Культура Византии

Содержание

Слайд 2

https://www.youtube.com/watch?v=KomBhK5sxUI&feature=emb_logo -Византия Видеозаписи к уроку https://www.youtube.com/watch?v=_O09co8uPSMhttps://www.youtube.com/watch?v=_O09co8uPSM- Император Юстиниан

https://www.youtube.com/watch?v=KomBhK5sxUI&feature=emb_logo -Византия

Видеозаписи к уроку

https://www.youtube.com/watch?v=_O09co8uPSMhttps://www.youtube.com/watch?v=_O09co8uPSM- Император Юстиниан

Слайд 3

Основание Византии Историю Византийской империи принято вести с года основания римским

Основание Византии
Историю Византийской империи принято вести с года основания римским императором

Константином Великим города Константинополя в 330 году. Его ещё называли Новым Римом.
Византийская империя оказалась куда прочнее Западной Римской империи по ряду причин:
Рабовладельческий строй в Византии в эпоху раннего средневековья был развит слабее, чем в Западной Римской империи. Население Восточной империи было на 85% свободным.
В Византийской империи по-прежнему сохранялась крепкая связь между деревней и городом. Было развито мелкое земельное хозяйство, которое моментально приспосабливалось к меняющемуся рынку.
Слайд 4

Если посмотреть какую территорию занимала Византия, то можно увидеть, что в

Если посмотреть какую территорию занимала Византия, то можно увидеть, что в

состав государства входили чрезвычайно развитые экономически, по тем временам, регионы: Греция, Сирия, Египет.
Благодаря сильной армии и флоту Византийская империя довольно успешно выдерживала натиск варварских племён.
В крупных городах империи сохранились торговля и ремесло. Основной производительной силой были свободные крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы.
Византийская империя приняло христианство в качестве основной религии. Это позволило быстрее наладить взаимоотношение с соседними странами.
Слайд 5

Балканский п-ов Закавказье Малая Азия Палестина Сирия Египет

Балканский п-ов

Закавказье

Малая Азия

Палестина

Сирия

Египет

Слайд 6

План урока 1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

План урока

1. Развитие образования.
2. Научные знания.
3. Архитектура.
4. Живопись.
5. Культурные

связи Византии.
Слайд 7

Особенности развития Византии Причины многолетнего существования Византии 1. В Восточной Римской

Особенности развития Византии

Причины многолетнего существования
Византии

1. В Восточной Римской империи рабство

было развито слабее,
чем в Западной.

2. Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3. В городах существовали торговля и ремесло.

4. Император имел возможность содержать армию и флот.

5. Византия могла отбивать натиск внешних врагов

Слайд 8

В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где

В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где

развивалось ремесло и торговля.

Особенности развития Византии

Слайд 9

Особенности развития Византии Константинополь расположенный на берегу пролива Босфор, находился на

Особенности развития Византии

Константинополь расположенный на берегу пролива Босфор, находился на пересечении

двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное.
Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.
Слайд 10

Власть императора Император обладал огромной властью: Мог казнить подданных 2. Конфисковать

Власть императора

Император обладал огромной властью:

Мог казнить подданных
2. Конфисковать их имущество
3. Смещать

и назначать на должность людей
4. Издавал законы
5. Был высшим судьёй
6. Руководил армией
7. Определял внешнюю политику
Слайд 11

Император выступал в расшитых золотом и жемчугом шёлковых одеждах, с венцом

Император выступал в расшитых золотом и жемчугом шёлковых одеждах, с венцом

на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.

Власть императора.

Слайд 12

527-565 гг. - правление Юстиниана. Сам Юстиниан в указах называл себя

527-565 гг. - правление Юстиниана.
Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем

Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским

Юстиниан и его реформы

Юстиниан. Мозаика. В церкви в Равенне

Слайд 13

Юстиниан получил власть в очень трудное время: от бывших владений осталась

Юстиниан получил власть в очень трудное время: от бывших владений осталась

малая часть, в церкви начались разногласия, местная знать чинила произвол, крестьяне разбегались, в городах проходили бунты, наметился финансовый кризис.

Юстиниан и его реформы.

Юстиниан в старости

Слайд 14

Юстиниан и его реформы. Прокопий Кесарийский Юстиниан мог тихим и ровным

Юстиниан и его реформы.

Прокопий Кесарийский

Юстиниан мог тихим и ровным голосом

приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей
Слайд 15

Самостоятельная работа Выписать в тетрадь реформы Юстиниана

Самостоятельная работа

Выписать в тетрадь реформы Юстиниана

Слайд 16

Деятельность Юстиниана …«единое государство, единый закон, единая религия» Пожалование земли церкви

Деятельность Юстиниана

…«единое государство, единый закон, единая религия»
Пожалование земли церкви
Постройка храмов и

монастырей
Гонения на язычников
Издание «Свода гражданского права»
Введение новых налогов
Установление пошлины на все ввозимые в Константинополь товары
Слайд 17

Римское право система права, законов, сложившаяся в Древнем Риме, которая регулировала

Римское право

система права, законов, сложившаяся в Древнем Риме, которая регулировала поведение

людей.
В Древнем Риме впервые в мире появляются ученые правоведы – юристы
Слайд 18

Борьба империи с внешними врагами

Борьба империи с внешними врагами

Слайд 19

Задание на урок Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не испытала упадка?

Задание на урок

Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не

испытала упадка?
Слайд 20

Вступление В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры,

Вступление

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как

Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.
Слайд 21

1. Развитие образования. Ученики в школе В VII—VIII веках, когда владения

1. Развитие образования.

Ученики в школе

В VII—VIII веках, когда владения Византии сократились,

греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.
Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Византийский алфавит

Слайд 22

1. Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственные и

1. Развитие образования.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные

школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.
В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

В высшей школе

Слайд 23

2. Научные знания. Рукопись. Византийцы сохранили античные знания по математике и

2. Научные знания.

Рукопись.

Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их

для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.
Слайд 24

2. Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии;

2. Научные знания.

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись

древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Греческий огонь

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Хирургические инструменты

Слайд 25

2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели

2. Научные знания.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты

и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Византийский историк

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

Представление о мире

Слайд 26

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом

3. Архитектура.

Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом

храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Алтарь

Слайд 27

3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор

3. Архитектура.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор —

помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

неф

притвор

алтарь

апсиды

Слайд 28

3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в

3. Архитектура.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в

Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.
Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

Реконструкция и внутренний вид Айя-Софии


Слайд 29

3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный

3. Архитектура.

В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный

храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
Слайд 30

Архитектура. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми

Архитектура.

В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.

Центральный неф увенчан 31 метровым куполом, сделанным из легкого кирпича. Купол опирался на барабан.
Внешнее убранство было оформлено белым и красным кирпичом и каменными узорами.

неф

апсиды

притвор

алтарь

Слайд 31

Притвор – помещение у западного, главного входа. Неф – вытянутая основа

Притвор – помещение у западного, главного входа.
Неф – вытянутая основа храма,

где собирались верующие для молитвы.
Слайд 32

Алтарь – место, куда могли входить только духовные лица. Апсид –

Алтарь – место, куда могли входить только духовные лица.
Апсид – полукруглая

сводчатая ниша, которая выступала наружу.
Слайд 33

Архитектура.

Архитектура.

Слайд 34

Архитектура. В X-XI веке вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм,

Архитектура.

В X-XI веке вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм, установленный

на круглом возвышении – барабане.
Слайд 35

Архитектура. Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину

Архитектура.

Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание,

разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых

Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

Виды христианских храмов

Слайд 36

4. Живопись. Мозаика В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены

4. Живопись.

Мозаика

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов

и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту
укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.
В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Фреска

Слайд 37

4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего

4. Живопись.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего

к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Слайд 38

4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как

4. Живопись.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как

бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

Мученики и мученицы

Слайд 39

4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний:

4. Живопись.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний:

огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

Благословляющий Спаситель.

Слайд 40

4. Живопись. В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера

4. Живопись.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались

размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
Слайд 41

4. Живопись. В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения

4. Живопись.

В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога,

Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

Слайд 42

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой

5. Культурные связи Византии.

В начале Средних веков Византия была самой

культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Храм византийского стиля в Грузии

Слайд 43

5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру

5. Культурные связи Византии.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру

славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

Кирилл и Мефодий

Глаголица и кириллица


Слайд 44

Повторение пройденного Выполните задание Завершить

Повторение пройденного
Выполните задание

Завершить

Слайд 45

Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/

Использованные материалы

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник

для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г.
Иллюстрации:
- Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.
Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея http://video.mail.ru/mail/ilya_guzey/