Культура Средневековой Европы

Содержание

Слайд 2

Особенности средневековой культуры: - Символизм и аллегория (иносказательность, изображение отвлеченного понятия

Особенности средневековой культуры: - Символизм и аллегория (иносказательность, изображение отвлеченного понятия в

наглядном образе) – представления о том что в мире всякая вещь занимает изначально предопределенное ей место, и ценна не сама по себе, а как символ религиозных или моральных ценностей. Например, ваза: пустая – символизирует тело, от которого отделилась душа. Ваза с пьющей из нее птичкой – символ вечного блаженства. Ваза с лилией говорит о чистоте Девы Марии.  Голубь - Символ Святого Духа, а также чистоты и мира.
Слайд 3

- Господство религиозного мировоззрения, которое предопределило особенности средневекового искусства: Все творения

- Господство религиозного мировоззрения, которое предопределило особенности средневекового искусства: Все творения искусства

служили религиозному культу; В художественных произведениях воспроизводились образы не реального, а потустороннего мира; Искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве.
Слайд 4

Периоды развития средневековой культуры: Раннее средневековье, 5 – 10 века; Классическое

Периоды развития средневековой культуры: Раннее средневековье, 5 – 10 века; Классическое или

зрелое средневековье, 11 – 13 века; Позднее средневековье, 14 – 16 века.  
Слайд 5

Раннее средневековье Наибольшее развитие в этот период получает прикладное искусство, связанное

Раннее средневековье Наибольшее развитие в этот период получает прикладное искусство, связанное с

изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом; миниатюра – книжная иллюстрация, например, миниатюры «Утрехской псалтыри», «Аахенского евангелия» и др. Утрехтская псалтырь, лист 15 v
Слайд 6

Псалом 26. Утрехтская Псалтырь. 816-830 гг. Утрехт, Библиотека университета.

Псалом 26.  Утрехтская Псалтырь. 816-830 гг. Утрехт, Библиотека университета.

Слайд 7

Св. Марк. Евангелие Эбо. 816-820 гг. Утрехт, Библиотека университета.

Св. Марк.  Евангелие Эбо. 816-820 гг. Утрехт, Библиотека университета.

Слайд 8

Моисей получает Скрижали Завета и приносит их народу Израиля (Книга Исхода).

Моисей получает Скрижали Завета и  приносит их народу Израиля (Книга Исхода).  Библия Мутье-Гранваль.  Ок.

840 г. Лондон, библиотека Британского музея.
Слайд 9

Четыре евангелиста. Евангелие Карла Великого. Ок. 810. Ахен, Сокровищница собора.

Четыре евангелиста.  Евангелие Карла Великого. Ок. 810.  Ахен, Сокровищница собора.

Слайд 10

Основой христианского храмового зодчества стала базилика – прямоугольное здание с высоким

Основой христианского храмового зодчества стала базилика – прямоугольное здание с высоким

центральным нефом, к которому с 2-х сторон примыкали 2 и более боковых нефа, более низких, чем главный. Поперечный зал - трансепт, придавал зданию форму креста. Высокая башня над средокрестием венчала постройку.
Слайд 11

Мавзолей короля Теодориха в Равенне, 453-526

Мавзолей короля Теодориха в Равенне, 453-526

Слайд 12

Церковь Сан-Витале, Равенна

Церковь Сан-Витале, Равенна

Слайд 13

Церковь Сан-Витале, Равенна, интерьер

Церковь Сан-Витале, Равенна, интерьер

Слайд 14

Классическое средневековье Необычайно велика в этот период была роль архитектуры и

Классическое средневековье Необычайно велика в этот период была роль архитектуры и изобразительного

искусства. Причина заключалась в том, что большая часть населения оставалась необразованной, богослужение велось на латыни, которая была не понятна простым людям, а искусство в таких условиях выполняло просвещающую роль. Главенствующее место среди искусств принадлежало архитектуре, все остальные виды искусства подчинялись ей. В 10 веке в искусстве сформировался единый общеевропейский стиль – романский.
Слайд 15

Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства 10 – 12 (13)

Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства 10 – 12 (13)

вв. Главная роль отводилась суровой крепостного характера архитектуре. Строят – храмы, замки, монастырские комплексы. Храмы – базиликального типа, массивные, суровые, окна и двери узкие. Скульптура используется для внешнего оформления соборов. Фигуры – вытянутые, удлиненные. Живопись - используется фреска, витраж. Сюжеты из библии.
Слайд 16

Средневековый замок

Средневековый замок

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Аббатство Мария Лаах в Германии

Аббатство Мария Лаах в Германии

Слайд 20

базилика Сант Амброджо в Милане

базилика Сант Амброджо в Милане

Слайд 21

базилика Сант Амброджо в Милане

базилика Сант Амброджо в Милане

Слайд 22

Пизанский собор, башня, баптистерий

Пизанский собор, башня, баптистерий

Слайд 23

Слайд 24

Позднее средневековье В искусстве этого периода господствует готический стиль. Ведущим видом

Позднее средневековье В искусстве этого периода господствует готический стиль. Ведущим видом искусства

остается архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. Архитектура Строят – монастыри, храмы, общественные здания, жилые дома Храмы – базиликального типа, высокие, нарядные, используется новая каркасная система, стрельчатые арки, окна-роза. Скульптура Рельефы, круглая скульптура Библейские сюжеты, фигуры вытянутые
Слайд 25

Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы,

Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы,

в которой конструктивную роль выполняют крестовые нервюрные своды (нервюры – ребра жесткости, поддерживающие свод), внутренние устои (колонны) и внешние опоры (вынесенные за пределы собора контрфорсы, сдерживающие распор стены, передающийся на контрфорс через аркбутан). Такая конструкция позволяла перекрывать большие пролеты и поднять своды на головокружительную высоту.
Слайд 26

Нотр Дам де Пари

Нотр Дам де Пари

Слайд 27

Нотр Дам де Пари

Нотр Дам де Пари

Слайд 28

Слайд 29

Собор в Шартре

Собор в Шартре