Культура России XVIII века

Содержание

Слайд 2

План: 1. основные тенденции развития русской культуры в XVIII в. ;

План: 1. основные тенденции развития русской культуры в XVIII в. ; 2. развитие

образования; 3. наука; 4. общественно-политическая мысль; 5. литература; 6. архитектура; 7. живопись; 8. скульптура.
Слайд 3

Основные тенденции развития культуры в XVIII веке: накопленные знания превращаются в

Основные тенденции развития культуры в XVIII веке:

накопленные знания превращаются в собственно

науку;
в истолковании явлений природы и общества преобладает рационализм;
стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Слайд 4

Просвещение. появляются школы для подготовки специалистов (артиллерийские, инженерные, горные и т.д.);

Просвещение.

появляются школы для подготовки специалистов (артиллерийские, инженерные, горные и т.д.);
издаются учебные

пособия («Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Первое учение строкам» Ф.Прокоповича);
1725г. – появилась Академия наук в Петербурге;
1755г. – открыт Московский университет;
1757г. - открыта Академия художеств.
Слайд 5

Реформа образования. И.И.Бецкой стал родоначальником женского образования в России. По его

Реформа образования.

И.И.Бецкой стал родоначальником женского образования в России. По его проекту

был открыт Смольный институт в Петербурге.
Слайд 6

Реформа образования. В 1782-1786 годах была проведена школьная реформа: в каждом

Реформа образования.

В 1782-1786 годах была проведена школьная реформа:
в каждом губернском

городе учреждалось главное училище с четырьмя классами;
в уездных городах – малые народные училища с двумя классами.
Слайд 7

Общественно-политическая мысль. И.Т.Посошков «Книга о скудости и богатстве»: идея протекционизма, поддержки

Общественно-политическая мысль.

И.Т.Посошков «Книга о скудости и богатстве»:
идея протекционизма, поддержки русских предпринимателей;
Государство

должно регламентировать повинности крестьян в пользу дворян.
Слайд 8

Общественно-политическая мысль. Ф. Прокопович «Правда воли монаршей», «Духовный регламент». духовная власть

Общественно-политическая мысль.

Ф. Прокопович «Правда воли монаршей», «Духовный регламент».
духовная власть должна быть

подчинена светской;
царь волен завещать престол тому, кому пожелает;
из всех форм правления для России наиболее приемлема монархия.
Слайд 9

Общественно-политическая мысль М.В.Ломоносов. положение человека должны определять его дела, а не

Общественно-политическая мысль

М.В.Ломоносов.
положение человека должны определять его дела, а не его происхождение;
сторонник

просвещенного абсолютизма;
необходимость просвещения всех сословий.
Слайд 10

Общественно-политическая мысль. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» осуждение крепостничества; осуждение монархии.

Общественно-политическая мысль.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
осуждение крепостничества;
осуждение монархии.

Слайд 11

Литература.

Литература.

Слайд 12

Архитектура. 1. Барокко (пышность, величавость, нарядность, изящество, разнообразие декоративного убранства). 2.

Архитектура. 1. Барокко (пышность, величавость, нарядность, изящество, разнообразие декоративного убранства). 2. Классицизм (монументальность,

величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов).
Слайд 13

Архитектура. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях

Архитектура. Нарышкинское барокко.

Церковь Покрова в Филях

Слайд 14

Архитектура. Нарышкинское барокко. Церковь Ивана Воина на Якиманке.

Архитектура. Нарышкинское барокко.

Церковь Ивана Воина на Якиманке.

Слайд 15

Архитектура. Нарышкинское барокко. Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах.

Архитектура. Нарышкинское барокко.

Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах.

Слайд 16

Архитектура. Классицизм. В.И.Баженов. Дом Пашкова в Москве

Архитектура. Классицизм.

В.И.Баженов. Дом Пашкова в Москве

Слайд 17

Архитектура. Классицизм. В.И.Баженов. Михайловский замок.

Архитектура. Классицизм.

В.И.Баженов. Михайловский замок.

Слайд 18

Архитектура. Классицизм. М.Ф.Казаков. Здание Сената в Кремле.

Архитектура. Классицизм.

М.Ф.Казаков. Здание Сената в Кремле.

Слайд 19

Архитектура. Классицизм. М.Ф.Казаков. Голицинская больница.

Архитектура. Классицизм.

М.Ф.Казаков. Голицинская больница.

Слайд 20

Архитектура. Барокко. В.Растрелли. Зимний дворец.

Архитектура. Барокко.

В.Растрелли. Зимний дворец.

Слайд 21

Архитектура. Барокко. В.Растрелли. Дворец в Царском селе.

Архитектура. Барокко.

В.Растрелли. Дворец в Царском селе.

Слайд 22

Архитектура. Барокко. В.Растрелли. Большой дворец в Петергофе.

Архитектура. Барокко.

В.Растрелли. Большой дворец в Петергофе.

Слайд 23

Архитектура. Барокко. В.Растрелли. Смольный монастырь.

Архитектура. Барокко.

В.Растрелли. Смольный монастырь.

Слайд 24

Живопись. Живопись приобретает ярко выраженный светский характер; Утверждается ценность человеческой личности,

Живопись.

Живопись приобретает ярко выраженный светский характер;
Утверждается ценность человеческой личности, что дало

мощный толчок развитию портретного жанра;
Во второй половине XVIII в. получает распространение классицизм;
Зарождается бытовой жанр в живописи.
Слайд 25

Живопись. Классицизм: подражание античным образцам, отвлеченность и идеальность образов. А.П.Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой».

Живопись. Классицизм: подражание античным образцам, отвлеченность и идеальность образов.

А.П.Лосенко. «Прощание Гектора

с Андромахой».
Слайд 26

Живопись. Светская живопись при Петре I выразила себя в портрете. Портреты

Живопись. Светская живопись при Петре I выразила себя в портрете. Портреты сделаны

в реалистичном духе, проникнуты психологизмом.

Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны.

Слайд 27

Живопись. Д.Г.Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек.

Живопись.

Д.Г.Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек.

Слайд 28

Живопись. Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II.

Живопись.

Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II.

Слайд 29

Живопись. Д.Г.Левицкий. Портреты воспитанниц Смольного института.

Живопись.

Д.Г.Левицкий. Портреты воспитанниц Смольного института.

Слайд 30

Живопись. Ф.С.Рокотов. Портрет Струйской.

Живопись.

Ф.С.Рокотов. Портрет Струйской.

Слайд 31

Живопись. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II.

Живопись.

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II.

Слайд 32

Живопись. Ф.С.Рокотов. Портрет Г.Орлова.

Живопись.

Ф.С.Рокотов. Портрет Г.Орлова.

Слайд 33

Живопись. В.Л.Боровиковский. Портрет Лопухиной.

Живопись.

В.Л.Боровиковский. Портрет Лопухиной.

Слайд 34

Живопись. В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II.

Живопись.

В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II.

Слайд 35

Живопись. В.Л.Боровиковский. Портрет князя Куракина.

Живопись.

В.Л.Боровиковский. Портрет князя Куракина.

Слайд 36

Живопись. Бытовой жанр. М.Шибанов. «Празднество свадебного договора»

Живопись. Бытовой жанр.

М.Шибанов. «Празднество свадебного договора»

Слайд 37

Живопись. Бытовой жанр. М.Шибанов. «Крестьянский обед»

Живопись. Бытовой жанр.

М.Шибанов. «Крестьянский обед»

Слайд 38

Скульптура. Скульптура испытывала влияние классицизма. Ее отличает величественность, лаконичность и поэтическая выразительность. Фальконе. «Медный всадник».

Скульптура. Скульптура испытывала влияние классицизма. Ее отличает величественность, лаконичность и поэтическая выразительность.

Фальконе.

«Медный всадник».