Культура Московской Руси

Содержание

Слайд 2

Предисловие Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв.

Предисловие

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв.

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве. Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры.
Слайд 3

Литература Борьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных

Литература

 Борьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных

произведений. Среди них летописная «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов.
Слайд 4

Литература Литературным памятником того времени стало «Житие Александра Невского», в котором

Литература

Литературным памятником того времени стало «Житие Александра Невского», в котором

в поэтической форме рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу Русской земли.
Слайд 5

Архитектура Активное гражданское строительство велось в Новгороде. Совместно с немецкими новгородские

Архитектура

Активное гражданское строительство велось в Новгороде. Совместно с немецкими новгородские

мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами.
Слайд 6

Архитектура Начало каменного строительства в М о с к в е

Архитектура

Начало каменного строительства в М о с к в е

относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Кремль - это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включает в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений.
Слайд 7

Архитектура Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве

Архитектура

Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве

- в облике церкви Спаса на Ковалеве и церкви Успения на Волотовом поле. В них отразился переход к новому стилю второй половины XIV в.
Слайд 8

Архитектура Образцами нового стиля являются церковь Федора Стратилата на Ручье и

Архитектура

Образцами нового стиля являются церковь Федора Стратилата на Ручье и

церковь Сноса Преображения на Ильине улице . Характерная черта этого стиля - парадное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. Многие ниши украшают фресковые росписи.
Слайд 9

Живопись Русская живопись XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала

Живопись

Русская живопись XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала

естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи. .
Слайд 10

Живопись Особое место занимает гениальный Феофан Грек,родом из Византии. В скитаниях

Живопись

Особое место занимает гениальный Феофан Грек,родом из Византии. В скитаниях

он обошел города Византии, Крыма, а затем Руси. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
Слайд 11

Живопись В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский

Живопись

В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский

и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московском периоде Феофан Грек выступает уже как человек, обретший спокойствие и уравновешенность.
Слайд 12

Живопись Андрей Рублев, его творчество ознаменовало подъем русской культуры периода создания

Живопись

Андрей Рублев, его творчество ознаменовало подъем русской культуры периода создания

централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета.
Слайд 13

Живопись Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов

Живопись

Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов

в сочетании с мягкостью и лиризмом, совершенство художественной формы. Современники так писали о Рублеве: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости».
Слайд 14

Живопись Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлыми настроениями, состоянием душевной гармонии, оно

Живопись

Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлыми настроениями, состоянием душевной гармонии, оно

отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта стиля Андрея Рублева - лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.