Искусство скифов

Содержание

Слайд 2

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад

от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников.
Слайд 3

Скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Из современных языков

Скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Из современных языков

ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами.
Слайд 4

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую

территорию - весь пояс степей от Дона до Прибайкалья. Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки.
Слайд 5

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об

их материальной культуре сложились по результатам раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.
Слайд 6

Простых скифов хоронили в земляной могиле, клали с ними личное оружие,

Простых скифов хоронили в земляной могиле, клали с ними личное оружие,

ставили один-два горшка с едой и питьем. Над погребением насыпали невысокий курган.

Совсем иными были гробницы скифских царей и знати. Тело умершего царя, натертое воском и различными ароматическими травами, возили по всем территориям подчиненных племен для прощания. После этого оно доставлялось на специально отведенное для погребения место. Могилу вырывали чаще всего в виде четырехугольной ямы. Сверху ямы или в самой яме над телом покойного воздвигали деревянный сруб. Затем следовали каменная и земляная округлые насыпи, образовывавшие достаточно высокий курган. Часто вместе с царем хоронили слуг и верховых лошадей. В богатых скифских курганах нередко находят скелеты убитых наложниц и слуг — они сопровождали царя в загробный мир.

Слайд 7

Специально для погребального ритуала в кургане шилась одежда, изготовлялись оружие, украшения,

Специально для погребального ритуала в кургане шилась одежда, изготовлялись оружие, украшения,

конская утварь, ритуальные сосуды.

Особое значение оружия и ритуальных сосудов отразилось и на их украшении. На эти предметы наносили изображения реально существовавших в природе и фантастических зверей и птиц. Животные становятся основной темой скифского звериного стиля, который выступает как отличительный знак всех культур скифского мира.

Слайд 8

Курган Принцессы (Ак-Алах-3) на плато Укок. Принцесса Укока (Алтайская принцесса, Очы-бала)

Курган Принцессы (Ак-Алах-3) на плато Укок.
Принцесса Укока (Алтайская принцесса, Очы-бала) —

данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. С 1990 по 1995 год Южноалтайским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции Сибирского отделения РАН велись исследования на высокогорном плато Укок, расположенном в пограничной зоне с Китаем, Монголией и Казахстаном. В ходе раскопок в одном из курганов могильника Ак-Алаха было обнаружено уникальное захоронение тюркской женщины.
Отечественные ученые впервые получили не просто останки костей, а хорошо сохранившуюся мумию, позволяющую исследовать ДНК, воссоздать образ и убранство людей. Коренное население Алтая называет принцессу Ак-Кадын или Белая Госпожа.
Слайд 9

Пазырыкские курганы Пазырыкские курганы - объекты железного века (5-3 вв. до

Пазырыкские курганы
Пазырыкские курганы - объекты железного века (5-3 вв. до н.

э.), находящиеся на Алтае, в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган, близ села Балыктуюль (Улаганский район), где экспедицией академика С. И. Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати.

Данные курганы - это погребения, в которых благодаря многолетней мерзлоте сохранились изделия из дерева, кожи, ткани, меха, металла, трупы людей и коней. Сделанные находки имеют огромную научную ценность и являются уникальными музейными экспонатами. Они выставлены в Пазырыкском зале Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Слайд 10

.Серьга. IV в. до н.э. Золото. Высота - 47 мм. Курган у возле Огоньки, Крым.

.Серьга.
IV в. до н.э.
Золото.
Высота - 47 мм.
Курган

у возле Огоньки, Крым.
Слайд 11

Характерной отличительной чертой искусства скифов является так называемый «звериный стиль». Многие

Характерной отличительной чертой искусства скифов является так называемый «звериный стиль». Многие

золотые украшения скифов были выполнены в виде некоторых животных — оленя, пантеры, барса. Технику их исполнения отличает высокий уровень стилизации, характерный для истинного искусства. К шедеврам скифского «звериного» стиля относятся эмблемы, которые крепились на щиты. Эти предметы были найдены в кубанских курганах, захоронения в которых датированы VII в. до н. э. 

Нащитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.)
Золото, инкрустация. Длина 32,6 см. Келермесский курган I.
Блестящий образец скифского звериного стиля. Передана мощь и агрессивность хищника, подчеркнута острота его слуха, зрения и обоняния. Для усиления магическогй силы изображения на лапах и хвосте помещены еше 10 маленьких, свернувшихся клубком хищника - типичный мотив скифского искусства.

Слайд 12

«Звериный» стиль был характерен не только для искусства скифов. Произведения подобного

«Звериный» стиль был характерен не только для искусства скифов. Произведения

подобного рода присущи также сарматским и другим кочевым племенам, которые населяли Великую степь в первой половине — середине I тыс. до н. э. Одни искусствоведы считают, что скифское искусство с его «звериными» мотивами сложилось во время скифских походов в Переднюю Азию. Другие склонны думать, что скифское искусство сложилось в недрах степей Евразии.

Нащитная бляха в виде оленя (VII в. до н.э.)
Золото. Длина 31,5 см..
Найдена в кургане у станицы Костромскй (Прикубанье). Место находки дало второе название памятнику - "Костромской олень". Один из шедевров искусства скифского искусства. Метко схваченный силуэт, лаконизм и обобщенность форм придают фигуре удивительную динамичность, ощущение внутренней энергии и силы.

Слайд 13

Бляшка с изображением козла (VI в. до н.э.) Золото. 3,2х3,9см. Краснодарский

Бляшка с изображением козла (VI в. до н.э.)
Золото. 3,2х3,9см. Краснодарский край,

Ульский аул.
Пластина в виде лежащего козла с повернутой назад головой, увенчанной длинными рогами с рельефными полосами, разделяющими поверхность рогов на отдельные плоскости.
Слайд 14

Уздечная бляха в виде фигуры лежащего оленя (Сер. V в. до

Уздечная бляха в виде фигуры лежащего оленя
(Сер. V в. до

н.э.)
Бронза. 4,7х4,7 см.
Краснодарский край, Семибратский курган.
Бронзовая уздечная бляха в виде фигуры лежащего оленя с громадными стилизованными рогами.
Слайд 15

Меч в ножнах из Келермесского кургана (VII в. до н.э.) Железный

Меч в ножнах из Келермесского кургана (VII в. до н.э.)
Железный меч

в золотых ножнах (длина 62,5 см.).
Предположительно, изготовлен на территории скифского государства в Передней Азии. Мотивы, типичные для скифского звериного стиля, сочетаются с переднеазиатскими приемами и композициями.
Деталь обкладки ножен.
Слайд 16

Секира (боевой топор). VII в. до н.э. Золото, железо. Длина 72

Секира (боевой топор). VII в. до н.э.
Золото, железо. Длина 72

см. Хранится в Государственном Эрмитаже
Найдена в Келермесском кургане I. Использовалась в ритуале жертвоприношения. Показывает смешение переднеазиатских мотивов ("древо жизни") с собственно скифскими (стилизованные животные с подогнутыми ногами - скифский звериный стиль).
Слайд 17

История скифского народа всегда была окутана тайной, завораживала, восхищала и вдохновляла. Васнецов «бой скифов со славянами»

История скифского народа всегда была окутана тайной, завораживала, восхищала и вдохновляла.
Васнецов

«бой скифов со славянами»