Культура России XVIII века

Содержание

Слайд 2

Лекция 6.Культура России XVIII века Победа светского начала Способность к активным

Лекция 6.Культура России XVIII века

Победа светского начала

Способность к активным контактам
с культурами

других народов

Развитие рационализма
в общественном сознании

Слайд 3

ОСНОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГА

ОСНОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГА

Слайд 4

Слайд 5

МИФОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА Неплодородные земли (строительство города велось на пустом месте) «Город

МИФОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА

Неплодородные земли (строительство города велось на пустом месте)
«Город на костях»

(большое число жертв в первые годы строительства)
Наводнения как причина гибели города
Слайд 6

Пространство Петербурга: переплетение новаций и традиций Воспроизведение не европейских, а привычных

Пространство Петербурга: переплетение новаций и традиций

Воспроизведение не европейских, а привычных российских

пространственных стандартов жилья
Приверженность к небольшим размерам жилых и присутственных помещений
«Приватизация» жизни
Строительство по традиции, а «не по архитектуре»
Слайд 7

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО

Слайд 8

Грамотность, образование I половина XVIII века Создание цифирных (начальных) школ (1714

Грамотность, образование

I половина XVIII века
Создание цифирных (начальных) школ (1714 г.).
Открытие профессиональных

школ (математические, навигацкие, медицинские, горные, ремесленные, кораблестроительные, инженерные…) (с 1701 г.)
Создание закрытых учебных заведений для дворянских детей (Шляхетский корпус, 1731 г.)
Выпуск печатных газет («Ведомости», 1702 г.)
Открытие первой публичной библиотеки (1714 г.)
Создание Академии наук (1724 г.)
Открытие Петербургского университета и академической гимназии

II половина XVIII века
Основание Московского университета (1755 г.)
Создание Академии художеств (1757 г.)
Создание закрытого учебного заведения для дворянских дочерей (Смольный институт благородных девиц, 1764 г.)
Проведение школьной реформы в 1782-1786 гг. (4-хклассные главные народные училища, 2-хклассные малые народные училища)

Слайд 9

Наука и техника 1725 г. Академия Наук 1725-1741 гг. Экспедиции Витуса

Наука и техника

1725 г.
Академия Наук

1725-1741 гг.
Экспедиции Витуса Беринга

1745 г.
«Атлас Российской империи»

1765

г.
Паровая машина
И.И. Ползунова

II пол. XVIII в.
Изобретения И.П. Кулибина
(оптические приборы, часы,
проект одноарочного моста…)

II четв. XVIII в.
Токарные станки
А.К. Нартова

Научный подход к изучению истории
В.Н. Татищев («История Российская»)
М.М. Щербатов, И.Н. Болтин

Слайд 10

«Секретная гаубица » П.И. Шувалова Шувалов Петр Иванович — командующий артиллерией

«Секретная гаубица » П.И. Шувалова
Шувалов Петр Иванович — командующий артиллерией и

инженерным корпусом в годы Семилетней войны
Слайд 11

М.В. Ломоносов (1711-1765) Физика Закон сохранения материи и движения Химия Физическая

М.В. Ломоносов (1711-1765)

Физика
Закон
сохранения
материи и
движения

Химия
Физическая химия

Астрономия
Атмосфера
на Венере

Литература
Оды
Новое стихосложение

История
Антинорманнская
теория

Изобразительное
искусство
Мозаика

География
Северный морской
путь

Московский университет

Слайд 12

М.В. Ломоносов и Г.Ф.Миллер

М.В. Ломоносов и Г.Ф.Миллер

Слайд 13

Чтобы это значило?

Чтобы это значило?

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Общественная мысль I половина XVIII века Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н.

Общественная мысль

I половина XVIII века
Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, А.Д.

Кантемир
Идея «регулярного государства»
(абсолютная монархия, рациональное устройство,
мудрая воля правителя, опора на закон)

II половина XVIII века
Екатерина II: монарх – философ, реформатор, лечащий общество
(идеология «просвещенного абсолютизма»)
М.М. Щербатов: усиление влияния родовитого дворянства
Н.И. Новиков: допуск к управлению дворян и свободных сословий
(«Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; «Утренний свет»)
А.Н. Радищев: необходимость свержения самодержавной власти
(«Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 г.)

Слайд 17

Журналы екатерининского времени «Всякая всячина»

Журналы екатерининского времени

«Всякая всячина»

Слайд 18

Литература Классицизм Ориентация на античные художественные образцы и на гражданские доблести

Литература

Классицизм
Ориентация на античные художественные образцы и
на гражданские доблести

М.В. Ломоносов
В.К.

Тредиаковский
А.П. Сумароков
Г.Р. Державин
Д.И. Фонвизин

ода, басня, элегия,
трагедия, комедия,
повесть (гистория), роман

Силлабо-тоническое стихосложение
В.К. Тредиаковский (1703-1768) и М.В. Ломоносов

Сентиментализм (с кон. XVIII в.)
Интерес к чувствам и переживаниям простого человека

Н.М. Карамзин
«Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»

Слайд 19

Театр и музыка Ф.Г. Волков (1729-1763) Кон. 1740-х гг. – русская

Театр и музыка

Ф.Г. Волков (1729-1763)
Кон. 1740-х гг. – русская театральная труппа

в Ярославле
1752 г. – переезд в Петербург
1756 г. – Русский театр (первый русский
профессиональный постоянный публичный театр)

Крепостные театры
Театры Шереметевых в Кускове и Останкине

1738 г.
Танцевальная школа
в Петербурге
(Вагановское
балетное училище)

Середина XVIII в.
Эрмитажный театр
(итальянская и
французская опера)

Русская опера
Д.С. Бортнянский (1751-1825) «Сокол», «Праздник сеньора»
Е.И. Фомин (1761-1800) «Ямщики на подставе», «Орфей»

Слайд 20

Архитектура I треть XVIII века Петровское барокко («причудливый») Переплетение русских и

Архитектура

I треть XVIII века
Петровское барокко («причудливый»)
Переплетение русских и западных традиций
Доменико Трезини
И.К.

Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов

Летний дворец Петра I
Комплекс зданий Петропавловская
крепость
Здание 12 коллегий

«Комиссия о
Санкт-Петербургском
строении»
после пожара 1737 г.

Слайд 21

Архитектура II треть XVIII века Русское барокко («причудливый») Торжественность, нарядность, контрасты,

Архитектура

II треть XVIII века
Русское барокко («причудливый»)
Торжественность, нарядность, контрасты,
стремление к величию и

пышности
Б. Растрелли
Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский

Никольский
Морской собор

Колокольня
Троице-Сергиевой лавры

Слайд 22

Бартоломео Растрелли (1700-1771) Родился в Италии, но в 1716 году вместе

Бартоломео Растрелли (1700-1771)

Родился в Италии, но в 1716 году вместе со

своим отцом приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный монастырь
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 23

Зимний дворец Большой дворец в Петергофе

Зимний дворец

Большой дворец в Петергофе

Слайд 24

Большой Екатерининский Дворец в Царском Селе Дворец Строгановых

Большой Екатерининский
Дворец в
Царском Селе

Дворец Строгановых

Слайд 25

Собор Смольного монастыря.1748-1764 Андреевская церковь в Киеве

Собор Смольного монастыря.1748-1764

Андреевская церковь в Киеве

Слайд 26

От барокко к классицизму Предпосылки перемены стиля Быстрый рост экономического потенциала

От барокко к классицизму Предпосылки перемены стиля

Быстрый рост экономического потенциала России
Усиление

военного и политического могущества
Идеи просветительства, рационализма
Необходимость создания различного типа новых общественных сооружений
Слайд 27

Архитектура III треть XVIII века Классицизм Строгость, симметричность, использование античного декора

Архитектура

III треть XVIII века
Классицизм
Строгость, симметричность, использование
античного декора
В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Е.И.

Старов

Дом Пашкова в Москве
Михайловский замок
в Петербурге

Сенат в Кремле
Московский университет
Здание Дворянского собрания в Москве
Дом-усадьба Демидова

Таврический дворец
в Петербурге

Слайд 28

Изобразительное искусство I половина XVIII века Живопись (портрет) И.Н. Никитин (портрет

Изобразительное искусство I половина XVIII века

Живопись (портрет)
И.Н. Никитин (портрет канцлера Головкина,
«Петр I

на смертном одре»)
А.М. Матвеев («Автопортрет с женой»)

Гравюра (сражения, парады, виды Петербурга и др.)
А.Ф. Зубов

Слайд 29

Изобразительное искусство II половина XVIII века Живопись (портрет, пейзаж) Портрет: Ф.С.

Изобразительное искусство II половина XVIII века

Живопись (портрет, пейзаж)
Портрет: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий,

В.Л. Боровиковский
Пейзаж: С.Ф. Щедрин

Портрет В.Н. Суровцевой

Портрет Д.А. Демидова

Портрет М.И. Лопухиной

Скульптура (портреты)
Ф.И. Шубин
(Ломоносов, Румянцев,
Потемкин, Павел I и др.)

Монументальная скульптура
Э. Фальконе
(Медный всадник, 1782 г.)

Слайд 30

ПАМЯТЬ О СУВОРОВЕ

ПАМЯТЬ О СУВОРОВЕ

Слайд 31

Михайловский замок С 1823 г. – инженерное училище. Среди его выпускников:

Михайловский замок С 1823 г. – инженерное училище. Среди его выпускников: Достоевский, Яблочков, Сеченов,

Тотлебен, Кондратенко, герой СССР генерал Карбышев
Слайд 32

Парадная лестница замка Скульптурам в нишах следовало олицетворять историю становления монархии.

Парадная лестница замка

Скульптурам в нишах следовало олицетворять историю становления монархии.

«Ватиканская Клеопатра» в центральной нише, чаще называемая «Ариадной», копия античного оригинала в Ватикане, означала неправедное правление Екатерины II. Расположенные выше, в боковых нишах, статуи «Благоразумия» («Осторожности») неизвестного автора XVIII в. и «Правосудия» (А. Тальяпьетра) были символами мечты Павла – просвещенного царствования разума и добра.