Культура домонгольской Руси

Содержание

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Древнерусская культура развивалась в постоянном взаимодействии с культурами

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Древнерусская культура развивалась в постоянном взаимодействии с культурами окружающих

народов.
Культура является религиозной.
Культура опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
Слайд 3

ЛИТЕРАТУРА АРХИТЕКТУРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 4

Древнерусская литература пергамен киноварь миниатюра финифть

Древнерусская литература

пергамен
киноварь
миниатюра
финифть

Слайд 5

Оклады рукописных книг

Оклады рукописных книг

Слайд 6

Остромирово Евангелие XI в.

Остромирово Евангелие XI в.

Слайд 7

Изборник Святослава XI в.

Изборник Святослава XI в.

Слайд 8

Мстиславово Евангелие XII в.

Мстиславово Евангелие XII в.

Слайд 9

Жанр - это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлечённый образец, на

Жанр - это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлечённый образец,

на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.
Слайд 10

летопись Древнейшая русская летопись - "Повесть временных лет". Ее автором считают

летопись
Древнейшая русская летопись - "Повесть временных лет". Ее автором считают монаха

Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г.
Слайд 11

Слайд 12

Повесть временных лет дошла до нас в рукописных копиях не старше

Повесть временных лет дошла до нас в рукописных копиях не

старше XIV в.
Наиболее известные из них – Лаврентьевская, Ипатьевская Радзивилловская летописи.
Слайд 13

Лаврентьевский список 14 в.

Лаврентьевский список 14 в.

Слайд 14

Лаврентьевский список приглашение Рюрика и его братьев

Лаврентьевский список приглашение Рюрика и его братьев

Слайд 15

Ипатьевский список 14 в.

Ипатьевский список 14 в.

Слайд 16

Радзивилловский список 15 в. Месть княгини Ольги

Радзивилловский список 15 в. Месть княгини Ольги

Слайд 17

Житие (агиография) жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

Житие (агиография)

жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью


Слайд 18

Слово (поучение, речи) произведение, относящееся к жанру красноречия. торжественное красноречие "Слово

Слово (поучение, речи)

произведение, относящееся к жанру красноречия.
торжественное красноречие
"Слово

о законе и благодати«
нравоучительное красноречие –
"Поучение Владимира Мономаха"
Слайд 19

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (приблизительно 1049 год.)

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (приблизительно 1049 год.)

Слайд 20

Владимир Мономах «Поучение детям» (примерно 1096 год.)

Владимир Мономах «Поучение детям» (примерно 1096 год.)

Слайд 21

"Слово о полку Игореве" В основе сюжета — поход 1185 года

"Слово о полку Игореве"

В основе сюжета — поход 1185 года

русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).
Слайд 22

"хождения" разновидность литературы путешествий Их главное назначение - рассказать о христианских

"хождения"

разновидность литературы путешествий
Их главное назначение - рассказать о

христианских святынях, в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран.
"Хожение игумена Даниила" в Палестину.
Слайд 23

"Слово Даниила Заточника" вторая половина XII в. Узник Лаче-озера, Даниил Заточник

"Слово Даниила Заточника" вторая половина XII в.

Узник Лаче-озера, Даниил

Заточник обращается к князю, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника.
Слайд 24

" Молением Даниила Заточника " 30-х гг. XIII в. Оно адресована

" Молением Даниила Заточника " 30-х гг. XIII в.

Оно адресована Ярославу

Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции - дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой "Моления" является негативное отношение к высшей знати - боярам.
Слайд 25

Архитектура архитектура X-XII вв. архитектура первой трети XII- первой трети XIII

Архитектура
архитектура X-XII вв.
архитектура первой трети XII- первой трети XIII

Слайд 26

Архитектура X-XI многоглавие крестово-купольный храм неф алтарные апсиды барабаны куполов

Архитектура X-XI

многоглавие
крестово-купольный храм
неф
алтарные апсиды
барабаны куполов

Слайд 27

Слайд 28

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦИ) в Киеве (X в.)

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦИ) в Киеве (X в.)

Слайд 29

Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240-м году, когда в ней укрылись жители города.

Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240-м году, когда

в ней укрылись жители города.
Слайд 30

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР в ЧЕРНИГОВЕ 1036 г.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР в ЧЕРНИГОВЕ 1036 г.

Слайд 31

Слайд 32

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (1037-1056)

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (1037-1056)

Слайд 33

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние )

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние )

Слайд 34

В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным. Число глав (куполов) было

В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было глубоко

символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

макет

Слайд 35

Слайд 36

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь ещё не знала

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь

ещё не знала
Слайд 37

Храм св. Софии. Апсиды.

Храм св. Софии. Апсиды.

Слайд 38

Слайд 39

Храм св. Софии. Хоры.

Храм св. Софии. Хоры.

Слайд 40

Храм св. Софии. Интерьер.

Храм св. Софии. Интерьер.

Слайд 41

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ (1045-1050)

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ (1045-1050)

Слайд 42

Слайд 43

Новгород был одним из древнейших центров русской письменности, а библиотека Софийского

Новгород был одним из древнейших центров русской письменности, а библиотека

Софийского собора – одной из самых крупных книжных сокровищниц на Руси. Здесь хранились редкие рукописные и старопечатные книги. Среди них – Остромирово Евангелие.
Слайд 44

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ (1073—1078)

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ (1073—1078)

Слайд 45

Киев. Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры

Киев. Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры

Слайд 46

Слайд 47

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI в.). Золотые ворота в Киеве (XI в.).

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI в.).

Золотые ворота в Киеве (XI в.).

Слайд 48

Архитектура XII в. Владимиро-суздальское зодчество Новгородское зодчество

Архитектура XII в.

Владимиро-суздальское зодчество
Новгородское зодчество

Слайд 49

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО А. религиозные сооружения Б. светские сооружения

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
А. религиозные сооружения
Б. светские сооружения

Слайд 50

Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском (1152-1157)

Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском (1152-1157)

Слайд 51

Успенский собор на р. Клязьме во Владимире (1158-1160)

Успенский собор на р. Клязьме во Владимире (1158-1160)

Слайд 52

Успенский собор на р. Клязьме,

Успенский собор на р. Клязьме,

Слайд 53

Архитектурное оформление

Архитектурное оформление

Слайд 54

церковь Покрова на Нерли 1165 г.

церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Слайд 55

Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция.1165.

Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция.1165.

Слайд 56

Слайд 57

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Слайд 58

Слайд 59

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Слайд 60

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1230 – 1234 г.

Слайд 61

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Слайд 62

Слайд 63

Дворец Андрея Боголюбского

Дворец Андрея Боголюбского

Слайд 64

Золотые врата во Владимире

Золотые врата во Владимире

Слайд 65

Новгородская и псковская архитектура

Новгородская и псковская архитектура

Слайд 66

Уменьшение объемов. Упрощение конфигурации каменных зданий. Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми. Храмы

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не

по княжескому заказу, а на средства бояр и купцов или прихожан одной улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяли в короткие сроки строить экономичные сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков.
Слайд 67

Новгород. Юрьев монастырь.XII век.

Новгород. Юрьев монастырь.XII век.

Слайд 68

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде

Слайд 69

Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове Сбор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове. Около 1156 г.

Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Сбор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове. Около

1156 г.
Слайд 70

Слайд 71

церковь Спаса на Нередице

церковь Спаса на Нередице

Слайд 72

Церковь Параскевы Пятницы 1207

Церковь Параскевы Пятницы 1207

Слайд 73

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ мощь, монументальность Невысокие, крепкие Пяти- или одноглавые Вместо закомар

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
мощь, монументальность
Невысокие, крепкие
Пяти- или одноглавые
Вместо закомар скатное перекрытие
Украшения: ниши,

арки, кресты, розетки
Арки и треугольники на барабанах

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
- Храмы стали выше и стройнее
- Стены более тонкие и лёгкие
вместо скромных украшений
богатая каменная резьба на стенах
- Аркатурный пояс
- Вытянутые барабаны

Слайд 74

Пятницкая церковь в Чернигове Трехнефное башнеобразное, устремленное ввысь однокупольное здание. Толстые

Пятницкая церковь в Чернигове

Трехнефное башнеобразное, устремленное ввысь однокупольное здание. Толстые

стены выложены кирпичом особой техникой «в ящик» (снаружи и изнутри ряды кирпичей, а промежутки между ними заполнены раствором).
_______________________
Слайд 75

церковь Петра и Павла в Смоленске

церковь Петра и Павла в Смоленске

Слайд 76

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 77

Система расположения росписей. Христос-Пантократор Архангелы Апостолы Евангелисты 40 мучеников Деисус Богоматерь-Оранта Благовещение Евхаристия Отцы церкви

Система расположения росписей.

Христос-Пантократор
Архангелы
Апостолы
Евангелисты
40 мучеников
Деисус
Богоматерь-Оранта
Благовещение
Евхаристия
Отцы церкви

Слайд 78

Мозаика В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры богоматери Оранты.

Мозаика

В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры

богоматери Оранты.
Слайд 79

Схема размещения мозаик:

Схема размещения мозаик:

Слайд 80

Мозаика Софийского собора в Киеве 11 в.

Мозаика Софийского собора в Киеве 11 в.

Слайд 81

Мозаики Софийского собора в Киеве 11 в.

Мозаики Софийского собора в Киеве 11 в.

Слайд 82

Мозаики "Евангелисты Марк и Иоанн»

Мозаики "Евангелисты Марк и Иоанн»

Слайд 83

"Благовещение"

"Благовещение"

Слайд 84

Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской

Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской 

Слайд 85

Фреска Это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Основная тематика фресок

Фреска

Это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Основная

тематика фресок - изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).
Слайд 86

Слайд 87

Фрески Софийского собора в Киеве 11 в.

Фрески Софийского собора в Киеве 11 в.

Слайд 88

Слайд 89

фреска "Сошествие Христа в ад« Киевской Софии

фреска "Сошествие Христа в ад« Киевской Софии

Слайд 90

Фрески Софийского собора в Новгороде 11 в.

Фрески Софийского собора в Новгороде 11 в.

Слайд 91

Это интересно… Икона от греч. eikon – изображение, образ. На Руси

Это интересно…

Икона от греч. eikon – изображение, образ.
На Руси

икону писала целая артель, которой руководил один мастер.
Большинство иконописцев были монахами.
Иконы создаются по строгим канонам.
Первой известной иконой принято считать
«Спас Нерукотворный»
Слайд 92

иконопись русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. плоскостное изображение, обратная

иконопись

русское иконописание находилось под влиянием византийской школы.
плоскостное изображение, обратная перспектива, символика

жестов и цвета.
главное внимание уделялось изображению лица и рук
Слайд 93

Слайд 94

ИКОНЫ Двусторонняя икона середины XII века.: Спас Нерукотворный и Поклонение кресту

ИКОНЫ

Двусторонняя икона середины XII века.:
Спас Нерукотворный и Поклонение кресту

Слайд 95

Новгородская школа иконописания Устюжское Благовещение — Спас Нерукотворный

Новгородская школа иконописания

Устюжское Благовещение —

Спас Нерукотворный

Слайд 96

Новгородская школа иконописания Святой Георгий храмовый образ Юрьева монастыря в Новгороде

Новгородская школа иконописания

Святой Георгий
храмовый образ Юрьева монастыря в Новгороде
1030 год

— основание Юрьева монастыря На основе рентгенографии иконы делается вывод о близости её первоначальной живописи с фреской «Великомученик Георгий» из Софии Киевской.
30-40 годы XII века — освящение Георгиевского собора Юрьева монастыря
Слайд 97

Новгородская школа иконописания Облачное Успение конец XII — начала XIII веков Ангел Злотые Власы

Новгородская школа иконописания

Облачное Успение

конец XII — начала XIII веков

Ангел Злотые Власы

Слайд 98

Новгородская школа иконописания Умиление последней третью XII века.

Новгородская школа иконописания

Умиление
последней третью XII века.

Слайд 99

Владимиро-суздальская школа Боголюбская (Боголюбивая) икона Богоматери XII в Спас Златые власы первая треть XIII в

Владимиро-суздальская школа

Боголюбская (Боголюбивая) икона Богоматери
XII в

Спас Златые власы
первая треть XIII

в
Слайд 100

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в