Духовная жизнь серебряного века

Содержание

Слайд 2

это период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX

это период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с

эпохой модернизма.

Серебряный век

Слайд 3

Хронологические рамки: Рубеж XIX – XX столетий. Интеллигенция в поисках ответов:

Хронологические рамки:

Рубеж XIX – XX столетий.
Интеллигенция в поисках ответов:
Где правда?
Где наш

путь?
Что такое революция?
Как постичь гармонию мира?
Слайд 4

Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5

Модернизация страны требовала
грамотных специалистов.
Расходы на образование выросли в 5 раз.


Просвещение

Появились коммерческие училища и др. профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

Слайд 5

городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование; росло число

городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование;
росло число гимназий

и реальных училищ;
возросло количество средних специальных учебных заведений;
к 1914г. действовало более 100 высших учебных заведений.

Просвещение

Слайд 6

«Ступени» образования: Начальная школа Гимназия Реальное училище Коммерческое училище Технический вуз

«Ступени» образования:
Начальная школа
Гимназия
Реальное училище
Коммерческое училище
Технический вуз
Университет

Гимназист 1 класса. Начало ХХ века.

Просвещение

Слайд 7

Воскресная школа в сельской местности

Воскресная школа в сельской местности

Слайд 8

Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные

Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых
Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные

дома
общества
Развитие периодической печати
Конец XIXвека Начало XX века
1860 г.-7 газет 300 типограф. 1913 г. – 1263 газеты 1,2 тыс. типогр.
1890 г.-100 газет 1000 типогр.
500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных
3 тыс. земских читален библиотек

Просвещение

Слайд 9

Суворин Алексей Сергеевич 1834-1912 Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. В

Суворин Алексей Сергеевич 1834-1912

Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик.
В

1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно-художественного кружка» (1895).
Слайд 10

Сытин Иван Дмитриевич 1851-1934 Российский издатель-просветитель. К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим в России.

Сытин Иван Дмитриевич 1851-1934
Российский издатель-просветитель.
К началу 20 в. издательство Сытина стало

крупнейшим
в России.
Слайд 11

Учение о биосфере и ноосфере – основа современной экологии. Наука Николай

Учение
о биосфере и ноосфере –
основа современной
экологии.

Наука

Николай Жуковский –
«отец

русской авиации», основоположник
гидро и аэродинамики
Слайд 12

Наука Д.И. Менделеев 1869 г. Периодическая система химических элементов К.А. Тимирязев

Наука

Д.И. Менделеев 1869 г.
Периодическая система
химических элементов

К.А. Тимирязев –
основал русскую

школу
физиологии растений

П.Н. Яблочков –
дуговая электрическая
лампочка

А.Н. Лодыгин –
лампочка накаливания

Слайд 13

Нобелевские лауреаты И. Мечников Наука заложил основы иммунологии

Нобелевские лауреаты

И. Мечников

Наука

заложил основы иммунологии

Слайд 14

Рост интереса к отечественной истории Лекция В. О. Ключевского в Московском

Рост интереса к отечественной истории

Лекция В. О. Ключевского
в Московском Университете.
1909

год

Евгений Тарле
(1875 – 1955)

Наука

Виноградов П.Г.

Слайд 15

Расцвет философской мысли «Добрые дела, которые совер-шаются не из любви к

Расцвет философской мысли

«Добрые дела, которые совер-шаются не из любви к людям

и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра…»

Николай Бердяев

Наука

Слайд 16

Литературные направления Реализм Модернизм Авангард СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

Литературные направления

Реализм

Модернизм

Авангард

СИМВОЛИЗМ

АКМЕИЗМ

ФУТУРИЗМ

Слайд 17

Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой

Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой

за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно.

Литература

Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Куприн в своем творчестве отразил армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата.

Слайд 18

Литература А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин

Литература

А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал

жизнь крестьянства, В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

Бунин И.А

Чехов А.П.

Клюев Н.

Слайд 19

Литературные направления

Литературные направления

Слайд 20

символизм Валерий Брюсов Александр Блок

символизм

Валерий Брюсов

Александр Блок

Слайд 21

«Королева символизма» - Зинаида Гиппиус ВСЁ КРУГОМ Страшное, грубое, липкое, грязное,

«Королева символизма» - Зинаида Гиппиус
ВСЁ КРУГОМ
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое,

всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое, в сером упорное…
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
1904 г.
Слайд 22

Акмеисты провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др.

Акмеисты провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др.

наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова

А Ахматова

С.Гумилев

акмеизм

«Акмэ» в переводе с греческого – прекрасный, совершенный.

Слайд 23

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не

содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

В Маяковский

Слайд 24

футуризм Мы приказываем чтить права поэтов: 1) На увеличение словаря произвольными

футуризм

Мы приказываем чтить права поэтов: 1) На увеличение словаря произвольными и производными

словами (Слово-новшество). 2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку….
Из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу», 1911 год

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! …
Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики….

Велимир Хлебников:

Дыр бул щил
убещур
скум вы со бу
р л эз

Алексей Крученых:

Слайд 25

Сравнительная таблица МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ Мир не познаваем Мир познаваем и красив Мир надо переделать

Сравнительная таблица

МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Мир
не познаваем

Мир познаваем и красив

Мир надо переделать

Слайд 26

Сравнительная таблица МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ Поэт-пророк разгадывает тайны бытия Поэт возвращает слову

Сравнительная таблица

МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Поэт-пророк разгадывает тайны бытия

Поэт возвращает слову ясность и простоту

Поэт


разрушает
старое
Слайд 27

Сравнительная таблица МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ Слово многозначно и символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом

Сравнительная таблица

МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Слово многозначно и символично

Четкая определенность слова

Свобода в обращении со

словом
Слайд 28

Сравнительная таблица МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ Намеки, иносказательность Конкретная образность Обилие неологизмов, и искажений слов

Сравнительная таблица

МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Намеки, иносказательность

Конкретная образность

Обилие неологизмов, и искажений слов

Слайд 29

Живопись

Живопись

Слайд 30

Реализм Валентин Серов

Реализм

Валентин
Серов

Слайд 31

Р Е А Л И З М Валентин Серов

Р
Е
А
Л
И
З
М

Валентин
Серов

Слайд 32

Реализм Василий Верещагин

Реализм

Василий
Верещагин

Слайд 33

Реализм Василий Верещагин

Реализм

Василий
Верещагин

Слайд 34

Исаак Левитан Реализм

Исаак Левитан

Реализм

Слайд 35

Михаил Нестеров Реализм

Михаил Нестеров

Реализм

Слайд 36

Суриков В.И. Реализм

Суриков В.И.

Реализм

Слайд 37

Суриков В.И. Реализм

Суриков В.И.

Реализм

Слайд 38

Суриков В.И. Реализм

Суриков В.И.

Реализм

Слайд 39

Реализм Илья Репин

Реализм

Илья Репин

Слайд 40

Реализм Илья Репин

Реализм

Илья Репин

Слайд 41

Реализм

Реализм

Слайд 42

Р Е А Л И З М Аполлинарий Васнецов

Р
Е
А
Л
И
З
М

Аполлинарий Васнецов

Слайд 43

Р Е А Л И З М Василий Васнецов

Р
Е
А
Л
И
З
М

Василий Васнецов

Слайд 44

Р Е А Л И З М Василий Васнецов

Р
Е
А
Л
И
З
М

Василий Васнецов

Слайд 45

РЕАЛИЗМ Василий Васнецов

РЕАЛИЗМ

Василий Васнецов

Слайд 46

Группа «Мир искусства» Лев Бакст Константин Сомов Александр Бенуа искусство не

Группа «Мир искусства»

Лев Бакст

Константин
Сомов

Александр Бенуа

искусство не зависит от политических обстоятельств


и должно существовать самостоятельно
Слайд 47

Бенуа А.Н. Модерн

Бенуа А.Н.

Модерн

Слайд 48

Модерн Лев Бакст

Модерн

Лев Бакст

Слайд 49

Николай Рерих М О Д Е Р Н

Николай Рерих

М
О
Д
Е
Р
Н

Слайд 50

Николай Рерих М О Д Е Р Н

Николай Рерих

М
О
Д
Е
Р
Н

Слайд 51

Врубель М.А. С И М В О Л И З М

Врубель М.А.

С
И
М
В
О
Л
И
З
М

Слайд 52

Врубель М.А. С И М В О Л И З М

Врубель М.А.

С
И
М
В
О
Л
И
З
М

Слайд 53

Символизм Константин Сомов

Символизм

Константин
Сомов

Слайд 54

Кузьма Петров-Водкин Символизм

Кузьма Петров-Водкин

Символизм

Слайд 55

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая

роза»

Они пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тес но связаны с символистами.

Н.Сапунов

М.Сарьян

Слайд 56

Павел Филонов Авангардизм

Павел Филонов

Авангардизм

Слайд 57

Аристарх Лентулов Авангардизм

Аристарх Лентулов

Авангардизм

Слайд 58

Шагал М.З. Прогулка, 1917-1918 Ворота еврейского кладбища, 1917 Введение в еврейский театр, 1920 Авангардизм

Шагал М.З.

Прогулка, 1917-1918

Ворота еврейского кладбища, 1917

Введение в еврейский театр, 1920

Авангардизм

Слайд 59

Авангардизм Казимир Малевич

Авангардизм

Казимир
Малевич

Слайд 60

Авангардизм В.В.Кандинский

Авангардизм

В.В.Кандинский

Слайд 61

Скульптура Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный

Скульптура

Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир

в его подвижности и изменчивости,
передать свои мимолетные впечатления.

Трубецкой П.П. Портрет С.Ю.Витте,
1901

Коненков С.Т. Мыслитель, после 1915
(модерн).

Слайд 62

Архитектура Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (модерн) Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О.

Архитектура

Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (модерн)

Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О.
(модерн)

Гостиница «Метрополь»,

Москва.
Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)
Слайд 63

Музыка, балет, театр, кинематограф

Музыка, балет, театр, кинематограф

Слайд 64

С них начиналось киноискусство Яков Протазанов Александр Ханжонков Вера Холодная

С них начиналось киноискусство

Яков Протазанов

Александр
Ханжонков

Вера Холодная

Слайд 65

Рождение кино Первый русский постановочный кинофильм – «Стенька Разин и княжна». 1908 год

Рождение кино

Первый русский постановочный кинофильм –
«Стенька Разин и княжна». 1908

год
Слайд 66

В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации Мультипликация

В 1911-1913 гг.
В.А. Старевич
создал первые
в мире объемные

мультипликации

Мультипликация

Слайд 67

Русский театр на рубеже веков К. С. Станиславский А. П. Чехов

Русский театр на рубеже веков

К. С. Станиславский

А. П. Чехов читает свою

пьесу
актерам Художественного театра
Слайд 68

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд,

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский,

В.Мейерхольд, Е.Вахтангов.

К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»

Е.Вахтангов и одна из его ролей.

В. Мейерхольд и спектакль его труппы на гастролях в Севастополе

Слайд 69

Опера и балет Анна Павлова – «Вечный Лебедь» Федор Шаляпин

Опера и балет

Анна Павлова – «Вечный Лебедь»

Федор Шаляпин

Слайд 70

«Русские сезоны» в Париже Сергей Дягилев Афиша. Париж, 1911 год.

«Русские сезоны» в Париже

Сергей Дягилев

Афиша. Париж, 1911 год.

Слайд 71

Музыка: новые имена Александр Скрябин Игорь Стравинский Сергей Рахманинов

Музыка: новые имена

Александр Скрябин

Игорь Стравинский

Сергей Рахманинов