История дизайна

Содержание

Слайд 2

Курс лекций по истории дизайна и современной архитектуры охватывает период с

Курс лекций по истории дизайна и современной архитектуры
охватывает период с середины

девятнадцатого до конца
двадцатого веков. В нем рассматривается развитие как единый
процесс, связанный со всем ходом развития мировой культуры.
Этот период истории дизайна и архитектуры можно разделить на три:
с середины девятнадцатого века до начала первой мировой войны;
межвоенные десятилетия;
после второй мировой войны до настоящего времени.
Лучший способ понять явление – познать его историю, изучить
прошлое и на этой основе прогнозировать дальнейшее его
развитие.

Цели и задачи курса

Слайд 3

Тема № 1. Определение целей и задач курса. Из истории техники,

Тема № 1. Определение целей и задач курса. Из истории техники, великих

открытий и изобретений.
Понятийно-терминологический аппарат
Первые орудия труда и механизмы
Ремесленное производство в средние века. Предпосылки создания машинной техники.
Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.
Кризис художественной ситуации – упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой, нарушение фундаментальных «вечных» принципов формообразования.
Международные промышленные выставки. Лондонская выставка 1851 года. Хрустальный дворец Дж. Пэкстона - провозвестник современной архитектуры.
Слайд 4

Значение самого слова “дизайнер” определяется его этимологией. Оно происходит от лат.

Значение самого слова “дизайнер” определяется его этимологией. Оно происходит от лат.

”desingare” с двойным смыслом – обозначать и определять назначение. Соответствующее английское слово “design” также заключает в себе двойной смысл – рисунок и проектирование и прекрасно выражает явление, заключающееся в определении функции предмета и установлении всех фаз его изготовления – формальных, концептуальных, утилитарных.
Слайд 5

Дизайнер не занимается теми проблемами устройства предмета, которые являются областью инженера,

Дизайнер не занимается теми проблемами устройства предмета,
которые являются областью инженера, в

его компетенцию входит
размещение, соотношение и контуры элементов, которые облекают
конкретную функцию в оригинальную и притом выразительную форму.
Дизайнер чутко прислушивается к художественным веяниям, подчиняет
свой замысел программе, разработанной инженером, оценивает с
помощью специалистов по сбыту реакцию потребителей, учитывает
требования рентабельности, не становясь рабом “прибыли”,
проектирует и продвигает новые модели, не позволяя себе полной
свободы и художественных излишеств, словом, дизайнер должен
сотрудничать с предприятием на всех стадиях производства. В
настоящее время человечество переживает период синтеза
потребностей рынка и потребностей покупателя, при котором
эстетическое качество предмета должно отвечать его назначению и
вытекать из него. Кроме того, дизайн призван содействовать врастанию
нужного предмета в рамки повседневной жизни, на которую затем этот
предмет сам оказывает решающее влияние.

Сфера деятельности дизайнера

Слайд 6

“Во-первых, промышленные изделия и целые системы обслуживания, разработкой которых занимаются дизайнеры,

“Во-первых, промышленные изделия и целые системы обслуживания, разработкой которых занимаются дизайнеры,

немыслимы вне архитектурного сооружения. Их формы бывают прямо соотнесены с современными им пространственными решениями... Во-вторых, резкое расширение практики дизайна превратило его связь с архитектурой в наглядную реальность… Нынешние города, жилые и общественные здания, не говоря уже о промышленной архитектуре, включают в себя множество дизайнерских произведений: от элементов транспортных путей и оборудования улиц – до мебели и комплексного оборудования интерьеров... В-третьих, между архитектурой и дизайном появляется много общего при функционально-эстетической оценке новейших сооружений и предметной среды, составленной в основном из изделий массового машинного производства...”

Современные формы взаимодействия архитектуры и дизайна вытекают из общих задач архитектурного проектирования и из условий строительного и промышленного производства, приведших к выделению дизайна в самостоятельную область человеческой деятельности.

В. Аронов

Слайд 7

История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, историей развития

История дизайна неразрывно связана с эволюцией
предметного окружения человека, историей
развития техники и

технологии.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 8

Первые орудия труда человека. Первые понятия об удобстве. Первые орудия труда и механизмы

Первые орудия труда человека.
Первые понятия об удобстве.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 9

Изобретение рукоятки. Первые орудия труда и механизмы

Изобретение рукоятки.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 10

Изобретение лука и стрел. Первые орудия труда и механизмы

Изобретение лука и
стрел.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 11

Колесо и повозка. Первые орудия труда и механизмы

Колесо и повозка.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 12

Плетение и ткачество. Первые орудия труда и механизмы

Плетение и ткачество.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 13

Первые предметы быта из керамики. Первые орудия труда и механизмы

Первые предметы быта из
керамики.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 14

Литье металла. Первые орудия труда и механизмы

Литье металла.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 15

Разделение труда и обособление ремесла. Первые орудия труда и механизмы

Разделение труда и обособление ремесла.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 16

Войны и развитие техники. Первые орудия труда и механизмы

Войны и развитие техники.

Первые орудия труда и механизмы

Слайд 17

Доведенный до совершенства в средние века ручной труд, специализация мастеров привели

Доведенный до совершенства в средние века
ручной труд, специализация мастеров привели к
возникновению

мануфактур, давших
качественный скачок в развитии массового
производства.

Ремесленное производство в средние века.

Слайд 18

Книгопечатание и изобретение бумаги. Ремесленное производство в средние века.

Книгопечатание и
изобретение бумаги.

Ремесленное производство в средние века.

Слайд 19

Цеховые Объединения ремесленников и первые мануфактуры. Ремесленное производство в средние века.

Цеховые
Объединения
ремесленников и
первые
мануфактуры.

Ремесленное производство в средние века.

Слайд 20

Изобретение компаса и развитие мореплавания. Изобретение часов и мельницы. Ремесленное производство в средние века. Клепсидр

Изобретение
компаса и развитие
мореплавания.
Изобретение часов
и мельницы.

Ремесленное производство в средние века.

Клепсидр

Слайд 21

Ремесленное производство в средние века.

Ремесленное производство в средние века.

Слайд 22

Промышленная революция конца 17 – начала 19 века привела к замене

Промышленная революция конца 17 – начала 19
века привела к замене мануфактурного

и
ремесленного производства крупной машинной
промышленностью появлению нового
технического мира и массовому производству
дешевых и высококачественных товаров.
3 основных этапа в промышленной революции:
Появление машин в текстильном производстве;
Изобретение паровой машины;
Применение машин в машиностроении.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Слайд 23

Изобретение челнока-самолета и прялки «Дженни». Изобретение парового двигателя. Изобретения Модсли –

Изобретение челнока-самолета и прялки
«Дженни».
Изобретение парового двигателя.
Изобретения Модсли – «механический суппорт» и
станочная

линия для поточного производства.
Изобретение конвейера.
Научные открытия и технические изобретения.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Слайд 24

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 –

начала 19 века.
Слайд 25

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 –

начала 19 века.
Слайд 26

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 –

начала 19 века.
Слайд 27

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 –

начала 19 века.
Слайд 28

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 –

начала 19 века.
Слайд 29

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 –

начала 19 века.
Слайд 30

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 – начала 19 века.

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца 17 –

начала 19 века.
Слайд 31

Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и начинает влиять

Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и начинает влиять

на
формирование их мировоззрение.
К концу 18 века стало ясно, что без освоения новых технических форм и
созданных промышленным способом вещей невозможен дальнейший
прогресс.
Однако стало заметно резкое снижение качества индустриальных форм по
сравнению с изделиями традиционного ремесленного производства, а также
их инородность в окружающей среде.
В середине 19 века понятия «искусство» и «художественное творчество»
начинают употребляться по отношению к проектированию рядовых
сооружений, созданию бытовых вещей и одежды.
В употребление входит понятие “industrial art”.

Идеи дизайна в эпоху промышленной революции.

Слайд 32

История развития выставок делится на два периода. Первый, национальный, период начался

История развития выставок делится на два периода.
Первый, национальный, период начался в

Париже
с открытием первой в мире промышленной Выставки 1798 г., а
завершился выставкой 1849 г.
Второй период, международный.Дух свободной конкуренции вместе со
стремлением продемонстрировать достижения промышленного
Международной выставке, открывшейся в Лондоне, в Хрустальном
дворце в 1851 г. (автор – Дж. Пэкстон). По признанию современников,
Хрустальный дворец – это революция в архитектуре, которая положила
начало возникновению нового стиля.

Международные выставки.

Слайд 33

Международные выставки.

Международные выставки.