Книжная миниатюра Востока

Содержание

Слайд 2

В мусульманском обществе к книге особое отношение, её воспринимали как святыню

В мусульманском обществе к книге особое отношение, её воспринимали как святыню

и драгоценность. Книги пере-писывали от руки писцы-каллиграфы, в их оформлении принимали участие художники-миниатюристы. Художники пользовались большим уважением и почётом.
Книжная миниатюра к «Шахнаме». Спящий Рустам. 1515-22г.
Слайд 3

Искусство создания книжной миниатюры - сложный и творческий процесс: тщательно разгладить

Искусство создания книжной миниатюры - сложный и творческий процесс:
тщательно разгладить

бумагу;
вылощить её;
нанести рисунок;
расписать его красками, разведёнными на яичном желтке.
Книжная миниатюра к «Хамсе». Султан Санджар и старуха. 1539-43гг.
Слайд 4

Прелесть миниатюры заключалась в тончайшем рисунке, многокрасочности и яркой насыщенности цвета,

Прелесть миниатюры заключалась в тончайшем рисунке, многокрасочности и яркой насыщенности цвета,

в выразительности движений фигур, в изысканной простоте и чёткости прорисовки пейзажа и архитектурных сооружений. Искусство книжной миниатюры условно и декоративно. В ней отсутствует светотень, она не знает перспективы. 
Мир восточной миниатюры - это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Её образы праздничны, полны радости и очарования жизни.
Азербайджанская миниатюра к «Хамсе». Восхождение Мухаммеда на Бураке из Мекки на небеса. 1494г.
Слайд 5

Сюжет исторические легенды и народные сказания; сцены царских приемов, пиров, охоты,

Сюжет

исторические легенды и народные сказания;
сцены царских приемов, пиров, охоты, сражений;

портреты правителей.
В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.
Монгольская миниатюра эпохи Акбара. Женщина беседует с попугаем. ок.1565г.
Слайд 6

Особенности миниатюр Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая

Особенности миниатюр

Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую

их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.
Слайд 7

Крупнейшим центром искусства миниатюры был афганский город Герат, где находилась уникальная

Крупнейшим центром искусства миниатюры был афганский город Герат, где находилась уникальная

библиотека-мастерская со множеством манускриптов (рукописных книг). Самым известным художником был Кемаледдин Бехзад (1450-е - 1530-е), создавший утончённый декоративный язык миниатюрной живописи.
Он работал в Герате с 1468 по 1506 год и признан одним из крупнейших мастеров гератской школы миниатюры.
Бехзад. Соблазнение Юсуфа. Фрагмент. Миниатюра. « Бустан » Саади. 1488 г.
Слайд 8

Особую славу ему принесли миниатюрные портреты правителей. На одном из них

Особую славу ему принесли миниатюрные портреты правителей. На одном из них

представлен основатель узбекского государства Шейбани -хан, подчинивший своей власти и Герат. В этом портрете особенно проявился талант Бехзада — блистательного рисо-вальщика, колориста и тонкого психолога.
Бехзад. Портрет Шейбани Хана. Ок. 1507 года.