ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Содержание

Слайд 2

Литература раннего западного Средневековья Рассказы о жизни святых — агиографии. Энциклопедические,

Литература раннего западного Средневековья

Рассказы о жизни святых — агиографии.
Энциклопедические, научные

и историографические труды.
Мифология , героический эпос, сага.
Слайд 3

Героический эпос Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым

Героический эпос

Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым значительным

наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место.
Песни о богах и героях заменяли варварам историю.
Самый древний — ирландский эпос.
Слайд 4

сага Особая форма эпических сказаний ——сага появилась в древней исландии. Исландское

сага

Особая форма эпических сказаний ——сага появилась в древней исландии.
Исландское

слово «сага» происходит от глагола «сказать».
Складывали саги скандинавские поэты IХ-ХII вв. — скальды.
Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах .
Слайд 5

Эдды Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд:

Эдды

Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей

Эдды» и «Младшей Эдды».

Старшая Эдда — это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях.

Младшая Эдда — это пересказ древнегерманских мифов и сказаний.

Слайд 6

Главный из богов — одноглазый Один, который первоначально был богом войны.

Главный из богов — одноглазый Один, который первоначально был богом войны.

Слайд 7

Второй по значению — бог грозы и плодородия Тор.

Второй по значению — бог грозы и плодородия Тор.

Слайд 8

Третий — зловредный бог Локи.

Третий — зловредный бог Локи.

Слайд 9

А самый значительный герой — богатырь Сигурд.

А самый значительный герой — богатырь Сигурд.

Слайд 10

В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о

В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о

золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.
Слайд 11

Ирландская Сага Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном

Ирландская Сага

Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном очаге

кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели).
Слайд 12

В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.

В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят

на фоне исторических событий.
Слайд 13

Слайд 14

Литература Романской эпохи ХI-ХII вв. Основные жанры: «ученая» церковная литература; рыцарская

Литература Романской эпохи ХI-ХII вв.

Основные жанры:
«ученая» церковная литература;
рыцарская литература

(героический эпос и куртуазный роман)
Слайд 15

Героический эпос В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая

Героический эпос

В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая

основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв.

В основу событий героического эпоса, прославляющего богатырскую силу и подвиги главных героев, положены реальные исторические события, которые переплетаются с вымыслом.

Слайд 16

«Песнь о нибелунгах» Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь

«Песнь о нибелунгах»

Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла,

который в поеме превратился в доброго, безвольного Этцеля.
Слайд 17

«Песнь о нибелунгах» Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.

«Песнь о нибелунгах»

Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских

турниров и прекрасных дам.
Слайд 18

. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который

. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который

совершил множество чудесных подвигов.
Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян.
Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.
Слайд 19

Куртуазная литература (от фр.— учтивый), Главными темами светской рыцарской, или куртуазной,

Куртуазная литература (от фр.— учтивый),

Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы,

которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.
Слайд 20

Литература Готического периода. Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода

Литература Готического периода.

Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода -

вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.
Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверов во Франции,
миннезингеров в Германии.
Слайд 21

Трубадур Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу

Трубадур

Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой

доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.
Слайд 22

Труверы Труверы -французские - придворные поэты-певцы . Родилось и искусство труверов

Труверы

Труверы -французские - придворные поэты-певцы .
Родилось и искусство труверов при

дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.
Слайд 23

Миннезингеры Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с

Миннезингеры

Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого

Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.
Слайд 24

Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в Провансе . Подразделялась

Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в Провансе . Подразделялась

на ­ следующие жанры:

алъба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания;
пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой;
сирвента — стихотворение на моральную и политическую тему ;
тенсоны — стихотворные диспуты. (буквально “спор”).

Слайд 25

К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических произведений? Встретил пастушку

К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических произведений?

Встретил пастушку вчера

я,
Здесь у ограды блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная
Чепчик — от ветра прикрыться.

Я не ворчун и не злослов,
А наглецам бы не прощал.
Господь, помимо всех даров,
Рассудок человеку дал,
Чтоб скромным быть. Но не таков
Любой из золотых мешков:
Из грязи в графы прет нахал, —
Уже и замок отмахал!
Короны есть, но нет голов,
Чтоб под короной ум блистал.
О славе дедовских гербов
Маркиз иль князь радеть не стал.
А у баронов при дворах
Я бы от голода зачах:
Хоть богатеет феодал,
Пустеет пиршественный зал.

Слайд 26

Боярышник листвой в саду поник, Где дона с другом ловят каждый

Боярышник листвой в саду поник,
Где дона с другом ловят каждый

миг:
Вот-вот рожка раздастся первый крик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал...
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

Бертран, пусть был бы выбор вам предложен:
Отречься от изысканных утех
Любви, забыв про прежний свой успех,
Иль больше не вытаскивать из ножен
Меча, притом что Дама-то как раз
Лишь воина ценить и будет в Вас,
Что предпочтете? Мой вопрос несложен
На вид, но в нем всей жизни смысл заложен.
Мой путь в любви, Сорель, был столь тревожен, Чинили дамы столько мне помех, Что я оставлю с радостью их всех; Мне кажется, ваш самый тезис ложен: Ведь от любви отказ - от мук отказ, Меж тем как список славных браней нас Украсит, и он может быть умножен; Иной ответ, пожалуй, невозможен.

Слайд 27

В конце XII в. поэтов занимали больше не лирические стихи, а

В конце XII в. поэтов занимали больше не лирические стихи, а

полные всяких авантюр стихотворные поэмы — рыцарские романы. Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура.
Слайд 28

Но самым популярным был роман о трагической любви — «Тристан и

Но самым популярным был роман о трагической любви — «Тристан и

Изольда».
Роман о Тристане имеет много каждый автор вносил в роман свои детали.
Слайд 29

Героический эпос и рыцарская литература нашли отражение в музыкальном творчестве Рихарда

Героический эпос и рыцарская литература нашли отражение в музыкальном творчестве Рихарда

Вагнера, которого вдохновили сюжеты эпоса «Песнь о нибелунгах» и «Валькирии»
Слайд 30

Городская литература Готического периода. С развитием городов появились и новые формы

Городская литература Готического периода.

С развитием городов появились и новые формы литературных

произведений.
Светская городская литература позднего Средневековья представлена следующими жанрами:
во-первых - фаблио и шванки - реалистическими стихотворными новеллами;
во- вторых - лирикой вагантов — бродячих студентов, школяров, низшего духовенства,
в - третьих - народными сатирическими поэмами,
в – четвертых –баллады.
Слайд 31

Городская литература Готического периода. В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела

Городская литература Готического периода.

В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к

обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы,
которые во Франции назывались фаблио,
а в Германии — шванк,
были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.

(фаблио «О Буренке, поповской корове» ).

Слайд 32

Лирическая поэзия вагантов (от лат. vagantez — бродячие люди), воспевающая щедрые

Лирическая поэзия вагантов
(от лат. vagantez — бродячие люди),
воспевающая щедрые

дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.
Слайд 33

Нищий студент Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар,

Нищий студент

Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что

твоя дубина.
Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье.
На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса.
К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает.
Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану.
А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.
Слайд 34

Народные поэмы («Роман о Лисе»). В XII в. появляются народные поэмы,

Народные поэмы

(«Роман о Лисе»).

В XII в. появляются народные поэмы,

созданные на основе устного народного творчества — фольклора.
Слайд 35

Баллады В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.

Баллады

В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике,

защитнике бедных и обездоленных.
Слайд 36

Баллада о благородном рыцаре Айвенго

Баллада о благородном рыцаре Айвенго

Слайд 37

Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях У. Шекспира, и В. Скотта.

Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях
У. Шекспира, и В.

Скотта.