Искусство Старовавилонского Царства

Содержание

Слайд 2

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило

свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Его правитель Хаммурапи после ожесточенной борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.

Искусство Старовавилонского царства

Слайд 3

Стела царя Хаммурапи из Суз . XVIII в. до н. э.

Стела царя Хаммурапи из Суз . XVIII в. до н. э.


Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза.

Слайд 4

Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие

Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие

богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.
Слайд 5

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

Слайд 6

Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений.

   Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и

падений. История Вавилонии — это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно драматичной была борьба с Ассирией. В 689 г. до н. э. ассирийский царь Синаххериб (705—680 гг. до н. э.) разрушил и затопил Вавилон, жестоко расправившись с его жителями. Сын Синаххериба Асархаддон заново отстроил город, однако, подавляя антиассирийское восстание в 652 г. до н. э., повторил злодеяние отца. Только после того как Ассирия прекратила свое существование, Вавилония смогла занять главенствующее положение в Передней Азии. Краткий период ее расцвета пришелся на годы правления Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним из самых богатых и красивых городов Месопотамии, политическим и религиозным центром. В городе насчитывалось свыше пятидесяти храмов. Вавилонская культура продолжила традиции шумеро-аккадского периода.

Искусство Нововавилонского царства

Слайд 7

Слайд 8

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция . VI в. до н. э. Согласно Ветхому

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция . VI в. до н. э.

Согласно Ветхому

Завету, жители города Вавилона задумали построить башню до небес. Однако Бог не позволил им осуществить этот план, смешав языки всех народов, так что они перестали понимать друг друга. Библейская Вавилонская башня имеет совершенно реальный прототип — зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот писал, что зиккурат представляет собой «массивную башню, имеющую сто восемьдесят метров в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй — третья и так далее, до восьмой.

. Подъем на них сделан снаружи, он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят

Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят

высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.
Слайд 13

Слайд 14

Изразцовая облицовка стены тронного зала дворца Навуходоносора II из Вавилона .

Изразцовая облицовка стены тронного зала дворца Навуходоносора II из Вавилона .

VI в. до н. э.

Навуходоносор II построил в Вавилоне огромный дворец с висячими садами царицы Семирамиды, который греки считали одним из семи чудес света. Лучше всего сохранился тронный зал дворца, стены его были декорированы великолепно стилизованным глазурованным кирпичом. В нижней части стены находился фриз со львами, в центре были изображены колонны, украшенные завитками, образующими цветочные фризы, колонны со всех четырех сторон обрамлялись бордюрами с растительным орнаментом.

Слайд 15

Мушхуш Фантастический дракон бога Мардука

Мушхуш

Фантастический дракон бога Мардука

Слайд 16

Ворота богини Иштар из Вавилона VI в. до н. э. Реконструкция

Ворота богини Иштар из Вавилона VI в. до н. э. Реконструкция


До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение — от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.

Слайд 17

Ворота богини Иштар из Вавилона . VI в. до н. э. Реконструкция

Ворота богини Иштар из Вавилона . VI в. до н. э.

Реконструкция
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Висячие сады

Висячие сады

Слайд 21

Историческим прообразом Семирамиды является реальная ассирийская царица Шаммурамат (812—803 гг. до

Историческим прообразом Семирамиды является реальная ассирийская царица Шаммурамат (812—803 гг. до н. э.) — вавилонянка по происхождению, жена Шамши-Адада V и

мать Адад-нирари III (в малолетство которого была регентшей), известная фактически лишь тем, что правила единолично, что является чрезвычайно редким явлением в странах древнего мира. Под её влиянием в Ассирии был введён культ бога Набу, статуи которого были найдены в Кальху, с надписью повелевавшей не признавать никакого другого бога. Это делалось, вероятно, для более тесного сплочения державы. Шаммурамат вела войны главным образом против Мидии и Манны.
В образ Шамирам-Семирамиды вплелись также черты некоторых богинь, в частности — месопотамской богини любви Иштар (Истар).
С именем Семирамиды традиционно (начиная по крайней мере с Ктесия и Бероса) связывают одно из «семи чудес света» — «висячие сады Семирамиды», построенные в Вавилоне Навуходоносором II (605—562 до н. э.) для дочери мидийского царя Киаксара Амитис[en], скучавшей по гористой родине. Согласно альтернативной версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, оригинальные висячие сады могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII века до н. э
Слайд 22

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ АХЕМЕНИДОВ

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ АХЕМЕНИДОВ

Слайд 23

Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Иран, — впервые

Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Иран, — впервые

упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558—530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н. э. Персидское царство подчинило Вавилонию, в 525 г. до н. э. — Египет, затем распространило свое влияние на города Сирии, Финикии, Малой Азии и превратилось в гигантскую империюПри этом завоеватели не разрушали города, проявляя терпимость к традициям, религии и культуре покоренных народов.Господство Персии на востоке длилось около двухсот лет и было сокрушено только в 331 г. до н. э. во время восточного похода Александра Македонского. Мидийским и персидским мастерам нелегко было найти самостоятельный путь в искусстве, поскольку их окружали произведения более древних и ярких культур, нежели их собственная. Изучая и заимствуя чужие традиции, они тем не менее сумели создать свою собственную художественную систему, которая получила название «имперского стиля». Ахеменидское искусство было придворным, предназначенным символизировать и прославлять могущество и величие государства и царской власти.

Искусство империи Ахеменидов

Слайд 24

Гробница Кира II Великого в Пасаргадах . Около 530 г. до

Гробница Кира II Великого в Пасаргадах . Около 530 г. до

н.э.

Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II — строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат.

Слайд 25

Ворота всех народов в Персеполе . 520—460 гг. до н. э.

Ворота всех народов в Персеполе . 520—460 гг. до н. э.


Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались. Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель — из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно — быков, драконов или человекобыков.

Слайд 26

Рельеф входной лестницы во дворец Дария I в Персеполе . 520—460 гг. до н. э. Фрагмент

Рельеф входной лестницы во дворец Дария I в Персеполе . 520—460

гг. до н. э. Фрагмент
Слайд 27

Слайд 28

Сфинкс. Рельеф дворца в Персеполе . V в. до н. э.

Сфинкс. Рельеф дворца в Персеполе . V в. до н. э.


Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура-Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.

Слайд 29

Золотая серьга . V в. до н. э. Обработка металлов являлась

Золотая серьга . V в. до н. э.

Обработка металлов являлась

той разновидностью искусства, в которой ахеменидские мастера добились наиболее выдающихся успехов. Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения. Были весьма распространены украшения со вставленными драгоценными камнями, как эта золотая серьга со вставками из бирюзы, сердолика и ляпис-лазури.
Слайд 30

Золотой кубок . V в. до н. э. Обработка металлов являлась

Золотой кубок . V в. до н. э.

Обработка металлов являлась

той разновидностью искусства, в которой ахеменидские мастера добились наиболее выдающихся успехов. Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения. Нередко ювелирные изделия украшались изображениями животных. Типичным сосудом той эпохи был сосуд в форме рога, нижний конец которого был оформлен в виде верхней части туловища зверя, как например, этот золотой кубок, демонстрирующий роскошь и блеск, окружавшие придворную жизнь.