Кинематограф в России в начале XX века

Содержание

Слайд 2

Рождение кинематографа Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению

Рождение кинематографа

Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на

материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран.
Первая гибкая светочувствительная негорючая плёнка была изобретена русским фотографом И. В. Болдыревым в 1878—1881 гг. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века
в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В. А. Дебюк, создавшие в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И. А. Тимченко и М. Ф. Фрейденберг (1893).
А уже в 1895—1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа.
Слайд 3

Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа) Кинематограф Люмьеров в режиме проекции

Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа)

Кинематограф Люмьеров в режиме проекции

Слайд 4

4 (16) мая 1896 года состоялся первая в России демонстрация «синематографа

4 (16) мая 1896 года состоялся первая в России демонстрация «синематографа

Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». 6 (18) мая состоялись первые московские кинодемонстрации в театре Солодовникова и на открытии летнего сезона московского сада «Аквариум»; несколько сеансов до конца месяца были затем проведены в театре московского сада «Эрмитаж».
Кадр из фильма Братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»
В мае 1896 года оператор из компании братьев Люмьер Камилл Серф произвел первые в России документальные кинематографические съемки торжеств в честь коронации Николая II.
Слайд 5

Первые российские фильмы Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов

Первые российские фильмы

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических

произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Петр Великий»).
В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов.
Слайд 6

Ханжонков Александр Алексеевич С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным

Ханжонков Александр Алексеевич

С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером

российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звезды русского кино: Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссеры Василий Гончаров, Петр Чардынин и Владислав Старевич.
Слайд 7

1913 году на волне общего подъема российской экономики начинается бурный рост

1913 году на волне общего подъема российской экономики начинается бурный рост

кинематографической промышленности, образуются новые фирмы - в том числе крупнейшая кинокомпания И.Н.Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) Якова Протазанова.
Долго находившаяся в тени успехов Ханжонкова фирма «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» запустила в 1913 году чрезвычайно успешную «Русскую золотую серию» художественных фильмов, ключевыми постановщиками которой были Яков Протазанов и Владимир Гардин. В серии вышли такие знаменитые фильмы как «Анна Каренина» (1914), «Дворянское гнездо», «Война и мир» (оба — 1915) и другие. В этой же серии состоялся кинодебют Всеволода Мейерхольда, который поставил в 1915 году фильм «Портрет Дориана Грея».
Слайд 8

С.М.Эйзенштейн (1898 - 1948) воплощает стремительный взлет российского кинематографа в условиях

С.М.Эйзенштейн (1898 - 1948) воплощает стремительный взлет российского кинематографа в условиях

революции до мировых вершин. Родился он в Риге в семье гражданского инженера и архитектора, который не очень ладил со своей женой из купеческой семьи, владевшей компанией «Невское баржное пароходство», что приведет к разводу в 1912 году, а сын по решению суда останется с отцом. В 1915 году по окончании реального училища он поступает в Институт гражданских инженеров в Петрограде; в 1917 году, уже после Февральской революции, его призывают в армию и отправляют на фронт, который разваливается. В этих условиях юный интеллигент с явно выраженными с детства художественными интересами делает осознанный выбор: весной 1918 года он вступает добровольцем в Красную армию, где кстати находит применение его исключительным способностям: он рисует плакаты, расписывает теплушки агитпоездов карикатурами на Антанту и польских панов, оформляет спектакли передвижных красноармейских трупп, выступает как актер и режиссер.

С.М.Эйзенштейн

Слайд 9

Работы Эйзенштейн получает заказ от 1-й фабрики Госкино снять полнометражный фильм

Работы

Эйзенштейн получает заказ от 1-й фабрики Госкино снять полнометражный фильм «Стачка»

о забастовке рабочих крупного завода.
В 1924 году не только в России, но и в мире тема революции была актуальна и величественна. Эйзенштейн создает коллективный образ героя-массы. Частная история воспроизводится режиссером мастерски и виртуозно как трагедия вселенского масштаба. «Стачка» получила на выставке в Париже серебряную медаль, «что само по себе удивительно, - как пишет автор статьи, чьими материалами я здесь воспользовался, - так как лента была революционная».
Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку гигантской эпопеи «1905 год». Но времени не было на осуществление многостраничного сценария Нины Агаджановой-Шутко к сроку, и Эйзенштейн свел обширный замысел к восстанию моряков на броненосце «Князь Потемкин Таврический».
Слайд 10

Слайд 11

Съемки начались в Петрограде, но мешали дожди. Эйзенштейн даже предлагал законсервировать

Съемки начались в Петрограде, но мешали дожди. Эйзенштейн даже предлагал законсервировать

постановку. Экспедицию свернули в три дня и отправили в Одессу. Закончив осенью съемки в Одессе и Севастополе, к концу года Эйзенштейн завершает монтаж фильма, получившего название «Броненосец «Потемкин». 24 декабря 1925 года картина была показана в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года.
Кульминация «Потемкина» - сцена расстрела на одесской лестнице, когда мирные люди гибнут под пулями и сапогами карателей. Потрясают детали этой сцены: молодая мать, сраженная пулей; детская коляска, стремительно катящаяся вниз по ступеням; убитый ребенок под ногами солдат; лицо старой учительницы, рассеченное казацкой нагайкой... И оптимистичный финал картины: раскрашенный от руки красный флаг гордо реет над броненосцем, как символ торжества революции.
Слайд 12

В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти восьми кинорежиссерам Европы и

В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти восьми кинорежиссерам Европы и

Америки назвать десять лучших фильмов всех времен и народов. В итоговом списке «Броненосец «Потемкин» занял первое место.