Грядущее с былым соединяя. Республики Саха (Якутия)

Содержание

Слайд 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АРКТИКА» с


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АРКТИКА» с

углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля» г. НЕРЮНГРИ
Слайд 3

Воспитательное пространство становления молодого лидера Президент ассоциации КМНС РС(Я) Андрей Васильевич

Воспитательное пространство становления молодого лидера


Президент ассоциации
КМНС РС(Я) Андрей
Васильевич

Кривошапкин
сказал: «школа
«Арктика» была открыта
адресно для детей КМНС.
В этом заключается и
политическое, и
государственное значение нашей
экспериментальной школы.
Школа «Арктика» - это не
рядовая школа.

.
«Человек, не осознающий свою родину,
оторван от своих корней. Каждый должен
принести пользу своей родной земле».
Голомареава Е.Х

Слайд 4

125 ДЕТЕЙ 8-11 классы

125 ДЕТЕЙ 8-11 классы

Слайд 5

Слайд 6

17 АРКТИЧЕСКИХ УЛУСОВ И МЕСТ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

17 АРКТИЧЕСКИХ УЛУСОВ
И МЕСТ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

СЕВЕРА Республики Саха (Якутия)

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ГЕОГРАФИЯ МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Слайд 7

Слайд 8

Община «Солинга» чукотско-юкагирская культура

Община «Солинга» чукотско-юкагирская культура

Слайд 9

Община «Геван» долганская культура

Община «Геван» долганская культура

Слайд 10

Община «Осикта» эвенкийская культура

Община «Осикта» эвенкийская культура

Слайд 11

Здравствуйте, вас приветствует община «Гиркил» !

Здравствуйте, вас приветствует община «Гиркил» !

Слайд 12

Цель исследования – раскрыть тему сильной личности , изучив жизнь потомков

Цель исследования – раскрыть тему сильной личности , изучив жизнь потомков

эвенских родов и прочувствовать свою сопричастность к сородичам.

Гипотза исследования – через раскрытие темы показать, что благодаря опыту приобретенному веками мудростью народа и усилиями плеяды писателей, поэов представителей различных родов эвенского народа, мы сумели сохранить себя как народ с самобытной культурой и языком.
Актуальность исследования в том, что изучение жизни и творчества сильных людей своего народа формирует у молодежи яркий пример для подражания

Слайд 13

Народ, именовавшийся в 17 – 19 веках ламутами, а ныне эвенами,

Народ, именовавшийся в 17 – 19 веках ламутами, а ныне эвенами,

является одним из десяти тунгусо-маньчжурских народов, имеющих свою древнюю культуру и историю.
Эвены и эвенки под общим названием «тунгусы» составляли основное население древнего государства Бохай, население, которого составляло около 100 тысяч семей. Здесь имелась своя письменность, были знакомы с обработкой железа и других цветных металлов, что сохранилось в языке тудь (олово), чирит (медь), хэл (железо) и др. После завоевания государства Бохай в 926 году н. э. воинственными племенами киданями, предки эвенов рассыпались по берегам Охотского моря.
Слайд 14

Уважение к прошлому своего народа является непременным признаком цивилизации. Изучение прошлого

Уважение к прошлому своего народа является непременным признаком цивилизации.
Изучение прошлого необходимо

для понимания настоящего.
Все что происходило когда – то, оставило свой след, в наследии, в творчестве эвенских писателей и поэтов.
Слайд 15

Эвенский поэт и писатель заслуженный деятель культуры ЯАССР Платон Афанасьевич Степанов

Эвенский поэт и писатель заслуженный деятель культуры ЯАССР Платон Афанасьевич Степанов

– Ламутский, в своей поэме «Наматкалтаки дьугарма», тропа к наматканам, рассказывает о жизни эвенов, наматканового племени.
Все о чем рассказывается в поэме было известно эвенам с детства, от рассказов бабушек и дедушек. Однако никто кроме Платона Афанасьевича не догадался из этих рассказов сотворить целостную поэму.
Так в поэме писатель дает точную характеристику каждого из родов эвенов наматканского племени.
Слайд 16

Род «Кольтэку» В своей арктиканской общине «Гиркил» мы взяли названия этих

Род «Кольтэку»

В своей арктиканской общине «Гиркил» мы взяли названия этих

родов за основу для создания малых групп.
Нам хочется раскрыть тему сильной личности, проследив жизнь потомков этих родов и прочувствовать свою сопричастность к сородичам.
.
Слайд 17

Род «Ньевьянки»

Род «Ньевьянки»

Слайд 18

Род «Тугэсиры»

Род «Тугэсиры»

Слайд 19

Род «Кэймети»

Род «Кэймети»

Слайд 20

Род «Киргин»

Род «Киргин»

Слайд 21

Род «Ламуты»

Род «Ламуты»

Слайд 22

Любой человек духовно связан со своим народом, среди которого он родился

Любой человек духовно связан со своим народом, среди которого он родился

и вырос. И он должен стать человеком полезным семье и своему роду.
Слайд 23

Платон Афанасьевич Степанов- Ламутский сам является ярким представителем рода «наматкан», он


Платон Афанасьевич Степанов- Ламутский сам является ярким представителем рода «наматкан»,

он родился в 1920 году. Ему суждено было стать большой личностью: учителем, писателем, лидером своего народа.
Слайд 24

Платон Афанасьевич прививал своим ученикам любовь к родному слову, учил чувствовать

Платон Афанасьевич прививал своим ученикам любовь к родному слову, учил

чувствовать силу, красоту эвенского языка, учил сочинять стихи, собирать народный фольклор. Был примером для подражания, как учитель и как эвенский писатель.
Многие его ученики стали учителями, поэтами, писателями, видными политическими деятелями, учеными.
Слайд 25

Василий Спиридонович Кейметинов (Баргачан). «Хранить вечно». Платон Афанасьевич гордился своими учениками

Василий Спиридонович Кейметинов (Баргачан). «Хранить вечно».

Платон Афанасьевич гордился
своими учениками –

один из них был
Василий Спиридонович Кейметинов.
Учитель, поэт, автор учебников по эвенской литературе -
он представитель рода кеймети, родом из Ламунхинского наслега Эвено- Бытайтанского улуса.
Слайд 26

Андрей Кривошапкин - известный эвенский писатель, общественный деятель, публицист, президент Ассоциации


Андрей Кривошапкин - известный эвенский писатель, общественный деятель, публицист,

президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии.
Он - представитель рода «киргин-бис» – жителей высокогорья.
Слайд 27

Художник слова, достойный продолжатель традиций своих предшественников, положивших начало эвенской литературе.


Художник слова, достойный продолжатель традиций своих предшественников, положивших начало эвенской

литературе. Новое время привнесло в судьбы малочисленных народов севера не только социально- экономические проблемы, но и нравственные. Об этом боль и забота писателя, общественного деятеля и просто человека.
Андрей Кривошапкин - лидер своего народа и всех северных народов, живущих в Якутии и Российской Федерации
Слайд 28

«Мир эвена» – одно из самых любимых произведений нашей общины, в


«Мир эвена» – одно из самых любимых произведений нашей общины,

в нем очень хорошо раскрыт внутренний мир человека, народа. Поэту удалось выразить нравственную, духовную суть северного человека.
Этот огромный мир северного человека хочет быть понятым и уважаемым, еще более огромным миром остального Человечества Земли.
Слайд 29

Эвены чтят обычаи свои - Они как через горы и леса,

Эвены чтят обычаи свои -
Они как через горы и леса,
Через

века до нас их пронесли.
Эвены деликатны в быту,
Так и в миру, в заботах о других
Они таят свой добрый, мирный нрав.
Слайд 30

Отрывок из поэмы для нас, детей общины, звучит как устав, как


Отрывок из поэмы для нас, детей общины, звучит как устав,

как наказ из уст наших предков:
Для всех людей земли я повторю
Заветы предков – пусть остерегут,
Пусть приобщат к духовной чистоте
Обычаев и правил кочевых.
Будь терпелив, великодушен будь
К своим сородичам: мир для всех един!
Старейшин слушайся и не перечь,
Выказывай почтенье пожилым.
Слайд 31

Сильные люди, для них каждый прожитый день, испытание на прочность, напряженный

Сильные люди, для них каждый прожитый день, испытание на прочность, напряженный

труд во имя больших свершений. Это борьба за людей и в конечном итоге, этот труд оборачивается борьбой за интересы народа.
Благодаря опыту приобретенному веками мудростью народа и усилиями яркой плеяды писателей, поэтов представителей различных родов эвенского народа, мы сумели сохранить себя как народ с самобытной культурой.
Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, традиций и обычаев, сохранить, преумножить и передать будущим поколениям.
Слайд 32

Обращение к молодому поколению: Много нам дал студеный край. Настал черед,

Обращение к молодому поколению:
Много нам дал студеный край.
Настал черед, чтобы каждый

из нас долг оплатил.
Нашему северу долг оплатить хватит ли сил у нас с тобой, мой друг?
А кто из молодых людей, выросших в современном обществе думают о долге перед народом, обществом, перед своей малой Родиной!
У каждого человека должно быть мужество, чтобы защитить свой народ, язык, культуру и веру в дальнейшее развитие.
Слайд 33

Будь терпелив, великодушен будь к сородичам своим: мир для всех един.

Будь терпелив, великодушен будь
к сородичам своим: мир для всех един.

Слайд 34

Быть достойными продолжателями своего рода – наша сегодняшняя задача.

Быть достойными продолжателями своего рода –
наша сегодняшняя задача.