Культура домонгольской Руси (IX – XII вв.)

Содержание

Слайд 2

Характерные черты древнерусской средневековой культуры Сильное влияние религии Локальность (замкнутость), слабая

Характерные черты древнерусской средневековой культуры

Сильное влияние религии
Локальность (замкнутость), слабая связь с

культурой Западной Европы
Следование канону (образцу)
Анонимность большинства памятников культуры (желание прославиться – грех честолюбия)
Слайд 3

Фольклор – устное народное творчество Былинный эпос Заговоры и заклинания Пословицы

Фольклор – устное народное творчество

Былинный эпос

Заговоры и заклинания
Пословицы и

поговорки
Загадки
Обрядовые песни
Сказки

«Богатыри». Картина художника
второй половины XIX века
Виктора Васнецова

Слайд 4

Письменность Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий Вторая половина IX в. – ГЛАГОЛИЦА

Письменность

Братья-миссионеры
Кирилл и Мефодий

Вторая половина IX в. –
ГЛАГОЛИЦА
Рубеж IX– X вв.


КИРИЛЛИЦА
Слайд 5

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве

Слайд 6

Искусство книжной миниатюры: древнейшая русская рукопись (XI в.) «Остромирово евангелие»

Искусство книжной миниатюры: древнейшая русская рукопись (XI в.) «Остромирово евангелие»

Слайд 7

«Изборник» Святослава (1073 г.)

«Изборник» Святослава (1073 г.)

Слайд 8

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

Слайд 9

Граффити - в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или

Граффити - в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или

буквы, от итал. graffiare - царапать.
Слайд 10

«Повесть временных лет» – древнерусская летопись Составлена монахом Киево-Печерского НЕСТОРОМ около

«Повесть временных лет» – древнерусская летопись

Составлена монахом Киево-Печерского НЕСТОРОМ около 1113

г. В основе – не дошедшие до нас летописные своды XI в., византийские хроники, легенды и предания.

Картина Виктора Васнецова и скульптура Марка Антокольского

Слайд 11

«Слово о законе и благодати» Древнейшее из известных произведений русской литературы.

«Слово о законе и благодати»

Древнейшее из
известных произведений
русской литературы.
Написано будущим
митрополитом
Иларионом во

второй
половине XI в.
В форме церковной
проповеди рассказ о распространении христианства.
Слайд 12

Литературные жанры Жития святых («агиография») «Житие Бориса и Глеба» «Житие преподобного

Литературные жанры

Жития святых («агиография»)
«Житие Бориса и Глеба»
«Житие преподобного Феодосия Печерского» (конец

XI в.)

«Поучение» Владимира
Мономаха (1053 – 1125)

Слайд 13

«Слово о полку Игореве» (кон. XII в.) Сюжет – неудачный поход

«Слово о полку Игореве» (кон. XII в.)

Сюжет – неудачный поход
новгород-северского

князя
против половцев в 1185 г.
Слайд 14

Архитектура X – XII вв. Влияние византийской школы. Основной тип храма – крестово-купольный.

Архитектура X – XII вв.

Влияние византийской школы.
Основной тип храма – крестово-купольный.

Слайд 15

Слайд 16

Базили́ка (бази́лика; греч. βασιλική -«дом базилевса, царский дом») - тип строения

Базили́ка
(бази́лика; греч. βασιλική -«дом базилевса, царский дом») - тип строения

прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Слайд 17

Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского

Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского

зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине. Применялся в строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси.
Слайд 18

Софийский собор в Византии

Софийский собор в Византии

Слайд 19

Первый каменный храм – церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве Разрушена монголами в 1240 г.

Первый каменный храм – церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве

Разрушена монголами

в 1240 г.
Слайд 20

Софийский собор в Киеве Современный вид

Софийский собор в Киеве

Современный вид

Слайд 21

Мозаики

Мозаики

Слайд 22

Софийский собор в Новгороде Фрагменты фресок

Софийский собор в Новгороде

Фрагменты фресок

Слайд 23

Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота в Киеве

Слайд 24

Владимир: Золотые ворота и Успенский собор

Владимир: Золотые ворота и Успенский собор

Слайд 25

Церковь Покрова на р. Нерли (ок. 1166 г.)

Церковь Покрова на р. Нерли (ок. 1166 г.)

Слайд 26

Владимир: Димитриевский собор Возведен в конце XII века для князя Всеволода Большое Гнездо

Владимир: Димитриевский собор

Возведен в конце XII века для князя
Всеволода
Большое

Гнездо
Слайд 27

Иконопись одна из самых древних икон – Богоматерь Владимирская

Иконопись одна из самых древних икон – Богоматерь Владимирская

Слайд 28

Святой Георгий, конец XI-XII вв.

Святой Георгий, конец XI-XII вв.

Слайд 29

Ювелирная техника: Скань или филигрань - это ажурный или напаянный на

Ювелирная техника:

Скань или
филигрань - это
ажурный или
напаянный на
металлический фон
узор

из тонкой
золотой, серебряной
или медной
проволоки, гладкой
или свитой в верёвочки.

Зернь — мелкие
золотые,
платиновые или
серебряные шарики
диаметром от 0,4мм,
которые
напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.

Слайд 30

Браслет. Конец XII - начало XIII вв. Золото, чеканка, скань. Длина

Браслет. Конец XII - начало XIII вв. Золото, чеканка, скань. Длина

6,3 см, Ширина - 2,1 см Государственные музеи Московского Кремля
Слайд 31

Крест XIII - XIV вв. Серебро; скань. Государственная Оружейная палата Москва.

Крест XIII - XIV вв. Серебро; скань. Государственная Оружейная палата Москва.

Слайд 32

Височные кольца XII век. Золото; чеканка, скань, зернь. 4,3 х 4,3 см Государственные музеи Московского Кремля

Височные кольца XII век. Золото; чеканка, скань, зернь. 4,3 х 4,3

см Государственные музеи Московского Кремля
Слайд 33

Еще один вид ювелирной техники – эмаль (перегородчатая эмаль), или финифть

Еще один вид ювелирной техники – эмаль (перегородчатая эмаль), или финифть


Эмаль — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.

Слайд 34

Диадема. XII век. Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль. Государственный Русский музей. Принадлежала русской княжне. Киевский клад.

Диадема. XII век. Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль. Государственный Русский музей. Принадлежала

русской княжне. Киевский клад.
Слайд 35

Колт (женское украшение). XII век. Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зернь. Оружейная палата. Москва.

Колт (женское украшение). XII век. Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль,

скань, зернь. Оружейная палата. Москва.
Слайд 36