Эллинистическая культура

Содержание

Слайд 2

культура эпохи Эллинизма, культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Эллинистическая культура -

культура эпохи Эллинизма,
культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов.

Эллинистическая

культура -
Слайд 3

Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм, в котором

Наиболее характерной чертой эллинистической
религии и мифологии является синкретизм, в
котором восточное наследие

играло огромную
роль.
Боги греческого пантеона отождествлялись с
древними восточными божествами, наделялись
новыми чертами. Менялись формы почитания
божеств.

Религия и мифология.

Слайд 4

Греческий пантеон богов.

Греческий пантеон богов.

Слайд 5

Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста (высочайшего над всем),

Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста (высочайшего над всем),

отождествлявшегося с финикийским Ваалом, египетским Амоном, вавилонским Белом, иудейским Яхве и др.
Слайд 6

С культом Зевса по распространённости соперничал культ Диониса с мистериями, сближавшими

С культом Зевса по распространённости соперничал культ Диониса с мистериями, сближавшими его

с культами египетского бога Осириса, малоазийских богов Сабазия и Адониса.
Слайд 7

Из женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала египетская

Из женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала египетская Исида, воплотившая

черты многих греческих и азиатских богинь.
Слайд 8

Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сераписа — божества, которое обязано своим появлением религиозной политике Птолемеев.

Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сераписа — божества, которое обязано своим появлением

религиозной политике Птолемеев.
Слайд 9

В эпоху эллинизма продолжают свою деятельность: Академия Платона, Аристотелевский Ликей (Перипатетическая школа), Киники, Киренская школа. Философия

В эпоху эллинизма продолжают
свою деятельность: 
Академия Платона, 
Аристотелевский Ликей
(Перипатетическая школа), 
Киники, 
Киренская школа.

Философия

Слайд 10

Скептицизм Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.) Эпикуреизм Представители

Скептицизм

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.)

Эпикуреизм

Представители  Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 55 — 90 гг.).

Стоицизм

Представители Зенон

Китийский, Ксенофан, Цицерон

Возникновение новых философских школ.

Слайд 11

Естественно научные взгляды.

Естественно научные взгляды.

Слайд 12

Представители и их достижения.

Представители и их достижения.

Слайд 13

Элегия из средства общественного и морального назидания превращается в повествование с

Элегия из средства общественного и морального назидания превращается в повествование с

мифологическим содержанием в творчестве Филита с о. Кос (около 320—270), Гермесианакта из Колофона (р. около 300) и Каллимаха из Кирены. В то же время Каллимах заменил традиционный героический эпос жанром небольшой поэмы («эпиллия»), излагавшей в бытовых тонах побочные эпизоды героического сказания.
Период эллинизма был также временем расцвета эпиграммы, в которой на первое место выступала любовная тематика: возникновение страсти, встреча влюблённых, неудовлетворённое чувство.

Литература

Слайд 14

Существенное значение для последующего развития античной и средневековой литературы имели прозаические

Существенное значение для последующего развития античной и средневековой литературы имели прозаические

жанры, оформлявшиеся в период эллинизма с привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный роман с участием легендарных царей и полководцев («Роман о Нине»), псевдоисторические описания идеального общественного устройства (Ямбул, Эвгемер). Литература Э. к. достигла значительного успеха в изображении внутреннего мира человека, его повседневного быта, в то время как использование фольклорной традиции расширило границы литературных жанров.
Слайд 15

Театр.

Театр.

Слайд 16

в театре на смену общественно-политической и обличительной комедии Аристофана пришла так

в театре на смену общественно-политической и обличительной комедии Аристофана пришла так

называемая новая аттическая комедия (Менандр, Филемон, Дифил — 2-я половина 4 — начало 3 вв. до н. э.) с её интересом к частному быту и семейным перипетиям. Трагедии периода эллинизма не сохранились, хотя постановки засвидетельствованы в течение всего эллинистического периода как в Афинах, так и почти на всей территории эллинистического мира (вплоть до Армении и Причерноморья).
Слайд 17

Архитектура Александрийская библиотека 7000 рукописей на разных языках

Архитектура

Александрийская библиотека 7000 рукописей на разных языках

Слайд 18

7 чудес света

7 чудес света

Слайд 19

Фаровский маяк Строился 20 лет, состоял из 3х мраморных башен. Высота

Фаровский маяк

Строился 20 лет, состоял из 3х мраморных башен. Высота маяка

135 метров. Его видно с расстояния 100 км. Автор Сострат Искнида
Слайд 20

Статуя Бога Гелиоса это маяк, вход в Родосскую гавань, высота статуи 32 метра. Колос Родосский

Статуя Бога Гелиоса это маяк, вход в Родосскую гавань, высота статуи

32 метра.

Колос Родосский

Слайд 21

Башня ветров в Афинах

Башня ветров в Афинах

Слайд 22

Слайд 23

Мусейон

Мусейон

Слайд 24

Градостроительство Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а

Градостроительство

 Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также

утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. Здания и пямятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.
Слайд 25

Слайд 26

Особенность эллинистических городов — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность

Особенность эллинистических городов — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность

зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада.
Слайд 27

Слайд 28

Сферой крупнейших достижении эллинистического искусства стала портретная скульптура, ставившая перед собой

Сферой крупнейших достижении эллинистического искусства стала портретная скульптура, ставившая перед собой

задачу передать, наряду с физическим сходством, признаки умственного или нравственного превосходства. Отсюда вытекало требование, чтобы черты лица передавали определенные свойства ума или души изображаемого персонажа.

Скульптура

Слайд 29

Предста-вители Пиргамской школы Пракситель Скопас Лисипп Агесандр Леохар

Предста-вители Пиргамской школы
Пракситель
Скопас
Лисипп
Агесандр
Леохар

Слайд 30

Его работа Афродита Книльская. Он впервые обнажает женское тело. Пракситель

Его работа Афродита Книльская. Он впервые обнажает женское тело.

Пракситель

Слайд 31

Он разрушитель гармонии целого. Обожествляет внутреннюю жизнь человека . Скульптура вакханка . Скопас

Он разрушитель гармонии целого. Обожествляет внутреннюю жизнь человека .
Скульптура вакханка .


Скопас

Слайд 32

Был придворным художником Александра Македонского. Стремился передать многообразие характера. Его произведение – бронзовая статуя Геракла. Лисипп

Был придворным художником Александра Македонского. Стремился передать многообразие характера. Его произведение

– бронзовая статуя Геракла.

Лисипп

Слайд 33

Вместе с сыновьями выполнил (вероятно, скопировал с более древнего оригинала) скульптурную

Вместе с сыновьями выполнил (вероятно, скопировал с более древнего оригинала) скульптурную

группу «Лаокоон и его сыновья» (40-20 гг. до н. э.)

Агесандр

Слайд 34

Древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы

Древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранством

Мавсолея в Галикарнасе. Позднее Филипп II Македонский заказал ему хрисоэлефантинные портреты царского семейства для Филиппеума в Олимпии.

Леохар

Слайд 35

Общие для эллинистической культуры тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла.

Общие для эллинистической культуры тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественных

сосудах из стекла.
Слайд 36

Вазопись

Вазопись

Слайд 37

Слайд 38

Глиптика

Глиптика

Слайд 39

Слайд 40

Торевтика

Торевтика

Слайд 41

Слайд 42

Художественные сосуды из стекла

Художественные сосуды из стекла

Слайд 43

«Саркофаг Александра» из Сидона. Мрамор. Роспись. 325—310 до н. э. Археологический музей. Стамбул.

«Саркофаг Александра» из Сидона. Мрамор. Роспись. 325—310 до н. э. Археологический

музей. Стамбул.
Слайд 44

Ритон. Серебро, позолота. 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. Эрмитаж, Ленинград.

Ритон. Серебро, позолота. 1 в. до н. э. — 1 в.

н. э. Эрмитаж, Ленинград.
Слайд 45

Чаша с двойными стенками. Стекло. Орнамент из тонких листов золота между

Чаша с двойными стенками. Стекло. Орнамент из тонких листов золота между

стенками. 2—1 вв. до н. э. Эрмитаж, Ленинград.
Слайд 46

Голова Диониса из Хатры. Бронза. 1 в. до н. э. Иракский музей. Багдад.

Голова Диониса из Хатры. Бронза. 1 в. до н. э. Иракский

музей. Багдад.
Слайд 47

Большой алтарь Зевса в Пергаме. Ок. 180 до н. э. Фрагмент реконструкции. Античное собрание. Берлин.

Большой алтарь Зевса в Пергаме. Ок. 180 до н. э. Фрагмент

реконструкции. Античное собрание. Берлин.
Слайд 48

итог Эллинизм как историческое явление представляет собой сочетание греческих и восточных

итог

Эллинизм как историческое явление представляет собой сочетание греческих и восточных элементов

в экономике, социальных отношениях, государственности и культуре. В разных частях эллинистического мира это сочетание выражалось в разных формах: основание новых городов полисного типа, отграниченных территориально и юридически, сохранявших традиционные отношения, как в государстве Селевкидов; дарование полисных привилегий городам восточного типа, как в Сирии и Финикии; внедрение греческих приемов хозяйственной жизни в традиционную экономику, рациональных методов контроля и управления при сохранении старой структуры, как в Египте. Различен был и объем восточных и греческих элементов в разных странах, от преобладания восточных традиций в государстве Птолемеев до господства эллинских форм в Балканской Греции, Македонии или Великой Греции.
Слайд 49

Целлер Э., Очерк истории греческой философии, пер. с нем., М., 1913,

Целлер Э., Очерк истории греческой философии, пер. с нем., М., 1913,

с. 211—330; The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy, Camb., 1970.
         Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, [пер. с нем.], М. — Л., 1936; Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949 (гл. 9 — Наука и искусство); Sarton G., A history or science. Hellenistic science and culture in the last three centuries B. C., Camb., 1959; Histoire generate des sciences, publ. R. Taton, t. 1, P., 1957.
         Блаватский В. Д., Культура эллинизма, «Советская археология», 1955, т. 22; Бокщанин А., Древнегреческие историки позднеклассического периода и эпохи эллинизма, «Исторический журнал», 1940, № 10; Зелинский Ф. Ф., Религия эллинизма, П., 1922; Kumaniecki К., Historia kultury starozytnej Grecji i Rzymu, 3 wyd., Warsz., 1967; Nilsson М. P., Geschichte der griechischen Religion, Bd 2 — Die hellenistische und röмische Zeit, 2 Aufl., Мünch., 1961.
         Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Webster Т. В. L., Hellenistic poetry and art, L., 1964.
         Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; Charbonneaux J., Martin R., Villard Fr., Hellenistic art, N. Y., 1973; Fouilles d'Ai Khanourn. I (Campagnes 1965, 1966, 1967, 1968), P., 1973.

Список литературы.