Искусство России XVIII века

Содержание

Слайд 2

Особенности и периодизация века На рубеже XVII и XVIII вв. в

Особенности и периодизация века

На рубеже XVII и XVIII вв. в России

началось Новое время. Исторический переход от Средневековья произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры, открыть совершенно новые для себя темы (мифологическую и историческую). Стили в искусстве, сменявшие в Европе друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.
Периодизация:
Первая четверть XVIII в. - искусство петровского времени.
Середина столетия (1730-е -1750-е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. - рококо).
Искусство второй половины 18 в.(1760-90-е).Эпохи Екатерины II, Павла: 1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм.
Вторая половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм в портретном искусстве.
Слайд 3

Петровская эпоха

Петровская эпоха

Слайд 4

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику,

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику,

но также искусство. Цель - поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить русскую публику.
Слайд 5

Постройка Петербурга

Постройка Петербурга

Слайд 6

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Слайд 7

Трезини. Петропавловский собор

Трезини. Петропавловский собор

Слайд 8

Д. Трезини. Летний дворец

Д. Трезини. Летний дворец

Слайд 9

Трезини. 12 коллегий

Трезини. 12 коллегий

Слайд 10

Доменико Трезини. Здание Двенадцати коллегий Состоит из повторяющегося модуля (12 штук).

Доменико Трезини. Здание Двенадцати коллегий Состоит из повторяющегося модуля (12 штук). Модули

пристраивались поочередно (в целях экономии средств – по идее самого Петра)
Слайд 11

Г. Маттарнови, М. Земцов. Кунсткамера

Г. Маттарнови, М. Земцов. Кунсткамера

Слайд 12

Дворец Меньшикова

Дворец Меньшикова

Слайд 13

Дворец Меньшикова

Дворец Меньшикова

Слайд 14

Леблон. Петродворец

Леблон. Петродворец

Слайд 15

Парсунная живопись (зарождение «парсуны» или портрета)

Парсунная живопись (зарождение «парсуны» или портрета)

Слайд 16

Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева

Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева

Слайд 17

Неизвестный художник. Портрет Алексея Васикова

Неизвестный художник. Портрет Алексея Васикова

Слайд 18

Портрет петровского времени Художники, получившие образование за рубежом (по идее Петра

Портрет петровского времени

Художники, получившие образование за рубежом (по идее Петра I

были набраны из талантливой молодежи и посланы на обучение за счет государства).
Идеалом для художников служила личность самого Петра I – энергичного, целеустремленного, сына Отечества.
Слайд 19

Портрет Петра I в круге. Приписывается кисти И.Никитина

Портрет Петра I в круге. Приписывается кисти И.Никитина

Слайд 20

Иван Никитич Никитин. Портрет напольного гетмана

Иван Никитич Никитин. Портрет напольного гетмана

Слайд 21

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой

Слайд 22

Скульптура Русских традиций на тот момент не имелось. Приезжий мастер –

Скульптура Русских традиций на тот момент не имелось. Приезжий мастер – Карло

Бартоломео Растрелли привез с собой стилистику барокко
Слайд 23

Карло Бартоломео Растрелли (старший, скульптор). Бюст Петра I Черты стиля барокко:

Карло Бартоломео Растрелли (старший, скульптор). Бюст Петра I Черты стиля барокко: сложная пластика, динамика

складок, внутренняя пружина энергии образа
Слайд 24

К. Б. Растрелли (старший). Анна Иоанновна с арапчонком. Черты барокко –

К. Б. Растрелли (старший). Анна Иоанновна с арапчонком. Черты барокко – в

динамике складок и в противопоставлении динамичной фигуры арапчонка – статике фигуры Анны
Слайд 25

Середина столетия (1730-е -1750-е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец

Середина столетия (1730-е -1750-е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец

1750-х гг. – появляется рококо, но больше в интерьерах).
Слайд 26

Архитектура

Архитектура

Слайд 27

Франческо Бартоломео Растрелли (сын скульптора К.Б. Растрелли) архитектор 1700-1771

Франческо Бартоломео Растрелли (сын скульптора К.Б. Растрелли) архитектор 1700-1771

Слайд 28

Портрет графа Франческо Бартоломео Растрелли

Портрет графа Франческо Бартоломео Растрелли

Слайд 29

Ф.Б. Растрелли. Зимний дворец

Ф.Б. Растрелли. Зимний дворец

Слайд 30

Зимний дворец. План

Зимний дворец. План

Слайд 31

Зимний дворец. Иорданская лестница

Зимний дворец. Иорданская лестница

Слайд 32

Зимний дворец. Внутренний двор

Зимний дворец. Внутренний двор

Слайд 33

Смольный монастырь. Проектная модель. Мастер модели Я.Лоренц Сам монастырь не достроен (этой высокой колокольни нет)

Смольный монастырь. Проектная модель. Мастер модели Я.Лоренц Сам монастырь не достроен (этой

высокой колокольни нет)
Слайд 34

Смольный монастырь. План

Смольный монастырь. План

Слайд 35

Смольный монастырь. Вид с западной стороны

Смольный монастырь. Вид с западной стороны

Слайд 36

Загородные постройки

Загородные постройки

Слайд 37

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

Слайд 38

Екатерининский дворец в Царском Селе

Екатерининский дворец в Царском Селе

Слайд 39

Екатерининский (Большой) дворец

Екатерининский (Большой) дворец

Слайд 40

Екатерининский дворец. Большой зал

Екатерининский дворец. Большой зал

Слайд 41

Екатерининский дворец. Кавалерская столовая

Екатерининский дворец. Кавалерская столовая

Слайд 42

Екатерининский дворец. Янтарная комната

Екатерининский дворец. Янтарная комната

Слайд 43

Живопись середины XVIII века

Живопись середины XVIII века

Слайд 44

Развитие портретного искусства в творчестве русских художников середины 18 века Развивается

Развитие портретного искусства в творчестве русских художников середины 18 века

Развивается далее

жанр портрета
Появились русские мастера, получившие образование уже в России
Часть портретов – на темном нейтральном фоне
Первые парадные портреты (в рост и в репрезентативных одеждах)
Появление национальных характеристик в русском портрете (И.П.Аргунов)
Слайд 45

И.Я.Вишняков. Портрет Сары-Элеоноры Фермор

И.Я.Вишняков. Портрет Сары-Элеоноры Фермор

Слайд 46

И.Я.Вишняков Портрет Вильгельма-Георга Фермор

И.Я.Вишняков Портрет Вильгельма-Георга Фермор

Слайд 47

А.П.Антропов. Портрет М.А.Румянцевой

А.П.Антропов. Портрет М.А.Румянцевой

Слайд 48

А.П.Антропов. Портрет статс-дамы Измайловой

А.П.Антропов. Портрет статс-дамы Измайловой

Слайд 49

А.П.Антропов. Портрет Петра III

А.П.Антропов. Портрет Петра III

Слайд 50

И.П.Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме

И.П.Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме

Слайд 51

Искусство второй половины 18 в. (1760-90-е гг.) Эпоха Екатерины II, Павла I

Искусство второй половины 18 в. (1760-90-е гг.) Эпоха Екатерины II, Павла I

Слайд 52

2 половина 18 века Живопись: 1. Расцвет русского портрета (Рокотов, Левицкий,

2 половина 18 века

Живопись:
1. Расцвет русского портрета (Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Камерный,

парадный, парный.
2. Появление Академии художеств (открыта Екатериной II –»просветительницей»)
3. Классицизм в академическом искусстве инициировал появление исторического и мифологического жанров.
Слайд 53

Ф.С. Рокотов

Ф.С. Рокотов

Слайд 54

Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской

Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской

Слайд 55

Ф.С.Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье

Ф.С.Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье

Слайд 56

Ф.С.Рокотов. Портрет Варвары Суровцевой

Ф.С.Рокотов. Портрет Варвары Суровцевой

Слайд 57

Д.Г. Левицкий

Д.Г. Левицкий

Слайд 58

Дмитрий Григорьевич Левицкий. Автопортрет

Дмитрий Григорьевич Левицкий. Автопортрет

Слайд 59

Д.Г.Левицкий. Портрет А.Ф.Кокоринова

Д.Г.Левицкий. Портрет А.Ф.Кокоринова

Слайд 60

Д.Г.Левицкий. Портрет П.А.Демидова

Д.Г.Левицкий. Портрет П.А.Демидова

Слайд 61

Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II

Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II

Слайд 62

Д.Г. Левицкий. Серия портретов «смольнянок» (воспитанниц Смольного института в Санкт-Петербурге)

Д.Г. Левицкий. Серия портретов «смольнянок» (воспитанниц Смольного института в Санкт-Петербурге)

Слайд 63

Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской

Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской

Слайд 64

Д.Г.Левицкий. Портрет Ф.С.Ржевской и А.Н.Давыдовой

Д.Г.Левицкий. Портрет Ф.С.Ржевской и А.Н.Давыдовой

Слайд 65

Д.Г.Левицкий. Портрет Е.И.Нелидовой

Д.Г.Левицкий. Портрет Е.И.Нелидовой

Слайд 66

Д.Г.Левицкий. Портрет Алымовой Г.И.

Д.Г.Левицкий. Портрет Алымовой Г.И.

Слайд 67

Д.Г.Левицкий. Портрет Левшиной А.П.

Д.Г.Левицкий. Портрет Левшиной А.П.

Слайд 68

Д.Г.Левицкий. Портрет Борщовой Н.С.

Д.Г.Левицкий. Портрет Борщовой Н.С.

Слайд 69

Д.Г.Левицкий. Портрет Молчановой Е.И.

Д.Г.Левицкий. Портрет Молчановой Е.И.

Слайд 70

Сентиментализм в портретах В.Л. Боровиковского конца 18 века

Сентиментализм в портретах В.Л. Боровиковского конца 18 века

Слайд 71

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) Портрет М.И.Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) Портрет М.И.Лопухиной

Слайд 72

В.Л.Боровиковский. Портрет Е.Н.Арсеньевой

В.Л.Боровиковский. Портрет Е.Н.Арсеньевой

Слайд 73

Боровиковский. Портрет сестер Гагариных

Боровиковский. Портрет сестер Гагариных

Слайд 74

Парадные портреты В.Л. Боровиковского

Парадные портреты В.Л. Боровиковского

Слайд 75

В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II

В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II

Слайд 76

В.Л.Боровиковский. Портрет князя Куракина

В.Л.Боровиковский. Портрет князя Куракина

Слайд 77

Классицизм в академической художественной системе

Классицизм в академической художественной системе

Слайд 78

Академия художеств в Санкт-Петербурге Уже в 1757 г. решением Сената учреждена

Академия художеств в Санкт-Петербурге

Уже в 1757 г. решением Сената учреждена Академия

художеств, больше века это было единственное в стране высшее учебное заведение, где обучали искусствам.
Идею высказывал еще Петр 1. И даже успел подписать Указ об академии. Но только с приходом Екатерины Второй проект обрел второе дыхание в 1764 Академия наделена статусом Императорской (привилегии).
Тогда же началось и строительство ее на Васильевском острове.
Структура: архитектурное, живописное, скульптурное, графичексое.
Ориентир – европейские академии.
Привнесение отечественного – история Отечества чередовалась с историей античности.
Слайд 79

Лосенко А.П. Натурщик, сидящий на камне

Лосенко А.П. Натурщик, сидящий на камне

Слайд 80

Лосенко А.П. Портрет актера Ф.Г.Волкова

Лосенко А.П. Портрет актера Ф.Г.Волкова

Слайд 81

Лосенко А.П. Портрет президента Академиии Художеств И.И.Шувалова

Лосенко А.П. Портрет президента Академиии Художеств И.И.Шувалова

Слайд 82

Лосенко А.П. 1737-1773 Прощание Гектора с Андромахой

Лосенко А.П. 1737-1773 Прощание Гектора с Андромахой

Слайд 83

Лосенко Антон Павлович. Владимир и Рогнеда

Лосенко Антон Павлович. Владимир и Рогнеда

Слайд 84

Угрюмов Григорий Иванович. Испытание силы Яна Усмаря

Угрюмов Григорий Иванович. Испытание силы Яна Усмаря

Слайд 85

Соколов Петр Иванович. Венера и Адонис

Соколов Петр Иванович. Венера и Адонис

Слайд 86

Соколов П.И. Дедал привязывает крылья Икару

Соколов П.И. Дедал привязывает крылья Икару

Слайд 87

Соколов П.И. Меркурий и Аргус

Соколов П.И. Меркурий и Аргус

Слайд 88

Зарождение бытового жанра в живописи

Зарождение бытового жанра в живописи

Слайд 89

Фирсов Иван Иванович. Юный живописец

Фирсов Иван Иванович. Юный живописец

Слайд 90

Шибанов М. Празднество свадебного сговора

Шибанов М. Празднество свадебного сговора

Слайд 91

Шибанов Михаил. Крестьянский обед

Шибанов Михаил. Крестьянский обед

Слайд 92

Ерменев Иван Алексеевич. Поющие слепцы

Ерменев Иван Алексеевич. Поющие слепцы

Слайд 93

Пейзажный жанр

Пейзажный жанр

Слайд 94

Щедрин Семен Федорович. В Царскосельском парке

Щедрин Семен Федорович. В Царскосельском парке

Слайд 95

Щедрин С.Ф. Пейзаж в окрестностях Петербурга

Щедрин С.Ф. Пейзаж в окрестностях Петербурга

Слайд 96

Щедрин С.Ф. Вид в окрестностях Старой Руссы

Щедрин С.Ф. Вид в окрестностях Старой Руссы

Слайд 97

Щедрин С.Ф. Полдень

Щедрин С.Ф. Полдень

Слайд 98

Алексеев Ф.Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Алексеев Ф.Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Слайд 99

Алексеев Ф.Я. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной

Алексеев Ф.Я. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной

Слайд 100

Алексеев Ф.Я. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

Алексеев Ф.Я. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

Слайд 101

Алексеев Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле

Алексеев Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле

Слайд 102

Русская скульптура XVIII века

Русская скульптура XVIII века

Слайд 103

Ф.И.Шубин. Портрет князя А.М.Голицына

Ф.И.Шубин. Портрет князя А.М.Голицына

Слайд 104

Ф.И.Шубин. Портрет графини М.Р.Паниной

Ф.И.Шубин. Портрет графини М.Р.Паниной

Слайд 105

Ф.И.Шубин. Портрет М.В.Ломоносова

Ф.И.Шубин. Портрет М.В.Ломоносова

Слайд 106

Ф.И.Шубин. Екатерина II - законодательница

Ф.И.Шубин. Екатерина II - законодательница

Слайд 107

Ф.И.Шубин. Портрет Павла I

Ф.И.Шубин. Портрет Павла I

Слайд 108

Э.М.Фальконе. Памятник Петру I

Э.М.Фальконе. Памятник Петру I

Слайд 109

Э.М.Фальконе. Памятник Петру I

Э.М.Фальконе. Памятник Петру I

Слайд 110

М.И.Козловский. Памятник А.В.Суворову

М.И.Козловский. Памятник А.В.Суворову

Слайд 111

М.И.Козловский. Самсон, разрывающий пасть льва

М.И.Козловский. Самсон, разрывающий пасть льва

Слайд 112

Русская архитектура второй половины 18 века. Зарождение и развитие классицизма в архитектуре этого периода

Русская архитектура второй половины 18 века. Зарождение и развитие классицизма в архитектуре

этого периода
Слайд 113

Деламот, Кокоринов. Академия художеств. Санкт-Петербург. 1764-1767

Деламот, Кокоринов. Академия художеств. Санкт-Петербург. 1764-1767

Слайд 114

А. Ф. Кокоринов, Валлен Деламот. Академия художеств в Санкт-Петербурге. План.

А. Ф. Кокоринов, Валлен Деламот. Академия художеств в Санкт-Петербурге. План.

Слайд 115

Деламот, Кокоринов. Академия художеств. Главный вход

Деламот, Кокоринов. Академия художеств. Главный вход

Слайд 116

Деламот, Кокоринов. Академия художеств. Вид с другой стороны Невы

Деламот, Кокоринов. Академия художеств. Вид с другой стороны Невы

Слайд 117

Валлен Деламот. Арка «Новая Голландия». Санкт-Петербург. 1770-1779

Валлен Деламот. Арка «Новая Голландия». Санкт-Петербург. 1770-1779

Слайд 118

Валлен Деламот. Малый Эрмитаж. Санкт-Петербург. 1764-1767

Валлен Деламот. Малый Эрмитаж. Санкт-Петербург. 1764-1767

Слайд 119

Ринальди. Мраморный дворец. 1768-1785

Ринальди. Мраморный дворец. 1768-1785

Слайд 120

В.И.Баженов. План Кремлевского дворца в Москве.

В.И.Баженов. План Кремлевского дворца в Москве.

Слайд 121

В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца. Фрагмент главного фасада. 1769-1772

В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца. Фрагмент главного фасада. 1769-1772

Слайд 122

Баженов. Ансамбль Царицына. Фигурный мост. 1775-1785

Баженов. Ансамбль Царицына. Фигурный мост. 1775-1785

Слайд 123

В. И. Баженов. Павильоны Михайловского (Инженерного) замка. Санкт-Петербург. 1797- 1800

В. И. Баженов. Павильоны Михайловского (Инженерного) замка. Санкт-Петербург. 1797- 1800

Слайд 124

В. И. Баженов. Михайловский замок. Санкт-Петербург. Северный фасад

В. И. Баженов. Михайловский замок. Санкт-Петербург. Северный фасад

Слайд 125

В. И. Баженов. Дом П. Е. Пашкова в Москве. 1784-1787 гг. Главный фасад

В. И. Баженов. Дом П. Е. Пашкова в Москве. 1784-1787 гг.

Главный фасад