Эллинистическая философия

Содержание

Слайд 2

Философия эллинистического периода Эллинистический период – IV в. до н.э. (походы

Философия эллинистического периода
Эллинистический период – IV в. до н.э. (походы А.

Македонского) – нач. I в. н.э. (гибель в 30 г. Клеопатры). Влияние Восточной культуры и философии.
Особый интерес к человеку
Востребованность этических теорий.
Слайд 3

Киренаики Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена

Киренаики

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Слайд 4

Киренаики Этика гедонизма Аристипп ок. 435 - ок. 365 Арета Аристипп

Киренаики Этика гедонизма

Аристипп
ок. 435 - ок. 365

Арета

Аристипп (Младший)

Гегесий
IV в.

Феодор
IV-III в.

Анникерид
IV-III в.

Аморализм

Пессимизм

Гедонистический оптимизм

Гедонизм (греч. ήδονή, удовольствие)

– этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.
Слайд 5

Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло

Аристипп Обоснование гедонизма

Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло

– телесное страдание.
Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство).
Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым.
Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.

Аристипп
ок. 435 – ок. 365

Слайд 6

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, то

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,

то всё прочее (что

не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным.

Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену.

Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать.

Феодор

Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.

Слайд 7

Эпикурейцы Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы Самос Лампсак Митилена

Эпикурейцы

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Слайд 8

Эпикурейцы Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель

Эпикурейцы

Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье.

Эпикур
341-271

Гермарх
IV-III в.

Метродор
330-277

Тит

Лукреций Кар (ок. 99-55)
Слайд 9

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.

Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление

Страхи – причины

несчастий

Страх перед богами

Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют.

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Страх смерти

Страх перед страданием

Слайд 10

Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например,

Этика эпикурейцев Классификация желаний

Желания бывают

Естественные

Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде

Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища

Не естественные и не необходимые, например,

венки и почётные статуи

Необходимые

Вздорные

Не необходимые

Слайд 11

Киники Этика аскетизма Антисфен ок. 435- ок. 376 Диоген Синопский ок.

Киники Этика аскетизма

Антисфен
ок. 435- ок. 376

Диоген Синопский ок. 404 - 323

Кратет Фиванский IV

в.

Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός)

Аскетизм (греч., άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Слайд 12

Киники Этика аскетизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы

Киники Этика аскетизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Слайд 13

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас

потребностей.

1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей.

(В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны).

2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

Антисфен Обоснование кинизма

Слайд 14

Три моральные максимы Диогена: Свобода Аскеза Автаркия Джон Уотерхаус. «Диоген». Диоген Практика кинизма

Три моральные максимы Диогена:
Свобода
Аскеза
Автаркия
Джон Уотерхаус. «Диоген».

Диоген Практика кинизма

Слайд 15

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном». Диоген Практика кинизма

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».

Диоген Практика кинизма

Слайд 16

«Диоген и Александр». Диоген Практика кинизма

«Диоген и Александр».

Диоген Практика кинизма

Слайд 17

Стоики Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы Самос

Стоики

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Китий

Асс

Солы

Рим

Гиераполь

← Кордуба

Слайд 18

Стоики Зенон из Кития (336-264) Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)

Стоики

Зенон из Кития (336-264)

Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)

Автаркия (греч.,

αύτάρκια) –
самодовление, самодостаточность.
Слайд 19

Стоики Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм).

Стоики

Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм).


Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом.
Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело им
определяется
Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

Зенон из Кития (336-264)

Слайд 20

Стоики Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение,

Стоики

Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью

всего происходящего в природе и жизни человека
Слайд 21

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать

причиной несчастья.

Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными.

Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом.

Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо.

Стоики

Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.

Слайд 22

Античный скептицизм Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Китий

Античный скептицизм

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Китий

Солы

Рим

Элида

Кносс

Александрия

Питана

Карфаген

Флиунт

Слайд 23

Пиррон Воздержание от суждений Каковы вещи по своей природе? Как нам

Пиррон Воздержание от суждений

Каковы вещи по своей природе?

Как нам следует к ним относиться?

Что для нас из этого проистекает?

Природа вещей непостижима.

Поэтому

к ним следует относиться равнодушно.

Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).

Слайд 24

Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».

Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять,

кто чувствует «правильно».
Слайд 25

Недостоверность чувственного восприятия Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся

Недостоверность чувственного восприятия

Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать,

что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся, от их колличества и т.д.