Содержание
- 2. Юность Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. Впоследствии полученные знания были дополнены занятиями
- 3. Епископство Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи 372 года обратился к
- 4. Церковная деятельность В 379 году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе, осудившем мелетианскую ересь. Против своего
- 5. Разрабатывая систему христианского богословия, "каппадокийцы" пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия.
- 6. В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси
- 7. Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке.
- 8. И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни — человек сам
- 9. Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеобщем спасении и восстановлении. В
- 11. Скачать презентацию
Юность
Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. Впоследствии полученные
Юность
Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. Впоследствии полученные
Получив образование, Григорий женился на Феосевии, благочестие которой, описано в письме Григория Богослова к Григорию Нисскому по поводу её смерти. Смерть жены, случившаяся около 365 года, изменила Григория, оставившего к тому времени обязанности чтеца и увлёкшегося изучением языческой литературы, он удаляется в понтийский монастырь своего брата Василия.
Епископство
Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи
Епископство
Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи
Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвинили в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии.Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссы.
В 379 году скончался Василий Великий, на погребении брата Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего. После этого он написал опровержение апологии Евномия, вышедшей уже после смерти Василиия, и содержашей выпады против покойного святителя. Данное сочинение Григория является крупнейшим из противоарианских трудов, состоит из 12 книг.
Церковная деятельность
В 379 году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе, осудившем
Церковная деятельность
В 379 году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе, осудившем
Григорий участвовал во Втором Вселенском соборе (381 год). Там им были произнесены похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя и на погребение Мелетия Антиохийского (первый председательствующий на Соборе).
В столице империи Григорий получил признание авторитетного богослова и проповедника. Императорским эдиктом 30 июля 381 года имя Григория было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных». После Собора он ещё несколько раз посещал Константинополь. Там им было произнесено Слово «О Божестве Сына и Духа» и надгробные речи над умершей дочерью императора Феодосия Пульхерией и его женой Плакиллой (Флациллой). В столице империи он познакомился и с диакониссой Олимпиадой, почитательницей Иоанна Златоуста (бывшего тогда пресвитером в Антиохии) слава о богословских талантах которого достигла Константинополя.
Разрабатывая систему христианского богословия, "каппадокийцы" пришли к выводу, что лучшим средством
Разрабатывая систему христианского богословия, "каппадокийцы" пришли к выводу, что лучшим средством
Особое значение каппадокийские Отцы Церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы. Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.
В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения,
В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения,
Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе. Ведь, даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем. И Символ Веры — это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.
Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как
Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как
Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: "...Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем".
В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле — человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. "Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих", — утверждает Отец Церкви.
И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в
И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в
Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о
Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом?