История культуры России в первой половине XIX в

Содержание

Слайд 2

Основные факторы развития культуры

Основные факторы
развития культуры

Слайд 3

В XIX веке русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение.

В XIX веке русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение.

Своеобразие культуры состояло в том, что в ее центре – не столько произведения и результаты человеческой деятельности, сколько сам человек.
Слайд 4

В XVIII в. русская культура носила придворный характер, концентрируясь вокруг царского

В XVIII в. русская культура носила придворный характер, концентрируясь вокруг царского

двора. Придворными были изобразительное искусство и словесность, архитектура, наука, образование.
К XIX в. ситуация меняется. Крупные представители искусства начала века – почти исключительно дворяне. Чаще всего среднепоместные, то есть не очень богатые, но и не настолько бедные, чтобы видеть в занятиях искусством средство к существованию
Слайд 5

РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В русской культуре XIX в. ярко заявила о себе

РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

В русской культуре XIX в. ярко заявила о себе интеллигенция.

В России интеллигенцией стали называть образованных людей: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д. Очень показательно, что несмотря на свои западные корни слово интеллигенция приобрело на русской почве свое, исключительно русское звучание.
Запад интеллигенции в нашем смысле почти не знал. В России под интеллигентом понимался вовсе не интеллектуал или человек с высшим образованием. С принадлежностью к интеллигенции связывалась еще и так называемая идейность, наличие каких-то возвышенных и при этом не имеющих отношения к религии убеждений. Они обязательно должны были быть прогрессивными, устремленными в будущее и в той или иной степени не приемлющими настоящего.
Настоящее подлежит преобразованию в соответствии с убеждениями интеллигента. Как минимум он находится в оппозиции к государству. Самодержавие и государственный аппарат для интеллигента враждебны.
Слайд 6

ЛИТЕРАТУРА основные жанры Сентиментализм: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза») Романтизм (после войны

ЛИТЕРАТУРА основные жанры
Сентиментализм: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)
Романтизм (после войны 1812 г.)


Романтизм в России был порожден глубокой неудовлетворенностью дворян положением дел в стране. Ведущий принцип романтизма – резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального мира. Отвергнутому миру романтики противопоставляли иную правду – правду чувств (отсюда и пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ сложных душевных состояний).
Представители романтизма: В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев
Слайд 7

Слайд 8

Василий Андреевич Жуковский Писал стихотворения, поэмы, песни, романсы, сказки(«Спящая царевна», «Кот

Василий Андреевич Жуковский

Писал стихотворения, поэмы, песни, романсы, сказки(«Спящая царевна», «Кот в

сапогах»,
Баллады («Людмила», «Светлана», «Лесной царь»)

Василий Андреевич Жуковский

Слайд 9

Слайд 10

Реализм (с 1830-х гг.)

Реализм (с 1830-х гг.)

Слайд 11

Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 12

Слайд 13

Архитектура Стиль ампир. Возник во время правления Наполеона. Развился в России

Архитектура

Стиль ампир.
Возник во время правления Наполеона. Развился в России на

основе классицизма(петербургского).
В архитектуре стала появляться характерная атрибутика - монументальная массивность с изысканными декоративными элементами.
Ампир в архитектуре - это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика - лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей.
В России развития стиля ампир объяснялось это тем, что ей удалось сломить могущество Наполеона, и поэтому здесь он обрел собственные характерные черты. Он был мягче и пластичнее.
Слайд 14

Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся Карл Росси - русско-итальянский

Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся Карл Росси - русско-итальянский

зодчий.
Под его руководством и его проектам были застроены или преобразованы 12 площадей и 13 улиц
Слайд 15

Михайловский дворец (ныне Русский музей) Михайловский дворец (ныне Русский музей)

Михайловский дворец (ныне Русский музей)

Михайловский дворец (ныне Русский музей)

Слайд 16

Здание Главного штаба на Дворцовой площади Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Слайд 17

Триумфальная арка Главного штаба Триумфальная арка Главного штаба

Триумфальная арка Главного штаба

Триумфальная арка Главного штаба

Слайд 18

Улица зодчего Росси Улица зодчего Росси

Улица зодчего Росси

Улица зодчего Росси

Слайд 19

Александринский театр Александринский театр

Александринский театр

Александринский театр

Слайд 20

Воронихин Андрей Никифорович Казанский собор

Воронихин Андрей Никифорович

Казанский собор

Слайд 21

Слайд 22

Здание Горного института в С-Петербурге Здание Горного института в С-Петербурге

Здание Горного института в С-Петербурге

Здание Горного института в С-Петербурге

Слайд 23

Огюст Монферран

Огюст Монферран

Слайд 24

Слайд 25

Триумфальная колонна (высота 25 м) Триумфальная колонна (высота 25 м)

Триумфальная колонна (высота 25 м)

Триумфальная колонна (высота 25 м)

Слайд 26

Джакомо Кваренги Смольный институт

Джакомо Кваренги

Смольный институт

Слайд 27

Здание академии наук

Здание академии наук

Слайд 28

Эрмитажный театр Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Слайд 29

Тома де Томон Здание Биржи

Тома де Томон

Здание Биржи

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Захаров Адриан Дмитриевич Адмиралтейство Длина здания 407 м

Захаров Адриан Дмитриевич

Адмиралтейство

Длина здания 407 м