Готическое искусство XIII—XV веков

Содержание

Слайд 2

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского

племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.
В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику.
Слайд 3

ИТАЛИЯ В Средние века решающую роль в формировании культуры Италии играли

ИТАЛИЯ

В Средние века решающую роль в формировании культуры Италии играли города-республики

—Флоренция, Сиена, Венеция. В то время искусство Италии находилось под влиянием античных традиций, а потому готический стиль в этой стране сформировался только в XIV в. и не приобрѐл господствующего влияния.Самый крупный храм готического периода — собор в Милане (1386 г. — XIX в.), вмещавший сорок тысяч человек. Миланский собор богато украшен — здесь насчитывается две тысячи триста только одних скульптур.

Собор в Милане (1386 г. — XIX в.)

Слайд 4

В итальянских городах сохранилось также немало прекрасных светских готических сооружений —дворцы,

В итальянских городах сохранилось также немало прекрасных светских готических сооружений —дворцы,

ратуши, фонтаны.
Возведѐнный в IX в. как оборонительное сооружение на берегу лагуны Венецианского залива, дворец на протяжении веков не раз перестраивался. Но первоначальный план здания, образующего квадрат вокруг большого внутренне-го двора, остался практически неизменным. Фасады дворца, выходящие на лагуну и площадь Пьяцетту (XIV—XV вв.), — прекрасные образцы «пламенеющей» готики.

Дворец дожей, 9-15 век

Слайд 5

В XII—XIV вв. Германия, в которой за власть боролись между собой

В XII—XIV вв. Германия, в которой за власть боролись между собой

император, князья и высшее духовенство, оставалась раздробленной страной. В этих условиях важное значение приобрели города. Соборы и ратуши здесь стали центрами готического искусства.

ГЕРМАНИЯ

Собор в Марбурге, 13 век

Слайд 6

Широкое распространение в Германии готика получила в первой половине XIII в.

Широкое распространение в Германии готика получила в первой половине XIII в.

Готические соборы в Германии значительно отличались от французских. Желая как можно ярче передать стремление человеческого духа к небесам, немецкие архитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями.

Собор в Наумбурге. Строительство завершено в 1 330 г.

Слайд 7

Особенно роскошно украшали западные фасады соборов с одной или двумя высокими

Особенно роскошно украшали западные фасады соборов с одной или двумя высокими

стройными башнями. Как правило, здесь не было наружных полуарок (аркбутанов); не встречались и окна-розы, вместо них использовали стрельчатые окна.

Собор в Наумбурге. 1 330 г.
Германия

Нотр-Дам де Пари. 1163 г. XIV в.
Франция

Слайд 8

Выдающимся произведением германской скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге (вторая

Выдающимся произведением германской скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге (вторая

половина ХШ в.), в частности маркграфа Эккерхарда и маркграфини Уты.

Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута. Скульптура из собора в Наумбурге. Вторая
половина XIII в.

Слайд 9

Скульптура Германии, как и в романский период, в основном украшала не

Скульптура Германии, как и в романский период, в основном украшала не

фасады, а внутренние помещения храмов. Произведения германской готической скульптуры по сравнению с французской менее изящно и тонко исполнены. К ранней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге. Здесь находятся многочисленные рельефы, а также фигура Всадника (около 1237 г.) —одна из самых загадочных статуй Средних веков. Неизвестно, кого изображает эта скульптура —императора Карла Великого, императора Отгона или просто христианского воина.

Всадник. Скульптура из собора в Бамберге. Около 1237 г.

Собор в Бамберге. 11-13 век

Слайд 10

Сооружение является самым высоким собором в мире. Высота шатра колокольни, по

Сооружение является самым высоким собором в мире. Высота шатра колокольни, по разным

данным, составляет 161,53—161,70 метра. Башня «следующего по росту» Кёльнского собора возвышается на 157 метров от основания.

Ульмский собор, 14 век

Слайд 11

Выдающееся произведение германской архитектуры — собор в Кѐльне . Строительство затянулось

Выдающееся произведение германской архитектуры — собор в Кѐльне . Строительство затянулось

на 600 с лишним лет, а точнее на 632 года и 2 месяца. Только 15 октября 1880 года состоялось торжественное открытие храма.

Собор в Кѐльне. 1248 -1880 гг.

Слайд 12

Однако и по сей день на шпилях и стенах собора можно

Однако и по сей день на шпилях и стенах собора можно

наблюдать строительные леса. Реставрационные работы ведутся постоянно.
Дожди, загрязнение окружающей среды, а Кельн располагается в наиболее промышленно развитой части Германии, - все наносит неизбежный ущерб собору.

Собор в Кѐльне. 1248 -1880 гг.

Слайд 13

Кельнский собор строили так долго, что он пережил не одну войну.

Кельнский собор строили так долго, что он пережил не одну войну.

И неприятельские войска обходились с духовной и национальной святыней Германии без должного почтения. Так, в 1794 году наполеоновская кавалерия разместили в нем склады сена для конницы. А в годы Второй Мировой войны собор перенес 14 авиаударов во время бомбардировок города войсками союзников.

Кельн в 1945 году.

Слайд 14

Он является самым большим по размерам готическим собором Германии. Длина его

Он является самым большим по размерам готическим собором Германии. Длина его

составляет 144 м, ширина — 86 м. Также Кельнский собор остается храмом с самым большим фасадом в мире (ширина западного фасада – 61 м).
Кельнский собор является ярчайшим образцом стиля «пламенеющая готика». Все его линии устремлены вверх, к Богу, а шпили словно пронзают небеса.

Собор в Кѐльне. 1248 -1880 гг.

Слайд 15

Известные во всем мире витражи Кельнского собора можно отнести одновременно к

Известные во всем мире витражи Кельнского собора можно отнести одновременно к

архитектурным особенностям и ценностям храма. На них изображены святые, библейские сцены, короли.
Слайд 16

Собор не всегда был таким темно-серым Внешняя сторона собора сделана не

Собор не всегда был таким темно-серым
Внешняя сторона собора сделана не из

темного материала – это песчаник. Со временем он окисляется и становится темно-серым. Именно такая химическая реакция придала собору характерный тёмный цвет. 
Слайд 17

Во время Второго итальянского похода императором Фридрихом Барбароссой в одном из

 Во время Второго итальянского похода императором Фридрихом Барбароссой в одном из

миланских монастырей были захвачены мощи трех волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара. В 1164 году архиепископ Райнальд Дассельский привез их в Кельн.
Гробница – это три саркофага, выполненные из дерева и обшитые золотыми пластинами.

Гробница

Слайд 18

Вместе с мощами трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Миланадеревянное изображение

Вместе с мощами трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Миланадеревянное изображение Мадонны.

Скульптура эта считалась чудотворной, но в 13 веке во время пожара в соборе она сгорела. Около 1290 года было создано новое изображение, которое получило название «Миланская мадонна» и всю славу утерянного образа. Именно эту, а не оригинальную скульптуру, можно видеть сегодня в соборе.

«Миланская мадонна»

Слайд 19

И третья самая древняя христианская святыня - распятие Геро. Названо так

И третья самая древняя христианская святыня - распятие Геро. Названо так по

имени архиепископа Геро (969—976 гг.), который подарил реликвию собору. Это одно из первых европейских распятий, поражающее размерами (2 метра) и реалистичностью изображения мук Христа.

 Распятие Геро.

Слайд 20

Здание высотой сорок шесть метров, украшенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой,

Здание высотой сорок шесть метров, украшенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой,

стрельчатыми окнами, и в наши дни царит над городом.