Кодекс Бусидо

Содержание

Слайд 2

Актуальность Кодекс поведения бусидо, тесно связанный с культурой самураев, сыграл важную

Актуальность

Кодекс поведения бусидо, тесно связанный с культурой самураев, сыграл важную роль

в распространении азиатского искусства, японских ценностей и многих важных традиций, таких как чайные церемонии и искусство изготовления самурайских мечей. Бусидо, неписаный кодекс рыцарского поведения, позже стал основой для преподавания этики в Японии с принципами, которые остаются актуальными и сегодня.
Слайд 3

Целью реферата является изучение кодекса самураев — бусидо.

Целью реферата является изучение кодекса самураев — бусидо.

Слайд 4

К задачам реферата относятся: 1) кратко проанализировать историю самураев; 2) раскрыть

К задачам реферата относятся:

1) кратко проанализировать историю самураев;
2) раскрыть понятие «бусидо»
3)

охарактеризовать принципы бусидо
4) проанализировать ритуальное самоубийство самурая при бесчестии — сэппуку;
5) раскрыть применение бусидо в Японии в современное время
Слайд 5

Кодекс бусидо помогал людям получить поддержку жизни через твердые и честные

Кодекс бусидо помогал людям получить поддержку жизни через твердые и честные

принципы. Несмотря на то, что он был создан в период феодализма и отвечал требованиям Японии в тот исторический период, его актуальность, несомненно, сохраняется даже сегодня в стране восходящего солнца с информационными технологиями и прогрессом. Безусловно современники не принимают все позиции кодекса, но суть кодекса самураев все равно остается важным наследием Японии и является визитной карточкой японского общества
Слайд 6

Слайд 7

История возникновения самураев Самураи в это время были вооруженными сторонниками богатых

История возникновения самураев

Самураи в это время были вооруженными сторонниками богатых землевладельцев,


В период Хэйнань (8 век) император Канму ввел титул сёгуна (главы армии). Каждый сёгун был главой вооруженного клана, который мог помочь Императору во время войн.

многие из которых покинули императорский двор в поисках собственного счастья.

Слайд 8

История возникновения самураев Слово «самурай» примерно переводится как «те, кто служит».

История возникновения самураев

Слово «самурай» примерно переводится как «те, кто служит». Другое,

более общее слово для обозначения воина — «буси», от которого происходит бусидо, в этом слове отсутствует коннотация служения мастеру.
Слайд 9

Слайд 10

В 1185 году Минамото клан выиграл битву, и Минамото-но Ёритомо установил

В 1185 году Минамото клан выиграл битву, и Минамото-но Ёритомо установил

превосходство самураев над аристократией и основал сёгунат Камакура. Установление сёгуната Камакура, наследственной военной диктатуры, передало всю реальную политическую власть в Японии самураям. Так самураи, организованные Ёритомо, стали одним из правящих классов Японии. Но поскольку авторитет Ёритомо зависел от их силы, он пошел на все, чтобы установить и определить привилегированный статус самураев: никто не мог называть себя самураем без разрешения Ёритомо.

История возникновения самураев

В этот же период большое значение в культуре самураев приобретает и меч. Честь человека заключена в его мече, а искусство изготовления мечей, стало само по себе искусством.

Слайд 11

Самураи — одни из самых известных воинов всей планеты. Они также

Самураи — одни из самых известных воинов всей планеты. Они также

были одним из самых важных и уважаемых социальных классов Японии на протяжении почти шести веков. Именно благодаря отваге и устойчивым принципам и самурайскому кодексу, Япония выиграла много войн.
Слайд 12

Слайд 13

Раскрытие понятия «бусидо» Бусидо — это строгий этический кодекс поведения, который

Раскрытие понятия «бусидо»

Бусидо — это строгий этический кодекс поведения, который возник

в Японии от самураев, японских воинов, которые распространяли свои идеалы в обществе. По сути этот кодекс диктовал самурайский образ жизни, чем-то напоминающий европейское рыцарство.
Слайд 14

Самурай руководствовался своими моральными ценностями, делая упор на честность, верность, честь

Самурай руководствовался своими моральными ценностями, делая упор на честность, верность, честь

и долг. Бусидо происходит из конфуцианских текстов: жестокая жизнь самураев сдерживалась терпением и мудростью, а отношения с лордом рассматривались как стержневые; самурай чувствовал себя обязанным быть верным своему покровителю, несмотря ни на что.
Слайд 15

Слайд 16

Принципы бусидо Кодекс бусидо основан на концепции долга, которая определена восточной

Принципы бусидо

Кодекс бусидо основан на концепции долга, которая определена восточной философией,

на основе буддизма, конфуцианства, синтоизма — уважение к власти исконного императора, отношение к жизни и смерти, что находилось под влиянием идеи реинкарнации и кармы, преданности долгу и чести.
Слайд 17

Принципы бусидо можно свести к восьми добродетелям: 1)Праведность (義 gi): Будьте

Принципы бусидо можно свести к восьми добродетелям:

1)Праведность (義 gi): Будьте честны

и верьте в справедливость.
2)Героическое мужество (勇 yū):! Воин должен с умом противостоять битвам и трудностям.
3) Доброта, Сострадание (仁 цзинь): Сила самураев должна использоваться во благо, а воины должны помогать другим.
4) Уважение (礼 rei): Уважение к другим — это способ быть уважаемым. Нет необходимости доказывать свою силу.
5) Честность (誠 макото): Самурай должен сдерживать свои обещания, выполнять свои обязанности.
6) Честь (名誉 meiyo): Единственный судья воина — его собственная честь. Решения, которые они принимают, отражают то, кем они являются на самом деле.
7) Долг и верность (忠義 тюги): Воин несет ответственность за свои слова и действия. Самурай безгранично предан своим близким.
8) Самоконтроль (自制 jisei): воин должен развивать самообладание и не терять самообладания, даже когда он находится в опасности.
Слайд 18

Позор самурая — потерять честь или испытать страх перед смертью. Если

Позор самурая — потерять честь или испытать страх перед смертью. Если

самурай чувствовал, что он потерял (или вот-вот потеряет) свою честь в соответствии с правилами бусидо, он мог восстановить свое положение, выполнив довольно болезненную форму ритуального самоубийства, называемую «сэпуку». Европейский феодальный религиозный кодекс запрещал самоубийство, но в феодальной Японии это было высшим проявлением храбрости. Самурай, который исполнил сэпуку, не только восстанавливал свою честь, но и обретал известность благодаря мужеству, чтобы спокойно противостоять смерти.
Слайд 19

Влияние буддизма привило бусидо понимание важности милосердия, человечности и сострадания: Сострадание

Влияние буддизма привило бусидо понимание важности милосердия, человечности и сострадания:

Сострадание —

это мать, вскармливающая судьбу человека. И в прошлые времена, и в нынешние можно встретить примеры бесславной участи безжалостных воинов, которые обладали одним лишь мужеством, но не обладали состраданием.
Верность своему слову всегда высоко ценилось в воинских сословиях и самурайство не было исключением. Ложь или нарушение обещания покрывали имя воина позором.
Интересно то, что в бусидо особое внимание также уделяется вежливости. Вежливость и хорошие манеры даже сегодня отмечает каждый иностранный турист как отличительную черту японцев.
Слайд 20

Слайд 21

Бусидо также диктовало, что самураи должны быть образованными людьми культуры, способными

Бусидо также диктовало, что самураи должны быть образованными людьми культуры, способными

ценить изобразительное искусство или просто наслаждаться чашкой чая. Постоянный контроль над своими эмоциями имел первостепенное значение, особенно при столкновении с действием Сэппуку —ритуальным самоубийством.
Слайд 22

Согласно древнему японскому кодексу чести бусидо существовала ритуальная форма самоубийства, уходящая

Согласно древнему японскому кодексу чести бусидо существовала ритуальная форма самоубийства, уходящая

корнями в культуру японских воинов-самураев XII века при бесчестии — сэппуку и во след скончавшемуся господину — «фуку», которые были распространенными и уважаемыми традициями. Зеленой свет для совершения такого обряда давало буддийское учение о перерождении душ. Самым ярким в истории случаем с фуку совершил главный генерал Меджи: когда император Меджи умер в 1912 году, его генерал совершил харакири из уважения к мертвому вождю. Этот ритуал был строго канонизирован и преподавался с детства, отступление считалось позором. Эта форма самоубийства считалась более почетной, чем обычная казнь.

Ритуальное самоубийство самурая при бесчестии — сэппуку

Слайд 23

Перед тем, как воспроизвести сэппуку, самурай должен был написать стихотворение о

Перед тем, как воспроизвести сэппуку, самурай должен был написать стихотворение о

смерти, после которого воин, который должен был умереть, становился на оба колена и разрезал себе живот, после чего другой самурай отрубал голову тому, кто совершал самоубийство. Друг, стоявший позади самурая, отрубал осужденному голову сразу после того, как тот ударит себя ножом — дабы облегчить физические страдания воина. Так, вместо того, чтобы быть захваченным, самурай наносил себе удар слева в живот, направляя лезвие вправо, а затем тянул наверх. Образцовой формой также считался повторный удар ниже груди и надавливание вниз через первый порез, а затем прокол собственного горла». Этот медленный и мучительный способ умереть демонстрировал огромное психологическое мужество воина, способом вернуть себе некоторую долю чести даже в поражении.
Слайд 24

«Крайнее оправдание себя перед небом и людьми» — вот что такое

«Крайнее оправдание себя перед небом и людьми» — вот что такое

сэппуку, или как еще называют это действие — харакири, и это последнее в жизни действие является символикой духовного свойства, а не простое самоубийство. Это привилегия самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, практика побежденных самураев означала искупление.
Слайд 25

Бусидо в современное время Бусидо учит, что мужчины должны вести себя

Бусидо в современное время

Бусидо учит, что мужчины должны вести себя в

соответствии с абсолютными моральными стандартами, превосходящими логику.
Что правильно а что неправильно, что добро а что зло — все это данность, а не просто аргументы, которые подлежат обсуждению или оправданию, и мужчина должен знать разницу. Согласно кодексу бусидо, мужчина обязан обучать своих детей моральным нормам, используя модель своего собственного поведения. Таким образом, первой целью самурайского образования было воспитание характера, а более тонкие способности рассудительности, ума или диалектики были менее важны: интеллектуальное превосходство ценилось, но самурай, по сути, был человеком действия.
Слайд 26

Ни один историк не станет утверждать, что Хидэёси, самый известный самурай,

Ни один историк не станет утверждать, что Хидэёси, самый известный самурай,

который позже стал дайме в Японии и одним из трех великих деятелей, которые объединили Японию, олицетворял восемь добродетелей бусидо на протяжении всей своей жизни. Как и у многих великих людей, его выдающиеся дары сопровождались глубокими недостатками. Однако, предпочтя сострадание конфронтации и доброжелательность воинственности, он продемонстрировал нестареющие качества мужественности. Сегодня его уроки как нельзя более своевременны.
Слайд 27

Исторически, бусидо было закреплено за режимом Токугавы и стало законом того

Исторически, бусидо было закреплено за режимом Токугавы и стало законом того

времени. Так, по закону, только самураи могли носить оружие публично.
Слайд 28

Со временем самурай стало бюрократической знатью, а не образом жизни воина,

Со временем самурай стало бюрократической знатью, а не образом жизни воина,

что привело к различным взглядам на кодекс воина. В основном им платили за рисование каллиграфии и выпивку, а их мечи стали символами силы вместо настоящего оружия.
Слайд 29

Правительство также заставило даймё уменьшить размер своих армий, создав таким образом

Правительство также заставило даймё уменьшить размер своих армий, создав таким образом

социальную проблему ронинов: безработные самураи бродили по стране и создавали проблемы. Поэтому институциональное бусидо прекратило свое существование в 1873 году. Но в результате реставрации Мэйдзи, концепция бусидо пережила Вторую мировую войну и дошла до наших дней.
Слайд 30

Сегодня эту концепцию используют некоторые японские бизнесмены. Некоторые из них придерживаются

Сегодня эту концепцию используют некоторые японские бизнесмены. Некоторые из них придерживаются

подхода, согласно которому «бизнес — это война», и скорректировали свою тактику с учетом этих разветвлений, а книги самураев различных времен — Мусаси и Цунэтомо, доказывают способность бусидо приспосабливаться к современному миру.
Слайд 31

Список литературы Кожевников В.В. Очерки по истории Японии. XII-XVI вв. Влдв.:

Список литературы

Кожевников В.В. Очерки по истории Японии. XII-XVI вв. Влдв.: ДВГУ,

1999, 165с.
Нитобэ Инадзо. Бусидо – душа Японии. М.: София, 2004, 208с.
Путь самурая. Кодекс бусидо. Режим доступа [http://www.aikidoka.ru/bushido/bushido_2/]. Дата обращения к ресурсу 17.07.2016
Спальвин Е. Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа [Электронный ресурс] // Известия Восточного института. 2006. N 13. С. 192-194
Слайд 32

Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М.: Наука, 1981,

Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М.: Наука, 1981,

168 с.
Судзуки Д. Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб: Триада, 2004, 272 с.
Улищенко Т. Бусидо. Кодекс чести самурая. М.: Астрель, 2012, 288 с.
Юдзан Дайдодзи Будосесинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима. Книга самурая: Будосесинсю; Хагакурэ; Хагакурэ Нюмон. СПб.: Евразия, 2000, 320 с.
Ямамото Цунэтомо. Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М.: Эксмо, 2004, 208 с.