Искусство Древней Греции. Эллада

Содержание

Слайд 2

Периодизация античности: Крито-микенский период 1.1. Минойская цивилизация (Крит) 1.2. Микенская цивилизация

Периодизация античности:

Крито-микенский период
1.1. Минойская цивилизация (Крит)
1.2. Микенская цивилизация (Балканская Греция)
Древняя Греция
-

Гомеровский (XI-IX вв. до н. э.)
- Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.)
- Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.)
- Эллинистический период (334-27 до н. э.)
3. Древний Рим
Римская республика (IV-I вв. до н.э.)
Римская империя (I-IV вв.)
Слайд 3

Слайд 4

Географическое положение Греции уникально. Страна находится на стыке Запада и Востока,

Географическое положение Греции уникально. Страна находится на стыке Запада и Востока,

соединяя Европу, Азию и Африку.
Протяженность границ составляет 1166 км. Грецию омывают воды Эгейского, Ионического, Критского и Ливийского морей.
Береговая линия простирается почти на 4000 км.
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Греков отличает горячность, сентиментальность в сочетании с терпимостью. Покачивание головой снизу

Греков отличает горячность, сентиментальность в сочетании с терпимостью.
Покачивание головой снизу

вверх, в Греции означает «нет», а сверху вниз – «да».
По-гречески звук «нэ» означает «да», а отрицание звучит как «охи». Грекам не свойственна пунктуальность, на деловую встречу они могут опоздать.
Слайд 10

Карта мира по Гесиоду (VI в, до н. э. ). По

Карта мира по Гесиоду (VI в, до н. э. ). По представлению греков того времени

считалось, что центр земли находится в Дельфах
Слайд 11

Карта мира по Геродоту (450 г. н.э.)

Карта мира по Геродоту (450 г. н.э.)

Слайд 12

Слайд 13

Афинский полис. в 7 в до н.э. в Греции появились города-государства

Афинский полис.

в 7 в до н.э. в Греции появились
города-государства (ПОЛИСЫ)
За

это время у греков появилось железо и была изобретена новая письменность.
Слайд 14

Слайд 15

Архаический период – 7 в. до н.э.- нач. 5. в. до

Архаический период – 7 в. до н.э.- нач. 5. в. до

н.э.
В период архаики возникают основные типы и формы греческого искусства. В архитектуре - система ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре - статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов - чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными.
Изобразительное искусство того времени создало обобщенный человеческий облик. Архаический Аполлон всегда молод - ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, одна нога выдвинута вперед - человек пускается в путь, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью: сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота - напрягаться, грудная клетка - раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера. Уголки рта, чуть приподняты, это некая условная «улыбка» - только возможность улыбки, намек на радость бытия.
Слайд 16

Полис (πόλις – город) город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции.

Полис (πόλις – город)
город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации

общества, типичная для Древней Греции.
Слайд 17

Новым центром греческой цивилизации стал город-полис АФИНЫ. Он представлял собой непосредственно

Новым центром греческой цивилизации стал город-полис АФИНЫ.
Он представлял собой непосредственно город

и расположенные рядом усадьбы крупных землевладельцев.
Слайд 18

Афины. Столица греческого государства носит имя древнегреческой богини мудрости и справедливой войны – Афины.

Афины.
Столица греческого государства
носит имя древнегреческой богини мудрости и справедливой войны

– Афины.
Слайд 19

Слайд 20

Афины в V в. до н.э. Карта-схема

Афины в V в. до н.э.
Карта-схема

Слайд 21

Реконструированный вид с воздуха на Афины и их гавани, ок. 450 до н.э.

Реконструированный вид с воздуха на Афины и их гавани, ок. 450

до н.э.
Слайд 22

Порт Пирей в V в. до н.э. Карта-схема Длинные стены Афины

Порт Пирей в V в. до н.э.
Карта-схема

Длинные
стены

Афины в V в.

до н.э.
Карта-схема

- укрепления
- дороги

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Из мифологии известно, что имя богини мудрости — Афины, город получил

Из мифологии известно, что имя богини мудрости — Афины, город получил

после спора Афины с владыкой морей — Посейдоном. Известно, что первый царь Афин — Кекроп (Κέκροπας), который был на половину человеком, на половину змеей, должен был решить, кто будет покровителем города. Два бога: Афина и Посейдон должны были сделать подарок Кекропу и тот, кто сделает лучший подарок, становился покровителем города.
Тогда, перед Кекропом, первым ударил своим трезубцем Посейдон, и тот час из земли забил источник. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлен подарком Афины и выбрал ее в качестве покровителя города. Таким образом, Афины и взяли имя великой богини. Но так как Кекроп не выбрал Посейдона, в Афинах стало не хватать воды. Эта нехватка чувствуется и по сей день.
Другая версия гласит: слово Афины (Αθήνα) произошло от слова Афон (άθος), что созвучно со словом цветок (άνθος.
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Идеальный город по Платону. Территория города разделяется тремя водными кольцами. В

Идеальный город по Платону. Территория города разделяется тремя водными кольцами. В центре

– акрополь, на котором расположены храмы и жилище правителя. Город соединялся с морем каналом.
Слайд 30

Стадий представлял собой расстояние, проходимое человеком спокойным шагом за время восхода

Стадий представлял собой расстояние, проходимое человеком спокойным шагом за время восхода

солнца, то есть в течение 2 минут

олимпийский стадий = 192,27 м

Слайд 31

Занятия жителей афинского полиса. Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать

Занятия жителей афинского полиса.

Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать злаки.
Основной

культурой в Афинах стали оливки – их ели, из них делали масло, маслом освещали дома.
Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Виноградный пресс Второй по значимости культурой был виноград. Из него сушили

Виноградный пресс

Второй по значимости культурой был виноград.
Из него сушили изюм, давили

сок, изготавливали вино.
Вино пили разбавленным.
В некоторых домах был проведен виновод.
Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Многие жители Афин были прекрасными ремесленниками. Афинские амфоры славились на всю Грецию.

Многие жители Афин были прекрасными ремесленниками.
Афинские амфоры славились на всю Грецию.

Слайд 41

Слайд 42

Правители города и судьи. Совет знати Народ, в управлении не участвовал.

Правители города и судьи.

Совет знати

Народ, в управлении не
участвовал.

Обладала всей властью

Организация

власти в Афинах.
Слайд 43

Слайд 44

Земля в Афинах принадлежала знати. Основным видом рабства в Афинах было

Земля в Афинах принадлежала знати.
Основным видом рабства в Афинах было долговое

рабство.
На земле должников ставили
«долговые камни».
Слайд 45

Слайд 46

Причины греческой колонизации. Отмена долгового рабства Развитие торговли Борьба знати и

Причины греческой колонизации.

Отмена
долгового
рабства

Развитие
торговли

Борьба знати
и демоса

Малоземелье

В VII в. до

н.э. греки стали переселяться
в другие страны.
Слайд 47

Местоположение греческих колоний. Малая Азия Северное Причерноморье Южные Аппенины Северо-Западное Средиземноморье Северная Африка

Местоположение греческих колоний.

Малая Азия

Северное Причерноморье

Южные
Аппенины

Северо-Западное
Средиземноморье

Северная Африка

Слайд 48

Слайд 49

Плиты с греческими письменами. (найдены в Крыму) Хотя греки расселились на

Плиты с греческими письменами.
(найдены в Крыму)

Хотя греки расселились на огромной территории

они по-прежнему считали себя единым народом- ЭЛЛИНАМИ
Их объединяли: язык, обычаи, древние сказания, религия, единая письменность, образ жизни.
Слайд 50

Главная площадь Афин - Агора. Главной площадью Афин была агора Здесь

Главная площадь Афин - Агора.

Главной площадью Афин была агора
Здесь располагался Афинский

рынок, где можно было купить всё.
На другой стороне площади находились правительственные здания
Слайд 51

агора

агора

Слайд 52

Аго’ра (άγορά, от гр. «агиро» - складываю) рыночная площадь в древнегреческих

Аго’ра (άγορά, от гр.  «агиро» - складываю) рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся

местом общегражданских собраний.
На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения.
Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы; иногда по периметру площади возводились статуи.
Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.
Слайд 53

Слайд 54

План афинской агоры. Период архаики 700-480 гг. до н.э. 1. Древняя

План афинской агоры. Период архаики 700-480 гг. до н.э.    1. Древняя орхестра.

Середина VI в. до н. э. 2. Юго-восточный фонтанный дом. 530-520 гг. до н. э. 3. Дренажные канавы. 4. Большая дренажная канава. 5. Алтарь двенадцати богов. 6. Царская стоя. 500 г. до н. э. 7. Святилище Зевса. 8. Храм Аполлона. 9. Храм Матери богов. 10. Древний булевтерий. 500 г. до н. э. 11. Святилище Аякса. Начало V в. до н. э. 12. Дома. 13. Храм Триптолема ок. 500 г. до н. э. 14. Гефестейон. V в. до н. э. 15. Одеон Агриппы. 15 г. до н. э. 16. Стоя Аттала. 159-138 г. до н. э. 17. Черный тополь. 18. Белый тополь. 19. Древняя дорога. 20. Поздняя Панафинейская дорога. 21. Граничный камень.
Слайд 55

Олимпия, План святилища (альтиса): 1 - храм Зевса; 2 - алтарь

Олимпия, План святилища (альтиса): 1 - храм Зевса; 2 - алтарь Зевса; 3 - Филиппейон;

4 - храм Геры; 5 - храм Матери богов (Метроон); 6 - роща и поминальный холм легендарного Пелопса; 7 - стоя «Эхо»; 8 - стадион
Слайд 56

План центральной части города в конце I в. н. э. (по

План центральной части города в конце I в. н. э. (по раскопкам) 1  —

священная стоя (стоа Ороферна); 2 — Экклесиастерий; 3 — Пританей; 4 — святилище Зевса Сосиполия; 5 — мясной и рыбный рынок; 6 — храм Афины Полиас; 7 — алтарь Афины; 8 — пропилеи; 9 — Нижний гимнасий; 10 — улица Западных ворот; 11  — улица Источника
Слайд 57

Слайд 58

Стоа - крытая колоннада

Стоа - крытая колоннада

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Селинунт. Схематический план города по раскопкам: 1 — северные ворота акрополя;

Селинунт. Схематический план города по раскопкам: 1 — северные ворота акрополя; 2 — храм

А; 3 — храм В; 4 — храм С; 5 — храм Д; 6 — храм Е (R); 7 — храм F (S); 8 — храм G (Т), посвященный Аполлону; 9 — остатки городских стен.
Слайд 67

Дети богатых афинян имели персональных педагогов-рабов. в переводе с греческого слово

Дети богатых афинян имели персональных педагогов-рабов.
в переводе с греческого слово «педагог»

означает «сопровождающий ребенка».
В их обязанности входило сопровождение ребенка до школы, наблюдение за тем как его подопечный делал уроки.
Рабы могли даже наказывать детей.

В афинской школе.

Слайд 68

При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе. Ученики

При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.
Ученики смотрели

на текст и старались запомнить написанное
Слайд 69

Наиболее важные тексты писались на пергаменте – специально обработанной телячьей коже,

Наиболее важные тексты писались на пергаменте – специально обработанной телячьей коже,

реже – на папирусе.
Благодаря этому ученики могли приобщиться к мудрости знаменитых ученых и мудрецов .
Слайд 70

Греки считали, что человек должен быть гармонично развитым. В школах очень

Греки считали, что человек должен быть гармонично развитым.
В школах очень много

времени уделяли музыке – учились играть на инструментах, пению и стихосложению.
Слайд 71

Гимнастическая школа-палестра. С 12 лет мальчики посещали палестру – спортивную школу.

Гимнастическая школа-палестра.

С 12 лет мальчики посещали палестру – спортивную школу.
Здесь они

занимались гимнастикой-борьбой бегом, прыжками, метанием копья и диска.
Слайд 72

Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими,

Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими,

сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе.
Мастер показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям.
Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.
Слайд 73

Слайд 74

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к

домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой.
Слайд 75

Гимнасии – школы для взрослых. Взрослые афиняне, желающие продолжить образование, посещали

Гимнасии – школы для взрослых.

Взрослые афиняне, желающие продолжить образование, посещали гимнасии
Сначала

в них занимались спортом, но затем здесь стали выступать знаменитые ученые и политики.
Слайд 76

Слайд 77

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

В Древней Греции были заложены основы практически всех наук. 1-ой наукой

В Древней Греции были заложены основы практически всех наук.
1-ой наукой была

математика.
В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умножения.
Евклид заложил основы современной геометрии провозгласив ее аксиомы.

Научные знания в Древней Греции.

Греки открыли правило
золотого сечения, которое они применяли при
строительстве храмов.

Слайд 83

Слайд 84

Отцом современной медицины называют Гиппократа. Он первым стал рассматривать болезнь не

Отцом современной медицины называют Гиппократа.
Он первым стал рассматривать болезнь не как

кару богов, а как естественное явления.
В наши дни все врачи дают «Клятву Гиппократа.
Слайд 85

Гиппократ Цитаты «Исцеление — это дело времени, но иногда это также

Гиппократ

Цитаты
«Исцеление — это дело времени, но иногда это также дело возможности»
«Первая

заповедь врача: не навреди»
«Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача»
«Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»
Слайд 86

Отцом современной истории называют Геродота. Он написал «Историю» посвященную греко-персидским войнам.

Отцом современной истории называют Геродота.
Он написал «Историю»
посвященную греко-персидским войнам.

Слайд 87

У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса(Вакха), покровителя

У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса(Вакха), покровителя

виноделия.
Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов-сатиров.
Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами-песнями, прославляющими Диониса.

Возникновение театра.

Деревянные
статуи Диониса

Слайд 88

В 6 в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так

В 6 в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий.
Так появились

1-ые спектакли.
Вскоре праздники были перенесены в специальные места – театры, а спустя некоторое время появились драматурги – люди сочинявшие пьесы для театра.
Слайд 89

Все посетители театра делились на 2 группы – почетные гости и

Все посетители театра делились на 2 группы – почетные гости

и обычные зрители.
Почетными гостями были - жрецы Диониса, олимпионики и стратеги.
Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги.

Монеты-билеты.

Слайд 90

Театры строились на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и

Театры строились на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и

с любого места было бы хорошо видно сцену.
Сначала театры строили из дерева.
Они быстро приходили в негодность, часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.
Слайд 91

Здание театра состояло из 3 частей В древнегреческом театре. места для

Здание театра состояло из 3 частей

В древнегреческом театре.

места для зрителей.


орхестра, круглая площадка, где разворачивалось действие.

-скене, стена за орхестрой, на которой вешали декорации.

Слайд 92

Слайд 93

Слайд 94

Слайд 95

Слайд 96

Слайд 97

Слайд 98

Слайд 99

Слайд 100

Древнегреческие театры, как правило, устраивались на склонах холмов или балок. По

Древнегреческие театры, как правило, устраивались на склонах холмов или балок.
По

склону в скале вырубали сектора зрительских мест – театрона с рядами каменных скамеек. Каждый сектор имел двенадцать рядов скамеек, между секторами проходили лестницы.
Слайд 101

Слайд 102

Слайд 103

Слайд 104

Слайд 105

Слайд 106

Слайд 107

Актеры игравшие в спектаклях главной задачей считали заучивание текста. Его как

Актеры игравшие в спектаклях главной задачей считали заучивание текста.
Его как правило

произносили со всевозможными завываниями, пытаясь таким образом передать чувства героев.
Этой же цели служили маски – они отражали радость, горе и другие эмоции.
Слайд 108

Маски — неотъемлемый атрибут древнегреческого инициатического театра. Древнегреческий театр символически представлял

Маски — неотъемлемый атрибут древнегреческого инициатического театра. Древнегреческий театр символически представлял

собой Театр Жизни, где зрители вместе с актерами переживали самые глубокие откровения. «Жизнь есть великий Театр, — говорили греки, — и все мы без исключения, играя свои роли, должны извлечь из них положительный урок». Цель инициатического театра — сделать человека участником тех моментов судьбы, когда встречаются добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, когда человек имеет возможность встретиться с самим собой и заглянуть в сокровенные уголки собственной души.
Слайд 109

Слайд 110

Маски были цветными: мужские лица — темные, женские — светлые. Раздражение

Маски были цветными: мужские лица — темные, женские — светлые. Раздражение

и ярость передавались багровым цветом, мудрость — синим, хитрость — рыжим, болезнь — желтым.
Слайд 111

Слайд 112

Горожанин Горожанка

Горожанин

Горожанка

Слайд 113

Слайд 114

Крестьянин

Крестьянин

Слайд 115

Слайд 116

Слайд 117

Слайд 118

Маска юноши

Маска юноши

Слайд 119

Персей, убивающий Медузу-Горгону

Персей, убивающий
Медузу-Горгону

Слайд 120

Непременным участником представления был хор, который помогал зрителю следить за сюжетом

Непременным участником представления был хор, который помогал зрителю следить за сюжетом

и давал оценки поступкам героев.
Хор располагался на специальной ступеньке между орхестрой и скене, которая называлась хоры.

Хор на сцене.

Слайд 121

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия, что

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия, что

в переводе означает «песнь козлов».
Отличительной чертой трагедии является обязательная смерть в конце пьесы главных героев.
Самым знаменитым автором трагедий был Софокл

ТРАГЕДИЯ.

Софокл

Слайд 122

Очень часто актеры исполнявшие трагические роли вставали на деревянные колодки. С

Очень часто актеры исполнявшие трагические роли вставали на деревянные колодки.
С одной

стороны их было лучше видно, а с другой – этим пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии.

Костюм актера.

Слайд 123

Слайд 124

Одной из самых популярных пьес была «Антигона» написанная Софоклом. Эпизод из спектакля «Антигона».

Одной из самых популярных пьес была «Антигона» написанная Софоклом.

Эпизод
из спектакля
«Антигона».