Московское княжество

Содержание

Слайд 2

Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда

Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда

приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327) и Архангельского (1333) соборов в Кремле.
Слайд 3

На месте существующего Успенского собора при Иване Даниловиче Калите в 1326-1327

На месте существующего Успенского собора при Иване Даниловиче Калите в 1326-1327

году был построен собор Успения богородицы. Нынешний Успенский собор - один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах. В качестве образца, которому должен был следовать иноземный мастер, Иван III указал Успенский собор во Владимире, чтобы воздвигнуть храм, достойный быть первенствующим на Руси.
Успенский собор стал главным храмом Российского государства. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры. Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси, а также предавали анафеме отлученных от православной церкви. Значение собора подчеркивалось его убранством. Он был богато расписан. Расписывал иконостас один из великих мастеров древнерусского искусства - Дионисий вместе с художниками Тимофеем, Ярцем и Конем. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца 15 века, а также фрески, относящиеся к 17 веку.

Успенский собор

Слайд 4

В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти пятьсот лет стоит

В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти пятьсот лет стоит

на Соборной площади Архангельский собор (1505-1508) - усыпальница московских князей и русских царей. Первый каменный собор на месте прежней деревянной церкви архистратига Михаила был заложен при Великом московском князе Иване Даниловиче Калите, позднее, через 170 лет выстроен новый каменный храм.
В Архангельском соборе проступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения. Проектировал его итальянский архитектор Алевиз Новый. Вот почему в облике собора чувствуется влияние венецианской архитектуры. Но строили собор русские мастера, и они привнесли свое понимание красоты, воспитанное на старорусских традициях зодчества. Белокаменный северный портал, резные Царские врата, роспись храма (икона "Архангел Михаил" начала 15 века) - многое в этом храме вызывает восхищение. С постройкой Архангельского собора на века определились контуры Соборной площади Московского Кремля.

Архангельский собор

Слайд 5

Со второй половины XV в. значительно расширяются границы Московского княжества ,

Со второй половины XV в. значительно расширяются границы Московского княжества ,

Москва становиться столицей единого централизованного государства. Характерными чертами московский церквей были силуэты ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола. Все это придавало архитектурным сооружениям особую динамичность объемов, легкость и стремительность ритмов. К концу XV в. Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низким деревянным шатром.

Московский Кремль

Слайд 6

В 1555 – 1561 гг. на Красной площади в честь военной

В 1555 – 1561 гг. на Красной площади в честь военной

победы русского войска над Казанским ханством был возведен Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный (1530 - 1584) поручил его строительство мастера м Барме и Постнику (согласно одной из гипотез это мог быть один человек). Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима. Она объединила восемь пределов, расположенных на одном основании и увенчанных высоким шатром. Вместе с тем сложная пирамидальная композиция отличалась художественным единством и динамичностью.

Покровский собор

Слайд 7

Архитектура Новгорода

Архитектура Новгорода

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество

Слайд 21

Князь Владимир Мономах заложил в Суздале грандиозный шестистолпный Успенский собор и

Князь Владимир Мономах заложил в Суздале
грандиозный шестистолпный Успенский собор
и сам град

Владимир.

Расположение определил первый каменный Успенский собор Владимира Мономаха. В 1148 году его сменил, чуть отступя от прежних фундаментов, храм Юрия Долгорукого. Рождественский храм не только стоит на фундаменте своего предшественника, но и в нижних частях стен даже сохраняет его кладку.

Слайд 22

Слайд 23

Золотые ворота выполняли декоративную функцию, выступая в качестве символа княжеской власти

Золотые ворота выполняли декоративную функцию, выступая в качестве символа княжеской власти

и богатства. Изящная надвратная часовня, венчавшая ворота, благословляла всех, кто пришёл во Владимир с миром. В 1810 году Ризоположенская надвратная церковь была полностью перестроена.

При Андрее Боголюбском
Владимир становится хорошо
укрепленным городом . От старых
оборонительных стен сегодня
сохранились знаменитые
Золотые ворота(1164)

Слайд 24

Богоматерь Великая Панагия (Оранта) Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном ковре,

Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Богоматерь стоит на овальном орнаментированном  красном ковре, поднявши руки

с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках.
Слайд 25

Белокаменная резьба, позолота Декоративная скульптура Фресковая роспись, иконы в драгоценных окладах

Белокаменная резьба, позолота

Декоративная скульптура

Фресковая роспись, иконы
в драгоценных окладах

Распространенным персонажем
был царь Давид

Рельефные

изображения зверей, птиц, грифонов, растений

Торжество
«княжеского» стиля

Мысль об объединении русских земель
прослеживается в живописи

Архитектура
Владимиро-
Суздальского
княжества