Культура Западной Европы в эпоху Средневековья

Содержание

Слайд 2

1. Общая характеристика раннего средневековья

1. Общая характеристика раннего средневековья

Слайд 3

Период Раннего Средневековья занимает период V в. — XI вв., Классического

Период Раннего Средневековья занимает период V в. — XI вв.,
Классического

Средневековья —
Период XII в. — XIV вв.
Слайд 4

Сегодня можно с известной долей вероятности считать, что период культуры Раннего

Сегодня можно с известной долей вероятности считать, что период культуры Раннего

и Классического Средневековья охватывает по меньшей мере десять веков,
с V в. по конец XIV в., т. е. с момента падения Западной Римской империи (476 г.)
до момента активного формирования культуры Возрождения.
Слайд 5

Основными чертами Раннего Средневековья являются: процесс формирования европейской общности народов, складывание

Основными чертами Раннего Средневековья являются:
процесс формирования европейской общности народов,
складывание феномена

западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.
Слайд 6

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской

империи и на ее излете в IV в. становится государственной религией в Риме.
Слайд 7

Задолго до того, как христианство было признано официально строились подземные христианские храмы

Задолго до того, как христианство было признано официально строились подземные христианские

храмы
Слайд 8

Однако поначалу христиане подвергались гонениям в Древнем Риме

Однако поначалу христиане подвергались гонениям в Древнем Риме

Слайд 9

По мере сосредоточения руководства в христианских общинах в руках пресвитеров, диаконов,

По мере сосредоточения руководства в христианских общинах в руках пресвитеров, диаконов,

а затем епископов формируется институт священства.

Диаконы

Епископы

Слайд 10

На фоне упадка городского самоуправления, ослабления института светской власти епископы становятся

На фоне упадка городского самоуправления, ослабления института светской власти епископы становятся

первыми лицами в городах и городских округах.

Начиная с IV в. римский епископ стал именоваться папой римским.
Первым римским папой католическая церковь считает римского епископа, апостола Петра.

Слайд 11

Швейцарский гвардеец и папа римский в церемониальном и обычном облачении

Швейцарский гвардеец и папа римский в церемониальном и обычном облачении

Слайд 12

Папская тиара

Папская тиара

Слайд 13

Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325 г.)

Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325 г.)

и Константинопольский (381 г.) Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры». Они становятся обязательными для всех христиан.

Никейский собор. Румынская фреска 18 в.

Слайд 14

Никейский собор принял догмат о троичности Бога: «Сын Божий есть истинный

Никейский собор принял догмат о троичности Бога: «Сын Божий есть истинный

Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом».
Константинопольский собор утвердил догмат о равенстве и «единосущности» Божественной Троицы.
Слайд 15

Вера в воскресение Христа,

Вера в воскресение Христа,

Слайд 16

в воскресение мертвых,

в воскресение мертвых,

Слайд 17

в Божественную Троицу стала основой христианского учения.

в Божественную Троицу стала основой христианского учения.

Слайд 18

Вместе с тем христианство учило, что человек является земным воплощением Бога,

Вместе с тем христианство учило, что человек является земным воплощением Бога,

любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же — результат первородного греха и нарушения заповедей. Слабый и склонный к греху человек может получить спасение с помощью церкви.

Хуго Ван дер Гус. Искушение Адама и Евы. Ок. 1480 г.

Слайд 19

Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших

Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших

различное социальное положение.
Этому способствовали следующие факторы:
христианская трактовка человека вне зависимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к совершенству путем отказа от бренного, земного и бесконечной любви к Создателю и любви к ближнему по примеру Иисуса Христа;
христианство вовсе не отбрасывало, а на первоначальном этапе скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов;
идея единого происхождения рода человеческого и иерархическое строение мира в христианском мировоззрении как нельзя лучше отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств.
Слайд 20

Сословия феодального общества

Сословия феодального общества

Слайд 21

Сословие воюющих:

Сословие воюющих:

Слайд 22

Встаёт вопрос о том, почему на протяжении всего существования христианство было

Встаёт вопрос
о том, почему на протяжении всего существования христианство было

вынуждено бороться с многочисленными враждебными ему доктринами, и более того, претерпевать под воздействием этой борьбы изменения?
Слайд 23

По всей видимости , христианство, как и любой тип культуры, претендующий

По всей видимости , христианство, как и любой тип культуры, претендующий

на господство, по-своему сформулировало главное противоречие, лежащее в основе мира.
Это противоречие между земным и небесным, телом и духом решалось христианством в пользу последнего.
Слайд 24

Град земной и град небесный Картина Н.Рериха. Святые ушли, а Глеба хранителем поставили.

Град земной и град небесный Картина Н.Рериха. Святые ушли, а Глеба хранителем

поставили.
Слайд 25

Христиане были призваны таким образом отрицать проявления земной жизни, что вело

Христиане были призваны таким образом отрицать проявления земной жизни, что вело

на практике к жесткой регламентации извне всех видов культурной деятельности человека со стороны церкви.
Отсюда берут корни многочисленные ереси и прочие виды сопротивления, столь жестоко подавлявшиеся церковью в рассматриваемый период.
Слайд 26

Римско-католическая церковь не только не подчинялась верховной политической власти, но и

Римско-католическая церковь не только не подчинялась верховной политической власти, но и

сохранила практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная с IV в., с момента оформления института папства. Кроме период резкого ослабления (X — сер. XI вв.), когда в условиях обострившейся междоусобицы папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров. Но уже с середины XI в. могущество и независимость пастырей римско-католической церкви были восстановлены. А в период Классического Средневековья (XII—XIII вв.) влияние католической церкви и папства на все сферы общественной жизни еще более возросло.

Иннокентий III – самый могущественный папа Средневековья (1198—1216). Заставил принять вассальную зависимость английского, португальского, арагонского королей и царя Болгарии

Слайд 27

В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим

В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим

и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами.
Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве (fllioque - и от сына) ,
т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (как утверждали византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим).
Слайд 28

Филиокве - добавление, сделанное в VII в. западнохристианской (католической) церковью к

Филиокве - добавление, сделанное в VII в. западнохристианской (католической) церковью к

христианскому «Символу веры» IV в. в догмате Троицы:
об исхождении святого духа не только от Бога-Отца, но и от Сына.
Православная церковь не приняла филиокве.
Слайд 29

Спор о филиокве Согласно Символу веры IV в. Исхождение Св. Духа

Спор о филиокве

Согласно Символу веры IV в.

Исхождение Св. Духа от

Бога-Отца и Сына, согласно filioque (VII в.) Неизвестный провансальский художник (сер. XV века). Фрагмент росписи алтаря из Бульбона, Франция.
Слайд 30

В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в

В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в

1054 г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга.
Этот разрыв способствовал в известной мере закреплению различий и некоторых особенностей в культурном развитии Западной Европы и народов, оказавшихся в орбите православия.
Слайд 31

2. Влияние религии на культурную жизнь.

2. Влияние религии на культурную жизнь.

Слайд 32

С одной стороны церковь создает систему регламентации общественной жизни путем ограничения

С одной стороны
церковь создает систему регламентации общественной жизни путем ограничения

ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т. п.
Слайд 33

Обряд Крещения

Обряд Крещения

Слайд 34

Обряд венчания

Обряд венчания

Слайд 35

Помазание на царство Ричарда Львиное сердце

Помазание на царство Ричарда Львиное сердце

Слайд 36

Исповедь

Исповедь

Слайд 37

Святой Франциск Асизский. Джотто ди Бондоне

Святой Франциск Асизский. Джотто ди Бондоне

Слайд 38

С другой же стороны, для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты

С другой же стороны, для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты

ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения.
Слайд 39

Проявления плотских страстей, признанные за греховные, заменялись страстной, подчас фанатической любовью

Проявления плотских страстей, признанные за греховные, заменялись страстной, подчас фанатической любовью

к Христу, Деве Марии, с одной стороны, и фанатической ненавистью к врагам христианства.

Экстаз Святой Терезы. Дж. Бернини.

Крестоносцы

Слайд 40

А.С. Гуревич писал, что эмоциональная насыщенность средневековой жизни при жестком ограничении

А.С. Гуревич писал, что эмоциональная насыщенность средневековой жизни при жестком ограничении

всех форм рациональности делала средневековых людей чрезвычайно легковерными.
Вера в видения, чудесные исцеления, посещения людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью.
Слайд 41

Образы ведьм в средние века

Образы ведьм в средние века

Слайд 42

Образы ведьм в Средние века Ведьма. Якоб Корнелис. К. XIV- н.

Образы ведьм в Средние века

Ведьма. Якоб Корнелис. К. XIV- н. XV

вв.

Изображение ведьмы. Германия XII в.

Слайд 43

Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической

Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической

церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы.
Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.
Слайд 44

В иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в

В иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в

рамках которого осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека.
Остальные сферы культуры так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов.
Теология сыграла не последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. hairesis — особое вероучение), возникновение которых относится ко времени Раннего Средневековья.
Слайд 45

Средневековые ереси Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить монофизитство (отрицало

Средневековые ереси

Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить монофизитство (отрицало учение

о двойственной, богочеловеческой природе Христа), нестроианство (доказывало положение о «самостоятельно существующей» человеческой природе Христа) адопцианскую ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении (adopcio) Богом человеческого сына Христа и многие другие.
Слайд 46

Средневековые ереси Если в период Раннего Средневековья ереси отражали во многом

Средневековые ереси

Если в период Раннего Средневековья ереси отражали во многом процесс

становления института церкви, ее иерархического строя, а во главе еретических движений часто стояли представители епископата,
то во времена расцвета Средневековья ереси были направлены уже против института церкви, значительной части клира, погрязшего в алчности и разврате, против всепроникающей церковной регламентации жизни.
Таковыми были весьма распространенные в странах Западной Европы ереси катаров (Италия, Фландрия, Франция XI—XII вв.), вальденсов (Франция, конец XII в.), лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии), альбигойцев (Франция XII—XIII вв.) и др.
Слайд 47

Еретические движения Классического Средневековья носили достаточно ярко выраженный сословный характер, отражали

Еретические движения Классического Средневековья носили достаточно ярко выраженный сословный характер, отражали

интересы в основном малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, церковной десятины и т. п., проповедовали философию аскетизма.
Одновременно они выдвигали постулаты, направленные против отдельных догматов церкви.
Слайд 48

Инквизиция Римско-католическая церковь активно боролась с распространением ересей. Среди различных методов

Инквизиция

Римско-католическая церковь активно боролась с распространением ересей.
Среди различных методов борьбы

с ними в период Классического Средневековья наибольшее распространение получила инквизиция (от лат. ,nqusitio — розыск), действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд.
Расходы по содержанию этого органа церкви покрывались из сумм, конфискованных у еретиков.
Слайд 49

Террор инквизиции был направлен не только против еретиков, но и против

Террор инквизиции был направлен не только против еретиков,
но и против

различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т.п.
Слайд 50

Инквизиция Итогом тайного дознания с применением пыток в застенках инквизиции стали

Инквизиция

Итогом тайного дознания с применением пыток в застенках инквизиции стали не

менее устрашающие публичные казни, сожжения еретиков (так называемые аутодафе, букв. акт веры).
Наибольшая активизация деятельности инквизиции пришлась на период Реформации.
Слайд 51

Наряду с традиционными источниками пополнения церковной казны, широкой коммерческой деятельностью, доходами

Наряду с традиционными источниками пополнения церковной казны, широкой коммерческой деятельностью, доходами

по линии инквизиции и пр. значительное распространение получает продажа индульгенций (от лат. indulgentia — милость).
Слайд 52

Схоластика разработала целое учение об индульгенциях — грамотах об отпущении грехов

Схоластика разработала целое учение об индульгенциях — грамотах об отпущении грехов

как уже совершенных, так и предполагаемых.
Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления,
цена же индульгенции, отпускающей будущее преступление, зависела также и от срока действия индульгенции.
Слайд 53

По сути церковь, призванная стоять на страже христианской морали и законности,

По сути церковь, призванная стоять на страже христианской морали и законности,

в действительности поощряла преступления, что не могло не вызывать роста возмущения, в частности, распространения еретических движений.
Слайд 54

Заметное место в иерархии сфер средневековой культуры занимала философия. Она являлась

Заметное место в иерархии сфер средневековой культуры занимала философия.
Она являлась

первой «служанкой» богословия.
Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры.
Слайд 55

Особенно преуспели в решении данной задачи схоласты, многими положениями которых пользуются

Особенно преуспели в решении данной задачи схоласты, многими положениями которых пользуются

и современные теологи. Самое веское доказательство существования Бога представил Томас Аквинат (1225—1274), доминиканский монах, объявленный католической церковью во второй половине XIX в. непререкаемым авторитетом в области богословия, философии, истории, политики и права. Т. Аквинат, в частности, утверждал, что в поисках причин всех явлений человеческий разум, восходя по лестнице причин, неизбежно должен прийти к идее верховной причины всех явлений и процессов, коей и является Бог.

Томас Аквинат

Слайд 56

Впрочем, философия Средневековья также разрабатывала и собственную проблематику: формальную логику, диалектику

Впрочем, философия Средневековья также разрабатывала и собственную проблематику:
формальную логику,
диалектику

понятия,
искусство спора и т. д.
Слайд 57

Строго определенный иерархический порядок, соответствующий феодальной сословной лестнице, подчинял остальные «низшие»

Строго определенный иерархический порядок, соответствующий феодальной сословной лестнице, подчинял остальные «низшие»

науки (астрономию, геометрию, историю и т. д.) философии, которая в свою очередь, как отмечалось, сама служила теологии.
Но так же, как и философия, «низшие» науки решали свои внутренние задачи, постепенно накапливая опыт и знания, подготавливая следующий этап культурного развития западноевропейского общества.
Слайд 58

Одним из примеров такого накопления знаний было создание энциклопедий («сумм») в

Одним из примеров такого накопления знаний было создание энциклопедий («сумм») в

форме ответов на вопросы, соединявшие богословие, рациональную методику, формально-логические проблемы. Энциклопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были, по замыслу составителей, доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний.

Наряду с энциклопедиями были созданы учебники по медицине и математике.

Слайд 59

Огромную роль в распространении религиозного мировоззрения как на Западе, так и

Огромную роль в распространении религиозного мировоззрения как на Западе, так и

Востоке, играл институт монашества.
Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, организация монастырской жизни позволила добиться значительных успехов в области ведения хозяйства,
и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки.
Слайд 60

Например, еще в период Раннего Средневековья, в 529 г. Бенедикт Нурсийский

Например, еще в период Раннего Средневековья, в 529 г. Бенедикт Нурсийский

основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства.
Слайд 61

На рубеже VII и VIII вв. англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный

На рубеже VII и VIII вв. англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный

(672 — 755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астрономических явлений.
Слайд 62

Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором

Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором

были собраны сведения по различным наукам: «Книга о делении чисел», «Правила счета на абаке», а также трактат по геометрии французского монаха Герберта (X в.); «Записки о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.) и т. д. Грабан Мавр дарит свой труд папе Григорию IV.
Слайд 63

В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры

В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры

культурной жизни. В начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордены, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру. Это францисканцы, августинцы, кармелиты и доминиканцы. Монах францисканец. П.П. Рубенс.
Слайд 64

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в V—IX

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в V—IX

вв. в руках церкви. Целью школ была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся.
Слайд 65

Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиеся

Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиеся

ей в наследство от античной системы светского образования:
грамматика,
риторика,
диалектика с элементами логики, арифметика,
геометрия,
астрономия
музыка.
Слайд 66

Параллельно с этими школами церковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши,

Параллельно с этими школами церковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши,

не предназначенные для церковной карьеры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.
Слайд 67

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый

университет (от лат. universitas — совокупность, общность).
Слайд 68

Болонские студенты немецкой нации (землячества). Миниатюра XV в.

Болонские студенты немецкой нации (землячества). Миниатюра XV в.

Слайд 69

В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В

В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В

Англии первым был университет в Оксфорде (1167)
Слайд 70

вторым — университет в Кембридже (1209)

вторым — университет в Кембридже (1209)

Слайд 71

Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный

Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный

средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы.
Слайд 72

Лекция в Парижском университете. С картины Криспена де Пасса, 1612 г.

Лекция в Парижском университете. С картины Криспена де Пасса, 1612 г.

Слайд 73

В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались

В Парижском университете имелось четыре факультета:
общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались

семь свободных искусств),
а также
старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет:
богословский,
медицинский,
юридический.
Церковь достаточно успешно осуществляла контроль за преподаванием в университетах.
Так, по требованию церкви из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилегированное положение среди коллег, как это произошло, например, в 1255 г. в Парижском университете на основе специальной буллы папы Александра IV.
Слайд 74

Медицина в средние века

Медицина в средние века

Слайд 75

В 1254 году статус получил университет Саламанки в Испании

В 1254 году статус получил университет Саламанки в Испании

Слайд 76

Искусство в Средние века

Искусство в Средние века

Слайд 77

Художественное творчество Средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Средневековый художник был

Художественное творчество Средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви.
Средневековый художник был

призван отображать лишь совершенство
миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным канонам.
Характерно в этой связи распространенное название художника — геометр,
которое лишь в XIV в. было заменено на аджест (художник).
И тем не менее универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства и пр.
Подтверждением этого может служить, в частности, наличие нескольких стилей, характеризующих архитектуру Средневековья.
Слайд 78

Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен романский стиль, особенно

Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен
романский стиль,
особенно

получивший развитие с конца Х в.
Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д.
Слайд 79

Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной

Светские постройки романского стиля отличаются
массивностью форм,
узкими оконными проемами,
значительной

высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений.
Те же черты характерны для храмовых сооружений,
которые изнутри покрывали настенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскрашенные рельефы.
Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени.
Слайд 80

Характерные образцы романской архитектуры

Характерные образцы романской архитектуры

Слайд 81

Церковь Святого Якоба. Регенсбург. Германия

Церковь Святого Якоба. Регенсбург. Германия

Слайд 82

Винчестерский собор. Англия.

Винчестерский собор. Англия.

Слайд 83

Лимбургский собор. Германия

Лимбургский собор. Германия

Слайд 84

Собор Нотр-Дам Ля Гранд в Пуатье. Франция

Собор Нотр-Дам Ля Гранд в Пуатье. Франция

Слайд 85

Аббатство Марии Лаах. Германия

Аббатство Марии Лаах. Германия

Слайд 86

Церковь Богородицы. Дания

Церковь Богородицы. Дания

Слайд 87

Пизанский собор. Италия

Пизанский собор. Италия

Слайд 88

Приорат Серабонны. Франция

Приорат Серабонны. Франция

Слайд 89

Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность

Для росписи и скульптуры романского типа характерно
плоскостное двухмерное изображение,
обобщенность

форм,
нарушение пропорций в изображении фигур,
отсутствие портретного сходства с оригиналом,
напряженная духовная выразительность.
Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
Слайд 90

Резной орнамент из Аббатства Марии Лаах

Резной орнамент из Аббатства Марии Лаах

Слайд 91

Уроборос. Орнамент. Килпек. Англия.

Уроборос. Орнамент. Килпек. Англия.

Слайд 92

Собор в Каоре. Франция

Собор в Каоре. Франция

Слайд 93

Тимпан (внутреннее поле фронтона) из аббатства Везле во Франции, 1130-е гг.

Тимпан (внутреннее поле фронтона) из аббатства Везле во Франции, 1130-е гг. 

Слайд 94

Портик да Глория собора Сантьяго Матамороса (Мавробойца). Сантьяго-де-Компостелла. Испания

Портик да Глория  собора Сантьяго Матамороса (Мавробойца). Сантьяго-де-Компостелла. Испания  

Слайд 95

Мастер из Педрета. Мадонна с младенцем в величии и Поклонение волхвов.

Мастер из Педрета. Мадонна с младенцем в величии и Поклонение волхвов. Фреска апсиды.

Испания. Ок. 1100 г.
Слайд 96

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим стилем. От итал.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим стилем.
От итал. gotico

— готский, по названию германского племени готов.
Расцвет его относится к XIII— XV вв.
Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья.
Слайд 97

Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений,

Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений,

характеризуются
уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде;
огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм.
В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.
Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь.
Слайд 98

Первые готические сооружения появились во Франции

Первые готические сооружения появились во Франции

Слайд 99

Церковь монастыря Сен-Дени – первое готическое сооружение

Церковь монастыря Сен-Дени – первое готическое сооружение

Слайд 100

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Слайд 101

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Слайд 102

Шартрский собор

Шартрский собор

Слайд 103

Реймский собор

Реймский собор

Слайд 104

Собор в Кутансе

Собор в Кутансе

Слайд 105

Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель

Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель

Слайд 106

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность, своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов.

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны
большая протяженность,
своеобразное

пересечение стрельчатых арок сводов.
Слайд 107

Вестминстерский собор

Вестминстерский собор

Слайд 108

Кентерберрийский собор

Кентерберрийский собор

Слайд 109

Собор в Солсбери

Собор в Солсбери

Слайд 110

Собор в Солсбери. Интерьер

Собор в Солсбери. Интерьер

Слайд 111

Собор в Солсбери. План

Собор в Солсбери. План

Слайд 112

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным,

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным,

чем во Франции и Англии.
Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля.
Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе.
Слайд 113

Первым кирпичным готическим храмом была церковь Святой Марии в Любеке (XIII в.)

Первым кирпичным готическим храмом была церковь Святой Марии в Любеке (XIII

в.)
Слайд 114

Кёльнский собор

Кёльнский собор

Слайд 115

Кёльнский собор

Кёльнский собор

Слайд 116

В XIV в. возникает новая техника — пламенеющая готика, для которой

В XIV в. возникает новая техника — пламенеющая готика,
для которой

было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню.
Слайд 117

Собор в Амьене. Франция

Собор в Амьене. Франция

Слайд 118

Башня Сен-Жак, бывшая колокольня романской церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Париж. XVI в.

Башня Сен-Жак, бывшая колокольня романской церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Париж. XVI в.

Слайд 119

Миланский собор

Миланский собор

Слайд 120

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи.
Появляется круглая

скульптура,
изображение становится более реалистичным,
богаче палитра красок.
Слайд 121

Фрагмент витражного окна. Франция

Фрагмент витражного окна. Франция

Слайд 122

Портрет Иоанна Доброго. Франция. XIV в.

Портрет Иоанна Доброго. Франция. XIV в.

Слайд 123

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге. Германия

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге. Германия

Слайд 124

Апрель. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского

Апрель. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского

Слайд 125

Граф Эккехард Мейсенский и Ута Балленштедская. Наумбургский собор. Германия.

Граф Эккехард Мейсенский и Ута Балленштедская. Наумбургский собор. Германия.

Слайд 126

Наумбургский собор Святого Петра и Павла. Германия. Синтез романского стиля и готики

Наумбургский собор Святого Петра и Павла. Германия. Синтез романского стиля и

готики
Слайд 127

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество.
Высокого развития достигает

устная поэзия.
Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии.
Слайд 128

Песнь о Нибелунгах. Германия Зигфрид

Песнь о Нибелунгах.

Германия

Зигфрид

Слайд 129

Весьма важный элемент устного творчества — саги, сохранившие память народа о

Весьма важный элемент устного творчества — саги, сохранившие память народа о

действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Эрик Рыжий
Слайд 130

Памятник скандинавского эпоса — «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских

Памятник скандинавского эпоса — «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских

песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами. Игдрасиль (исполинский ясень – Вселенная) в Исландском манскрипте XVII в.
Слайд 131

Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700

Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700

г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Поединок Беовульфа с драконом. Иллюстрация к изданию 1908 г.
Слайд 132

Крупное направление художественного творчества — рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в

Крупное направление художественного творчества — рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в

период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги.

Готффрид Страсбургский (1165 или 1180-1215), один из авторов «Тристана и Изольды»

Слайд 133

Наиболее известны Песнь о Ролланде (Франция) Тристан и Изольда (Германия). Картина художника Н. Уайета.

Наиболее известны

Песнь о Ролланде (Франция)

Тристан и Изольда (Германия).
Картина художника Н.

Уайета.
Слайд 134

а также Песнь о Сиде (Испания). Рисунок Ф. фон Фольца Родриго (Испания)

а также

Песнь о Сиде (Испания).
Рисунок Ф. фон Фольца

Родриго (Испания)

Слайд 135

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая

образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере страны — труверами.

Трубадур Гильом де Кабестань, XII в.
Миниатюра из Манесского кодекса (песенника) XIII-н.XIV вв.

Слайд 136

Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов

Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов

(от лат. vagari — бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. и возникает данная субкультура — в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что безусловно вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.

Колесо фортуны.
Миниатюра из рукописного сборника Carmina Burana. Составлен в XIII в.

Слайд 137

С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия),

С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия),

которые выступали в XI—XII вв. на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman — букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов.

Однако, когда в XII в. среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться.

Слайд 138

В целом для эпического искусства шпильманов были характерны анонимность, т. е.

В целом для эпического искусства шпильманов были характерны
анонимность, т. е.

автор не называл своего имени и не давал собственных оценок действующим лицам своих произведений,
а также гиперболизм (намеренное преувеличение числа или силы).
Слайд 139

Одной из основных форм средневекового искусства был церковный театр. Приблизительно с

Одной из основных форм средневекового искусства был церковный театр.
Приблизительно с

XI в. во время литургии в храмах стали разыгрываться драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистериями. В XIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участники представлений были горожане.
Слайд 140

Возведение Ваивлонской башни. Сцена из Мистерии

Возведение Ваивлонской башни. Сцена из Мистерии

Слайд 141

По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни,

По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни,

которые получили название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы. Титульный лист фарса о Пателене. Париж. Ок. 1500 г.
Слайд 142

Одновременно широкое распространение с XIII в. получает особый жанр драмы в

Одновременно широкое распространение с XIII в. получает особый жанр драмы в

стихах — моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой были олицетворениями добродетелей и пороков. Народные истоки жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с Зимой. В моралите принцип олицетворения применяется к христианским добродетелям и грехам. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее. Колесо Фортуны – типичный эпизод моралите.