Мировоззрение и религия Древнего Рима

Содержание

Слайд 2

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер ( 1880— 1936) — немецкий философ, представитель

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер ( 1880— 1936) —
немецкий философ, представитель философии

жизни, публицист

Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
«Цивилизация есть неизбежная судьба культуры».
Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации.
Культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима.
«Греческая душа и римский интеллект»
О. Шпенглер «Закат Европы»

Слайд 3

Там, где эллина интересовали вещи заведомо уникальные (люди, боги, природные явления),

Там, где эллина интересовали вещи заведомо уникальные (люди, боги, природные явления),

римлянин устанавливал и регламентировал отношения между этими вещами (римская государственность, римское право, мантические (гадательные) практики авгуров и гаруспиков и т.д.)
Слайд 4

Достижения римской цивилизации: использование гидроэнергии, водопровод, центральное отопление использование бетона, дороги

Достижения римской цивилизации:
использование гидроэнергии, водопровод, центральное отопление
использование бетона,
дороги в

современном понимании этого слова, акведуки, понтонные мосты,
архитектура: купол, свод и арка, развитие ордерной системы, общественные здания (амфитеатры, термы, базилики), триумфальные сооружения (арки и колонны), порты, гавани, все виды жилых зданий (инсулы, домусы, виллы)
юридическое право,
латинский язык как язык систематизации,
искусство мозаики,
римский скульптурный портрет,
театральный занавес, рама в живописи и т.д.

Значение аббревиатуры S.P.Q.R.: скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима.
«Senatus Populusque Quiritium Romanus» - «Сенат и граждане Рима»

Слайд 5

Слайд 6

«Гаруспики перед храмом Юпитера Капитолийского, у туши жертвенного быка, сообща изучают

«Гаруспики перед храмом Юпитера Капитолийского, у туши жертвенного быка, сообща изучают

внутренности». Рельеф.
Начало II в. н.э. Париж, Лувр.

Бронзовая гадательная диаграмма для гаруспиций, выполненная в виде овечьей печени. II-III в.в. н.э. Городской музей Перуджи.

Гару́спик — жрец в Древней Этрурии, позже — в Древнем Риме, гадавший по внутренностям жертвенных животных, особенно часто — печени[1]. Лучшими гаруспиками в Риме считались этруски

Слайд 7

Слайд 8

Внутренний дворик Дома Веттиев в Помпеях, Середина 1 в. н. э.

Внутренний дворик Дома Веттиев в Помпеях, Середина 1 в. н. э.


Слайд 9

Римский ларарий (lararium), божница Ларов. В центре Гений, по сторонам –

Римский ларарий (lararium), божница Ларов. В центре Гений, по сторонам –

пляшущие Лары. Каждый из двух Ларов держит рог вина в руке. Помпеи, дом Веттиев.

Гений. Римская статуэтка. I-II в. до н.э., Неаполитанский археологический музей

Слайд 10

Весталка - жрица богини Весты Веста – римская богиня домашнего очага

Весталка - жрица богини Весты

Веста – римская богиня домашнего очага

Слайд 11

Храм Весты на Бычьем форуме, 191 г. до н.э.

Храм Весты на Бычьем форуме, 191 г. до н.э.

Слайд 12

Питер Пауль Рубенс – «Ромул и Рем с волчицей» 1616. Капитолийская пинакотека, Рим.

Питер Пауль Рубенс – «Ромул и Рем с волчицей»
1616. Капитолийская пинакотека,

Рим.
Слайд 13

Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. до н. э. Рим. Палаццо Консерватори.

Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. до н. э. Рим. Палаццо Консерватори.

Слайд 14

Палатинский холм (Mons Palatinus)

Палатинский холм (Mons Palatinus)

Слайд 15

Джованни Лоренцо Бернини – «Анхиз, на плечах Энея, покидающий Трою», 1618-1619

Джованни Лоренцо Бернини – «Анхиз, на плечах Энея, покидающий Трою», 1618-1619

г.г. Рим, галерея Боргезе

Ключевые этико-эстетические понятия римского мировоззрения:
1. Fides. Изначально означало «дисциплину» в «военном» понимании этого слова. Шире: патриотизм, верность данному слову, прямодушие, мужество, преданность интересам государства, возведение норм общественного права в ранг религии…
2. Pietas. Изначально связано с идеями благочестия и естественного долга (соблюдение религиозных обрядов и уважение к нормативно установленным отношениям между людьми). Мифологическая визуализация pietas: Эней (прародитель римской цивилизации), на плечах выносящий из павшей Трои своего престарелого отца Анхиза.
3. Suavitas (сладость). Отрешенное созерцание прекрасного, разделяющее зрителя и созерцаемый объект.

Слайд 16

Никола Пуссен – «Похищение сабинянок» (фрагмент), 1637, Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Никола Пуссен – «Похищение сабинянок» (фрагмент), 1637, Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Слайд 17

Римский динарий с изображением Квирина, 56 г. до н.э. Марс (фрагмент).

Римский динарий с изображением Квирина, 56 г. до н.э.

Марс (фрагмент). Мраморный

рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в. Рим, Национальный Римский музей, Палаццо Альтемпс.

Голова Юпитера из Отриколи. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э., Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда.

Слайд 18

Янус. Неизвестный автор, XVIII в. Михайловский музей Венера. Мрамор. I—II вв.

Янус. Неизвестный автор, XVIII в. Михайловский музей

Венера. Мрамор. I—II вв. н.

э., Кремона, Городской музей Ала Понцоне.
Слайд 19

Меркурий. Мрамор. II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти. Диана. Мрамор.

Меркурий. Мрамор. II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти.

Диана. Мрамор. II

в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти.
Слайд 20

Минерва. Мрамор. II в. до н. э. Рим, Капитолийские музеи, Новый

Минерва. Мрамор. II в. до н. э. Рим, Капитолийские музеи, Новый

дворец, Атриум.

Беллона. А. Тальяпьетра. Середина XVIII в. Санкт-Петербург. Летний сад

Слайд 21

Тит Лукреций Кар (ок. 99 до н. э. — 55 до

Тит Лукреций Кар (ок. 99 до н. э. — 55 до

н. э.) — римский поэт и философ. Представитель эпикурейской школы.
Слайд 22

Лоуренс Альма-Тадема – «Римский коллекционер», XIX в.

Лоуренс Альма-Тадема – «Римский коллекционер», XIX в.