извести, смешанной с толченым кирпичем

Церковь Спаса Преображения на Нередице

Слайд 24

Церковь Спаса Преображения на Нередице

Церковь Спаса Преображения на Нередице

Слайд 25

Храм представляет собой четырехстолпную, одноглавую постройку с одной апсидой и трехлопастным

Храм представляет собой четырехстолпную, одноглавую постройку с одной апсидой и трехлопастным

завершением фасадов.
С запада к основному церковному зданию примыкает притвор, а с юга – небольшая пристройка, придел-усыпальница Симеона Дивногорца.
Церковь Федора Стратилата внешне очень богато украшена. Это и аркатура на апсиде, и бровки над окнами барабана, и полосы богатого орнамента под основанием купола, и фигурные кресты с нишами на стенах. Изначально ряды фасадных ниш были расписаны многоцветными фресками.
Влияние готического стиля обнаруживает себя как в стрельчатой форме оконных проемов и порталов храма, так и в сложной декоративно-каркасной конструкции, размещенной на поверхности апсиды.

Церковь Федора Стратилата на Ручье (1360-1361)

Слайд 26

Церковь Федора Стратилата на Ручье (1360-1361)

Церковь Федора Стратилата на Ручье (1360-1361)

Слайд 27

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.)

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.)

Слайд 28

Церковь построена в 1374-ом году «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия

Церковь построена в 1374-ом году «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия

Даниловича со уличаны Ильины улицы» и являет собой наиболее крупный по габаритам и пышный по богатству декоративного украшения имманационного содержания храм Новгорода второй половины XIV века.
По плану и общей композиции архитектурных объемов храм напоминает церковь Федора Стратилата. Это трехнефное, одноглавое и одноапсидное здание с трехчастным членением стен лопатками и трехлопастным завершением фасадов.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.)

Слайд 29

Общие особенности владимиро-суздальского искусства Своеобразие владимиро-суздальской храмовой архитектуры периода Андрея Боголюбского

Общие особенности владимиро-суздальского искусства
Своеобразие владимиро-суздальской храмовой архитектуры периода Андрея Боголюбского
Специфика владимиро-суздальских храмов периода

Всеволода III и его сыновей.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Слайд 30

Во времена массовой христианизации Руси здесь строилось много церквей, которые все

Во времена массовой христианизации Руси здесь строилось много церквей, которые все

были сделаны из дерева
На рубеже XI-XII столетий на Северо-Восточных землях Руси начинается постройка первых каменных храмов - Успенского в Ростове и Богородице-Рождественского в Суздале

Общие особенности владимиро-суздальского искусства

Слайд 31

Успенский собор в Ростове

Успенский собор в Ростове

Слайд 32

Богородице-Рождественский собор в Суздале

Богородице-Рождественский собор в Суздале

Слайд 33

В 40-е годы XII века на территории Владимиро-Суздальского княжества появились одноглавые,

В 40-е годы XII века на территории Владимиро-Суздальского княжества появились одноглавые,

четырехстолпные храмы с хорами в западной трети основного куба здания, такие как Борисоглебская церковь в Кидекше и собор Спаса Преображения в Переяславле-Залесском

Общие особенности владимиро-суздальского искусства

Слайд 34

Борисоглебская церковь в Кидекше

Борисоглебская церковь в Кидекше

Слайд 35

Собор Спаса Преображения в Переяславле-Залесском

Собор Спаса Преображения в Переяславле-Залесском

Слайд 36

В конце 1150-х годов архитектурная ситуация во Владимиро-Суздальском княжестве опять изменилась.

В конце 1150-х годов архитектурная ситуация во Владимиро-Суздальском княжестве опять изменилась.

В помощь к уже имеющимся здесь мастерам были приглашены западноевропейские специалисты из Южной Германии и Северной Италии. Таким образом, к началу 60-х годов XII века на Северо-Восточной земле Руси сложилась строительная организация, в которой над проблемами строительства преимущественно диктатных храмов одновременно работали западноевропейские, галицкие и местные архитекторы
На рубеже XII-XIII веков строительная организация, творившая культовые здания в Залесье, изменила свой состав. Из нее ушли западноевропейские и галицкие мастера, предоставив право создавать храмы местным зодчим, сумевшим интегрировать как отечественные, так и иностранные архитектурные традиции.

Общие особенности владимиро-суздальского искусства

Слайд 37

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Слайд 38

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Слайд 39

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Слайд 40

Церковь Покрова Богородицы (1165) поныне стоит далеко за городской чертой на

Церковь Покрова Богородицы (1165)
поныне стоит далеко за городской чертой на

берегу близ слияния реки Нерли с Клязьмой, поднятая над их водами на искусственном, облицованном белым камнем холме.
Слайд 41

Церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165 г.)

Церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165 г.)

Слайд 42

Собор Святого Димитрия Солунского (1194-1197) – это сугубо городской храм, который

Собор Святого Димитрия Солунского (1194-1197) – это сугубо городской храм, который

был сооружен в центре Владимира вместе с дворцовыми постройками и отделен от города возведенными одновременно с ним стенами детинца, окружавшими княжескую и епископскую резиденции. Изначально собор ориентирован был на участие в торжественных и пышных литургических церемониалах.
Слайд 43

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор

Слайд 44

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор

Слайд 45

Как Покровская церковь, так и Дмитриевский собор – это четырехстолпные, трехапсидные,

Как Покровская церковь, так и Дмитриевский собор – это четырехстолпные, трехапсидные, одноглавые, покрытые по

закомарам культовые здания с хорами в западной части и охватывающими их с трех сторон низкими пристройками. Одинаковы в этих зданиях вертикальные и горизонтальные членения фасадов, а также обработка оконных проемов, барабанов и апсид.
Слайд 46

Собор Святого Георгия (1230-1234) в Юрьеве-Польском

Собор Святого Георгия (1230-1234) в Юрьеве-Польском