Культура России XVIII века

Содержание

Слайд 2

Особенности развития науки и образования 1) Повышение грамотности населения: 1703 г.

Особенности развития науки и образования

1) Повышение грамотности населения:
1703 г. - появление

первой газеты «Ведомости»
1710 г. - введение гражданской азбуки
Появление книг и учебных пособий («Арифметика» Леонтия Магницкого, переиздана «Грамматика» М. Смотрицкого, «Букварь» Федора Поликарпова)
2) Становление и развитие науки и техники
Медицина (открыт первый госпиталь и врачебная школа)
Геология (поиск и разработка полезных ископаемых на Урале, минеральных вод Петрозаводске и т. д.)
Астрономия (открытие 1 русской обсерватории Я.В. Брюса, начало регулярных метеорологических наблюдений в Петербурге)
Появление станков, механизмов, приборов (токарный станок А. К. Нартова, 1 русская подводная лодка Никонова)
Слайд 3

3) Создание культурных и научных учреждений: Открылись первые музеи (Кунсткамера, Военно-морской

3) Создание культурных и научных учреждений:
Открылись первые музеи (Кунсткамера, Военно-морской и

Артиллерийский музеи в Санкт-Петербурге)
Научная библиотека в Санкт-Петербурге
Академия наук и художеств
4) Формирование системы профессионального образования
Школа математических и навигацких наук в Москве (1701 г.)
Артиллерийская школа
Инженерная школа (1712 г.)
Медицинская академия (1707 г.)
Петербургская академия наук (1725 г.)
Московский университет (1755 г.)
Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге – первое в России женское учебное заведение (1764 г.)

Особенности развития науки и образования

Слайд 4

Введение гражданского шрифта Образец церковно-славянского шрифта («Жалованная грамота царя Ивана Васильевича

Введение гражданского шрифта

Образец церковно-славянского шрифта («Жалованная грамота царя Ивана Васильевича Соловецкому

монастырю»)

Первая книга, набранная гражданским шрифтом

Изменения в алфавите:
Очертание букв
Исключены надстрочные знаки
Вместо цифири – арабские цифры
Исчезли «юсы», «пси», добавились «я», «э»

Слайд 5

Издания Газета «Ведомости», номер за 1711 г. «Арифметика» Л. Ф. Магницкого

Издания

Газета «Ведомости», номер за 1711 г.

«Арифметика» Л. Ф. Магницкого

Слайд 6

Издания «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (издано в XVII в., переиздание 1721 г.)

Издания

«Грамматика» Мелетия Смотрицкого (издано в XVII в., переиздание 1721 г.)
По выражению

М.В. Ломоносова, «Грамматика» и «Арифметика» - «врата его учености».
Слайд 7

Развитие науки Известный представитель российской науки начала XVIII в. Один из

Развитие науки

Известный представитель российской науки начала XVIII в.
Один из сподвижников Петра

I, дипломат, ученый (математика, астрономия), военный (генерал-фельдмаршал), инженер и т. д.
Открыл Навигацкую школу в Москве
Создал первую обсерваторию в Сухаревой башне (Москва)
Составил первую в России карту звездного неба

Яков Вилимович Брюс

Слайд 8

Развитие науки Сухарева башня, 1927 г. В здании располагалась Навигацкая школа

Развитие науки

Сухарева башня, 1927 г.

В здании располагалась Навигацкая школа и обсерватория.
Навигацкая

школа (школа математических или навигацких наук) – первое учебное заведение в России, выпускавшее моряков, инженеров, артиллеристов, учителей, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников, писарей, мастеровых.
Первоначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.
Основана в 1701 г., ликвидирована в 1753 г.
Слайд 9

Наука Иван Кириллович Кириллов – география («Атлас Российский») Витус Беринг –

Наука

Иван Кириллович Кириллов – география («Атлас Российский»)
Витус Беринг – пролив

между Азией и Америкой
Степан Петрович Крашенников – «Описание земли Камчатки»
Семен Иванович Челюскин, Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы – полярные исследователи
Василий Михайлович Севергин - минералогия
Василий Никитич Татищев – «История Российская с самых древнейших времен»
М. В. Ломоносов – один из основателей Московского университета, ученый в области физики, химии, астрономии, минералогии, геологии, истории и географии, лингвистике
И. И. Лепехин – географ, описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»)
Слайд 10

Архитектура Направления барокко классицизм

Архитектура

Направления

барокко

классицизм

Слайд 11

Барокко – художественный стиль, для которого характерны декоративная пышность, динамические, сложные формы и живописность. Архитектура барокко

Барокко – художественный стиль, для которого характерны декоративная пышность, динамические, сложные

формы и живописность.

Архитектура

барокко

Слайд 12

Слайд 13

Кунсткамера Георг Иоганн Маттарнови «Кунсткамера»

Кунсткамера

Георг Иоганн Маттарнови «Кунсткамера»

Слайд 14

Кунсткамера Кунсткамера - первый естественно-научный российский музей. Основан Петром I в

Кунсткамера

Кунсткамера - первый естественно-научный российский музей.
Основан Петром I в 1714

г. после «Великого посольства».
Содержит предметы старины, раскрывающие быт и культуру разных народов мира, а также коллекцию анатомических аномалий и уродств.
Слайд 15

Кунсткамера

Кунсткамера

Слайд 16

Кунсткамера (кабинет аномалий) Младенец с «циклопией» Младенец с «сиреномелией» Двухголовый ягненок

Кунсткамера (кабинет аномалий)

Младенец с «циклопией»

Младенец с «сиреномелией»

Двухголовый ягненок

Слайд 17

Кунсткамера (кабинет аномалий)

Кунсткамера (кабинет аномалий)

Слайд 18

Кунсткамера (кабинет аномалий)

Кунсткамера (кабинет аномалий)

Слайд 19

Кунсткамера (кабинет аномалий)

Кунсткамера (кабинет аномалий)

Слайд 20

Петропавловская крепость Заложена в 1703 г., расположена в устье Невы на

Петропавловская крепость
Заложена в 1703 г., расположена в устье Невы на Заячьем

острове
Архитектор – Доменико Трезини
Главная политическая тюрьма России (находились царевич Алексей, княжна Тараканова, А.Н. Радищев)

Архитектура

Слайд 21

Петропавловский собор Архитектура

Петропавловский собор

Архитектура

Слайд 22

Петропавловский собор Архитектура

Петропавловский собор

Архитектура

Слайд 23

Петропавловский собор Архитектура Петропавловский собор – 2 по высоте архитектурное сооружение

Петропавловский собор

Архитектура

Петропавловский собор – 2 по высоте архитектурное сооружение СПб (122

м.), усыпальница русских императоров (от Петра I до Александра III, за исключением Петра II и Иоанна VI).
Основан в 1703 г.
1742-1858 гг. – кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии
Архитектор Доменико Трезини
Слайд 24

Петропавловский собор Архитектура

Петропавловский собор

Архитектура

Слайд 25

Доменико Трезини «Здание 12 коллегий» Адрес: Васильевский остров, Университетская набережная В

Доменико Трезини «Здание 12 коллегий»
Адрес: Васильевский остров, Университетская набережная
В XIX в.

расположился Педагогический институт, а затем СПбГУ
Слайд 26

Слайд 27

Здание 12 коллегий. Панорама 1820 г.

Здание 12 коллегий. Панорама 1820 г.

Слайд 28

Джованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель «Меньшиковский дворец» Архитектура

Джованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель
«Меньшиковский дворец»

Архитектура

Слайд 29

Архитектура Зимний дворец Петра I Личная резиденция императора Зимний дворец на

Архитектура

Зимний дворец Петра I
Личная резиденция императора

Зимний дворец на Дворцовой площади
Основан в

1754 г.
С 1762-1904 г. – зимняя резиденция русских императоров.
Архитектор – Франческо Бартоломео Растрелли
Слайд 30

«Зимний дворец» Архитектура

«Зимний дворец»

Архитектура

Слайд 31

Памятник Доменико Трезини Архитектура Бартоломео Франческо Растрелли

Памятник Доменико Трезини

Архитектура

Бартоломео Франческо Растрелли

Слайд 32

Архитектура Андреас Шлютер «Кикины палаты»

Архитектура

Андреас Шлютер «Кикины палаты»

Слайд 33

Архитектура Франческо Бартоломео Растрелли «Большой дворец (Петергоф)»

Архитектура

Франческо Бартоломео Растрелли «Большой дворец (Петергоф)»

Слайд 34

Классицизм - европейское художественное направление и стиль (XVII-XVIII вв.), ориентировавшееся на

Классицизм - европейское художественное направление и стиль (XVII-XVIII вв.), ориентировавшееся на

культуру античности. Характерными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность, монументальность, уравновешенность композиции, соответствие содержания произведения его форме

классицизм

Архитектура

Слайд 35

Портик Фронтон

Портик

Фронтон

Слайд 36

Архитектура Казаков Матвей Федорович «Сенатский дворец»

Архитектура

Казаков Матвей Федорович «Сенатский дворец»

Слайд 37

Архитектура Казаков Матвей Федорович «Сенатский дворец»

Архитектура

Казаков Матвей Федорович «Сенатский дворец»

Слайд 38

Архитектура Казаков Матвей Федорович «Сенатский дворец»

Архитектура

Казаков Матвей Федорович «Сенатский дворец»

Слайд 39

Архитектура Иван Егорович Старов «Таврический дворец»

Архитектура

Иван Егорович Старов «Таврический дворец»

Слайд 40

Архитектура Иван Егорович Старов «Таврический дворец»

Архитектура

Иван Егорович Старов «Таврический дворец»

Слайд 41

Архитектура Иван Егорович Старов «Таврический дворец»

Архитектура

Иван Егорович Старов «Таврический дворец»

Слайд 42

Архитектура Василий Иванович Баженов «Дом Пашкова»

Архитектура

Василий Иванович Баженов «Дом Пашкова»

Слайд 43

Архитектура Василий Иванович Баженов «Дом Пашкова»

Архитектура

Василий Иванович Баженов «Дом Пашкова»

Слайд 44

Б.К. Растрелли. Бюст Петра Великого

Б.К. Растрелли.
Бюст Петра Великого

Слайд 45

Э-М. Фальконе. Памятник Петру Первому. «Медный всадник»

Э-М. Фальконе. Памятник Петру Первому.
«Медный всадник»

Слайд 46

Э-М. Фальконе. Памятник Петру Первому. «Медный всадник».

Э-М. Фальконе. Памятник Петру Первому.
«Медный всадник».

Слайд 47

Федор Иванович Шубин. Земляк Ломоносова. Учеба в Академии художеств. Изготовление бюстов.

Федор Иванович Шубин.

Земляк Ломоносова.
Учеба в Академии художеств.
Изготовление бюстов.
Ослеп. Бедность.

Бюст М.Ломоносова.

Бюст М.В.

Ломоносова.
Слайд 48

Павел I. Бюст. Екатерина II. Бюст. Скульптор Федор Шубин

Павел I. Бюст.

Екатерина II. Бюст.

Скульптор Федор Шубин

Слайд 49

М.Козловский «Самсон» Петергоф

М.Козловский
«Самсон»
Петергоф

Слайд 50

Дмитрий Григорьевич Левицкий Творец портретной живописи. Преподаёт в Академии художеств Создаёт

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Творец портретной живописи.
Преподаёт в Академии художеств
Создаёт портреты царственных особ.
Стремление

художника выявить все то, что возвышает человека: не чины, не титулы, не богатство, но ум, доброту, изящество.

Портрет М.А. Дьяковой.

Слайд 51

Владимир Лукич Боровиковский Ученик Левицкого. Художник - портретист. Пишет портреты императрицы,

Владимир Лукич Боровиковский Ученик Левицкого. Художник - портретист. Пишет портреты императрицы, вельмож. Его

портретам свойственна удивительная свежесть красок. Он творец, неутомимый труженик, что подчеркивается обилием книг и рукописей.

Боровиковский. Портрет Лопухиной.

Слайд 52

Рокотов Фёдор. Степанович. Происходил из крепостных крестьян Работает в Петербурге ,

Рокотов Фёдор. Степанович.

Происходил из крепостных крестьян
Работает в Петербурге , в Москве.
Создаёт

портреты царственных особ, вельмож.
Картины отличаются проникновенностью. задушевностью, поэтичностью
Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин

Рокотов. Портрет А.П. Струйской