Готический стиль. Урок №2

Содержание

Слайд 2

Грандиозные готические соборы демонстрируют великолепное соединение искусств. Скульптурный декор в виде

Грандиозные готические соборы демонстрируют великолепное соединение искусств. Скульптурный декор в виде

орнаментики, круглых статуй, рельефов, яркие сияющие витражи.... Из всех видов изобразительного искусства готики скульптура, пожалуй, наиболее тесным образом связана с архитектурой. Нередко она служит опорой различным элементам здания, подчёркивает его вертикальный ритм.
Слайд 3

По сравнению с пластикой романского стиля, центр тяжести тела перемещается на

По сравнению с пластикой романского стиля, центр тяжести тела перемещается на

одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность, сами формы обретают вытянутые пропорции, сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением.
Слайд 4

Религиозная тематика по прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам

Религиозная тематика по прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам

человека и к его личным переживаниям. Вот почему наряду с сюжетами Священного Писания можно встретить изображения народных преданий и поверий, светские сцены, носящие порой развлекательный характер. Скульптура обычно размещалась в строго продуманном порядке, основной идеей которого было наставление верующего на путь истинный.
Слайд 5

Скульптура собора в Шартре

Скульптура собора в Шартре

Слайд 6

Появление мирских лиц, местных святых, государей рядом с библейскими образами призвано

Появление мирских лиц, местных святых, государей рядом с библейскими образами призвано

было подчеркнуть их особую близость и связь с миром Божественным. Из предмета религиозного культа в романских соборах готические скульптуры превращаются в возвышенные и одухотворенные образы. Кажется, что они мирно и спокойно беседуют между собой, не покидая фасадов собора.
Слайд 7

Скульптура собора в Реймсе

Скульптура собора в Реймсе

Слайд 8

Впервые на лицах готических скульптур появляется целая гамма чувств. Отныне не

Впервые на лицах готических скульптур появляется целая гамма чувств. Отныне не

только жест, но и взгляд начинает играть важную роль. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе. Отважен и благороден «Всадник» собора в Марбурге, готовый к участию в рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы.
Слайд 9

Всадник. Национальный музей истории культуры, Марбург, Германия.

Всадник. Национальный музей истории культуры, Марбург, Германия.

Слайд 10

В скульптуре собора в Реймсе особенно ощутимо влияние античной пластики. Количество

В скульптуре собора в Реймсе особенно ощутимо влияние античной пластики. Количество

скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи храма. Рельефы как тонкое кружево покрывают буквально всё пространство стен, не оставляя даже метра гладкого нетронутого камня. Каждой сцене отведено навсегда закрепленное за ней место.
Любой сюжет Священного Писания требовал определенной композиции, а изображение святых допускалось только в соответствии с присущими им атрибутами и позами.
Слайд 11

Основная группа фигур сосредоточена у главного входа в храм, у портала

Основная группа фигур сосредоточена у главного входа в храм, у портала

западного фасада. Направо и налево от входа размещен многофигурный скульптурный фриз. Каждая статуя стоит в отдельной маленькой нише и находится на близком от земли расстоянии, так что её можно внимательно рассматривать.
Среди статуй собора в Реймсе есть немало шедевров, одним из которых является композиция «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя.
Слайд 12

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент скульптурной композиции. Западный портал собора в Реймсе, Франция.

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент скульптурной композиции. Западный портал собора в

Реймсе, Франция.
Слайд 13

Евангельский сюжет стал для неизвестного мастера поводом для глубокого психологического рассказа.

Евангельский сюжет стал для неизвестного мастера поводом для глубокого психологического рассказа.

Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, даже несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой. Каждая погружена в свои мысли, думает о своём предназначении. Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни.
Слайд 14

В готике позднего периода получает развитие искусство скульптурного портрета. В облике

В готике позднего периода получает развитие искусство скульптурного портрета. В облике

человека художник хочет передать уже не только его стремление к Богу, но и чисто внешнее сходство с реальным прототипом. Пристально всматриваясь во внешний облик человека, он акцентирует внимание на его индивидуальных чертах, добиваясь при этом поразительного сходства.
Слайд 15

Рассмотрите скульптурные портреты графа Эккехарда и его жены Уты в соборе

Рассмотрите скульптурные портреты графа Эккехарда и его жены Уты в соборе

Наумбург (Германия). Как передано душевное состояние и особенности характера героев?