Культура Руси

Содержание

Слайд 2

Задачи уроков охарактеризовать особенности культуры Руси в удельный период познакомиться с выдающимися памятниками литературы, архитектуры, иконописи.

Задачи уроков

охарактеризовать особенности культуры Руси в удельный период
познакомиться с выдающимися

памятниками литературы, архитектуры, иконописи.
Слайд 3

Начало формирования общерусской культуры Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку

 Начало формирования общерусской культуры

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры.

Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции.  Важную роль в этом играло распространение христианского мировоззрения.
Влияние церкви на Руси было чрезвычайно велико.
Слайд 4

Восприятие мира Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхъестественного значения

Восприятие мира

Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхъестественного значения и

смысла.
Каждое животное (сверхъестественное создание , экзотический зверь или хорошо знакомое существо) наделялось символическими значениями.
Лев был символом земной власти и могущества, олицетворением воли, справедливости, воплощением законов Неба на земле.
Слайд 5

Культурные центры В XII—XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.

Культурные центры

В XII—XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород,

Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.
Слайд 6

Научные знания Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная

Научные знания

Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная

переводная литература. 
Переводы трудов о вселенной, географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории.
Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи.
Слайд 7

Литература С XII века начинается новый период в истории русского летописания.

Литература

С XII века начинается новый период в истории русского летописания.
Летописи ведутся

в каждом крупном княжестве. 
Местные летописцы уделяли внимание прежде всего событиям, происходящим в своей земле.
Слайд 8

Летописание Владимиро-Суздальское Новгородское Отражали интересы своих князей Поощряли их стремление быть

Летописание

Владимиро-Суздальское

Новгородское

Отражали интересы своих князей
Поощряли их стремление быть первыми на

Руси
Владимирские князья - преемники князей киевских.

 Фигура князя отступала на задний план.
Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

Слайд 9

Литература «Слово о полку Игореве» (ок. 1187) В нем повествуется о

Литература

«Слово о полку Игореве» (ок. 1187)
В нем повествуется о неудачном

походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но описание этого похода служит автору лишь поводом для размышлений о судьбе Русской земли.

В. Васнецов.
«После побоища Игоря Святославича с половцами»

Слайд 10

Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси в княжеских

Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси в княжеских

междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы.
Центральным в «Слове» является образ Русской земли.

Н. Рерих
«Поход Игоря»

Слайд 11

Литература Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью.

Литература

Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Среди

них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (в период с 1213 по 1236 год )
Даниил — сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью»
 Он создаёт идеальный образ князя — защитника всех обездоленных
Слайд 12

Архитектура Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние. Ведущая

Архитектура

Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние.
Ведущая роль принадлежала

новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам. При этом всё строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.
Слайд 13

Архитектура Новгородско-Псковская школа Владимиро-Суздальская Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Большое

Архитектура

Новгородско-Псковская школа

Владимиро-Суздальская

Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.
Большое количество церквей было

возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.

Церковная архитектура отличалась здесь подчёркнутой пышностью и торжественностью.

Слайд 14

Церковь Спаса на Нередице Построенная в 1198 г. близ Новгорода. В

Церковь Спаса на Нередице

Построенная в 1198 г. близ Новгорода.
В сравнении

с Новгородской Софией храм Спаса на Нередице меньших размеров, отсутствует геометрическая точность, однокупольность, суровость, скупость декора.
Несмотря на небольшие размеры, производит впечатление монументального сооружения. У нее толстые шероховатые стены. Единственное украшение храма - аркатурный пояс под куполом.
Внутри все небольшое пространство было расписано фресками.
Слайд 15

1900 г. Современный вид

1900 г.

Современный вид

Слайд 16

Церковь Святого Георгия (ок. 1180—1200 гг) Неизвестные зодчие поставили храм на

Церковь Святого Георгия (ок. 1180—1200 гг)

Неизвестные зодчие поставили храм на самом

берегу Волхова.
Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.
Наиболее уникальная фреска—фреска с изображением Св. Георгия, укрощающего змея.
Слайд 17

На иконе «Чудо Георгия о змие» изображён святой Георгий. (змий —

На иконе «Чудо Георгия о змие» изображён святой Георгий.
 (змий — символ

дьявола, а копьё в руках. Белый цвет коня — цвет чистоты, символ всепобеждающего Святого Духа. Кроваво-красный цвет плаща соответствует цвету рубина, символизировавшего силу. Тёмнокрасный же цвет змия связывался с Антихристом.
Слайд 18

Успенский Собор (1158 г). Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше

Успенский Собор (1158 г).

Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии

киевской.
Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра.
Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
Слайд 19

Храм Покрова на Нерли (1158 или 1165 гг.) Андрей Боголюбский построил

Храм Покрова на Нерли (1158 или 1165 гг.)

Андрей Боголюбский построил эту

церковь неподалёку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота её архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.
Слайд 20

Боголюбово (1158 г.)

Боголюбово (1158 г.)

Слайд 21

Дмитриевский Собор (1194-1197 гг.) В конце XII века при Всеволоде Большое

Дмитриевский Собор (1194-1197 гг.)

В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо

недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор. Стены собора украсили каменной резьбой.
 Внутри стены храма были расписаны фресками.